Конспект урока русского языка «Три склонения имен существительных» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Три склонения имен существительных».
Цель: научить определять склонения имён существительных.
Задачи:
Образовательная:
создать условия для «открытия» учащимися наличия у существительных трёх склонений;
формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Воспитывающая:
воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность, позитивное отношение к учёбе, дружелюбные отношения друг к другу и умения работать в коллективе
Развивающая:
развивать орфографическую зоркость; способствовать формированию универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; адекватно оценивать себя,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: научить определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок постановки учебной задачи.
Основные методы - частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа, здоровьесберегающая технология.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, дифференцированная работа, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
Доска, карточки с разноуровневыми заданиями, презентация со слайдами, экран,ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК тетрадь.
№ | Этап урока | Цели урока на данном этапе | Ход урока Деятельность учителя | Учебная деятельность учеников | Формирование УУД | |||||||||
1 | Вводно-мотивационный этап -Орг. момент. | Создать условия, способствующие оптимальной включенности в работу, мотивировать к учебной деятельности. | -Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. - Откройте тетради, запишите число 21 января, классная работа. | Настрой на учебную деятельность. Запись в тетради числа, классная работа. | Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя | |||||||||
| -Работа над каллиграфией | Отработать навык правильного каллиграфического письма. | - Сегодня мы будем отрабатывать соединения с буквой р: ер ор оро город дорога сердце 1.Анализ элементов буквы. 2. Анализ соединений. 3. Показ учителем. 4. Чтение и запись слов. - Указать орфограммы в данных словах на доске (карточки орфограмм). - Назвать общие признаки слов. - Чем различны слова? | Списывание образца с доски. Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограмм (имена сущ. ед.ч. И.п.) (м.р., ж.р., ср.р.) | Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу Познавательные УУД: анализ, выбор основания для сравнения, классификация объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в символ). | |||||||||
| Актуализация имеющих знаний. Письмо по памяти. | Умение соотносить части пословиц, видеть орфограммы, определять падеж существительных | Собрать пословицы. Назвать орфограммы. -сердце матери -лучше сладкой лжи -горькая правда -лучше солнца греет Записать по памяти одну пословицу, указать падеж сущ-х. | Составляют пословицы, объясняют их смысл, находят орфограммы. Запись по памяти. указывают падеж сущ. Взаимопроверка. | Познавательные УУД: умение строить устные высказывания ; анализ объектов с целью установления смысла пословиц. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, проверять работу соседа. Регулятивные УУД: умение запоминать, видеть ошибку. | |||||||||
2. |
Операционно-содержательный этап Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации. | Выбор способов действия, разрешения проблемной ситуации | (на слайде слова) Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь. - Прочитайте слова, найдите общее. - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания: - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? - По каким признакам мы сгруппировали существительные? - Какова тема и цель сегодняшнего урока? Тема: «Три склонения имен существительных». Цель: научить определять склонения имён существительных. - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению. | Версии учащихся. Дети формируют тему и цель урока. Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже) (Вода, земля) (Юра, дядя) (Стол, конь) (Окно, море) (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце) (По роду и окончанию) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно готовность к преодолению трудностей; умение формулировать тему и цель урока Познавательные УУД: формулирование проблемы. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем, творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог. Личностные УУД: готовность открыто выражать свою позицию | |||||||||
| Физминутка (релаксация) | Снизить нервно-психическую нагрузку, усталость глаз. | Слайд 8 Организация отдыха с музыкой. | Выполнение упражнений для глаз | | |||||||||
| Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. | Отработка умения определять склонение существительных, разбирать существительное как части речи. | - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Образец рассуждения - таблица. Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения. | Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов, умение структурировать знания. Регулятивные УУД: умение составлять алгоритм и последовательность действий; готовность к преодолению трудностей. Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат. | |||||||||
| Первичное закрепление. Воспроизведение изученного материала. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК | Тренировать способность к самоконтролю. Задания для закрепления материала | Упражнение в определении склонения имен существительных. Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо. | Дети пишут в тетрадях. Работа на компьютере. | Познавательные УУД: формирование умений работать с информацией. Коммуникативные УУД: контроль и оценка процесса выполнения работы, рефлексия своих действий. | |||||||||
3 | Рефлексивно-оценочный этап Разноуровневая самостоятельная работа. | Умение применить полученные знания на практике. Организация самостоятельной работы учащихся (раздаточный материал). | - Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Взаимопроверка. | 1. Запиши слова в 3 столбика: Мать, болото, беседка, альбом, кастрюля, ладонь
2. Над словами напишите тип (1,2,3) склонения: Сторож, фабрика, снег, игра, дверь, мороз, мебель 3. От данных слов образуйте существительные в единственном числе и определите склонение: Песни – ночи - Края - читатели - Руки - медали – | Регулятивные УУД: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: способность к осознанию и усвоению содержания. | |||||||||
| Домашнее задание | Обсудить и записать домашнее задание | | Запись д/з в дневник. По выбору: упр. 20 или упр. 22, СТР:14 | Регулятивные УУД: составление плана и определение последовательности действий |
Потамошнева Наталья Алексеевна