Конспект по зарубежной английской литературе «Литература раннего Средневековья»
Конспект по ЗАЛDOCX / 34.03 Кб
Литература раннего Средневековья
Говоря о Средних веках, имеют в виду период между двумя эпохами: Античностью и Возрождением. Как определенное понятие «Средневековье» (medieval — от лат. medium aevum) или «Средние века» (the Middle Ages) возникло и утвердилось незадолго до XVIII в., когда и Античность, и эпоха Ренессанса, и предшествующие ей века уже были в прошлом, став достоянием истории.
Период раннего Средневековья охватывает V—XI вв. н.э. На протяжении этих шести веков были созданы наиболее ранние из дошедших до нас литературных памятников. Они написаны на англосаксонском языке, на основе которого развился английский язык.
Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и свою культуру, дальнейшее развитие которых протекало в условиях разложения родового строя и становления феодальных отношений.
Сохранились памятники рунической письменности англосаксов. Известно о существовании песен, исполнявшихся во время свадебных и погребальных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. Их исполняли певцы, имевшиеся в каждом племени. И скопы, и глимены пользовались почетом и уважением; они были
хранителями народных преданий, искусными мастерами-профессионалами.
Языческие жрецы запрещали записывать поэтические произведения; их запись стала осуществляться учеными монахами после введения христианства. Записано было далеко не все; многие записи не сохранились, почти все списки и рукописи неоднократно изменялись: сказания языческих времен подвергались христианизации.
Самое значительное из ныне известных произведений англосаксонской поэзии поэма «Беовульф» (Beowulf) дошла до нас в списках X в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. Рукопись поэмы хранится в Британском музее. Первое английское издание поэмы было осуществлено в 1833 г. «Беовульф» — средневековый героический эпос. Поэма возникла
на основе, старинных германских преданий, относящихся к языческим временам. Эти предания появились в среде германских племен задолго до переселения англосаксов на территорию Британии. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, ее сюжет восходит к германской мифологии. В поэме нет упоминания Англии.
Литература позднего Средневековья
Особенности развития английской литературы в период XI —XIII вв. связаны с завоеванием страны норманнами. Выходцы из Скандинавии, норманны задолго до вторжения в Англию обосновались на северо-западе Франции, восприняв язык и культуру этой страны.
Официальным языком в стране стал французский. На нем говорила правящая верхушка; он употреблялся в парламенте, суде, школах, на нем говорили те слои населения, которые переселились из Франции. Коренное население говорило на англосаксонском языке, претерпевшем после норманнского завоевания значительные изменения. В церковных кругах пользовались латынью.
Трехъязычие сказалось на развитии литературы. Возникали литературные произведения на латинском, французском и англосаксонском языках. На латинском языке писались научные труды,
исторические хроники, антицерковные сатиры. Литература на французском языке была представлена рыцарской поэзией. На англосаксонском языке от этого периода сохранились произведения народнопоэтического творчества, а также ряд поэм, стихотворений и рыцарских романов, относящихся к XIII —XIV вв. Лишь в XIV в. в связи с формированием английской нации английский язык стал основным литературным языком.
Среди памятников литературы (XI —XII вв.) на латинском языке важное место принадлежит трудам по истории Британии. Таковы «Новейшая история» (Historia novorum) англосаксонского монаха Эдмера Кентерберийского, «История английских королей» (Historia regum Anglorum), написанная библиотекарем монастыря в Мальмсбери Уильямом Мальмсберийским, Особое значение для дальнейшего развития средневековой литературы имела «История бриттов» (Historia Britonum, 1132— 1137) Гальфрида Монмаутского, содержащая наиболее раннюю обработку кельтских легенд о короле Артуре, которые несколько позднее станут достоянием других европейских литератур.
Народная поэзия — один из важнейших источников развития литературы. Мотивы, сюжеты и образы народного творчества вошли в литературу уже в раннюю пору ее существования. На основе
народного творчества развивалась и английская литература. Ее обогащали традиции героического эпоса и народных песен; в ней звучали бытовавшие в народной среде предания и легенды. С появлением книжной литературы народная поэзия не прекратила своего существования и не утратила значения. В ней отразились мечты и чаяния народа, его протест против несправедливости.
Образцы народного творчества, созданные на территории Англии в период раннего Средневековья, сохранились в далеко не полном виде, но памятники народной поэзии XIV—XV вв. представлены широко. XIV и XV века — это эпоха расцвета английской и шотландской народной поэзии. Наиболее распространенные жанры ее — песня и баллада.
Особой популярностью пользовались баллады о легендарном Робин Гуде. В образе этого народного героя отразились социальные симпатии простых людей Англии. Робин Гуд — вольный
крестьянин, йомен, живущий в «веселом зеленом лесу» вместе со своей дружиной, состоящей из таких же, как и он, находящихся вне закона разоренных крестьян и ремесленников. Защитник и друг угнетенных, Робин Гуд непримирим к богачам-феодалам.
Уильям Ленгленд
(William Langland, ок. 1330 —ок. 1400)
Уильям Ленгленд известен как автор аллегорической поэмы «Видение о Петре Пахаре» (The Vision of Piers the Plowman, 1362) — крупнейшего памятника морально-дидактической поэзии XIV в.
Она написана на среднеанглийском языке аллитерационным стихом. Произведение Ленгленда органически связано с общественным движением его времени; рожденное бурной эпохой борьбы,
оно ставит насущные проблемы социального и этического характера, отражает страдания, надежды и чаяния английского крестьянства, его идеалы и убеждения. Именно поэтому «Видение о Петре
Пахаре» было столь популярно в народной среде. Выросшая на почве крестьянской жизни, поэма Ленгленда стала фактом национального сознания.
Об авторе поэмы известно немногое. Крестьянин по происхождению, он получил церковное образование, жил в бедности, держался независимо. По его собственным словам, он был «слишком
высок, чтобы низко нагибаться». Ленгленд обличал современные ему общественные порядки и выступал как проповедник нового уклада жизни.
Поэма Ленгленда принадлежит к весьма распространенному в Средние века жанру «видений». Действительность в «видениях» представала в форме сна. Аллегорический характер поэмы позволяет автору говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к вполне конкретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, о зле и мудрости в образах живых людей, наделенных такими характерными особенностями, которые свойственны определенным социальным слоям общества. Однако действующими лицами поэмы являются не только персонифицированные абстракции; ее центральный герой — Петр Пахарь, искатель правды и справедливости, — образ, рожденный самой действительностью, наделенный вполне конкретными приметами английского землепашца XIV столетия. Имя Петра Пахаря стало на долгие годы нарицательным, ассоциирующимся с представлением о человеке-труженике.
Джеффри Чосер
(Geoffrey Chaucer, 1340 — 1400 )
Поэтом, открывшим новые горизонты для дальнейшего развития английской литературы, был Джеффри Чосер. Творчество Чосера ознаменовало в истории литературы Англии переход от эпохи Средневековья к Возрождению: оно несет в себе идеи гуманизма и вольномыслия, характерные для приближающейся эпохи Возрождения, предвестником которой этот писатель и выступил в английской литературе. Воспринимая традиции средневекового искусства, Чосер пересматривал и видоизменял их в соответствии со свойственным ему широким взглядом на мир и человека. Для него был неприемлем средневековый схематизм. Он утверждал за человеком право на земное счастье, восхищался его умом и энергией, славил его находчивость и жизнелюбие. Для Чосера характерно чувство жизни в любых формах ее проявления, постоянное стремление к жизненной правде. В связи с творческой эволюцией Чосера есть основания говорить о процессе формирования английского реализма.
Чосер заложил основы сатирической традиции в литературе Англии. Основным произведением Чосера, которое составило целую эпоху в истории английской литературы и обозначило поворотный момент в ее развитии, явились «Кентерберийские рассказы»
(The Canterbury Tales, 1387— 1400). Работать над ними Чосер начал в середине 1380-х годов, но завершить свой замысел не успел. Однако и в существующем виде книга обладает внутренней цельностью. Чосер создал широкую и яркую картину современной ему Англии, представив ее в галерее живых и полнокровных образов.
Эпоха возрождения
Самым главным в культуре Возрождения был интерес к человеку, вера в силу его мысли и воли, в его творческие возможности. Человек считался высшей ценностью. Деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами, стремились содействовать благоденствию людей. Духовная и телесная красота человека воплощена на полотнах великих живописцев, в творениях скульпторов. Гуманисты эпохи Возрождения были личностями многогранными, наделенными разными талантами. Рафаэль известен не только как художник, но и как архитектор. Леонардо да Винчи был художником, архитектором и скульптором.
Ввел форму сонета в английскую поэзию Т. Уайет. Он увлекался поэзией Фр. Петрарки, с которой познакомился во время своей поездки в Италию. Начав с переводов сонетов Фр. Петрарки на английский язык, он и сам стал писать сонеты.
Жанр сонета имеет свои особенности. Сонет состоит из четырнадцати строк. Они делятся на четыре строфы: два четверостишия (катрены) и два трехстишия (терцеты). Именно таково строение
сонетов Фр. Петрарки.
Английские поэты-гуманисты XVI в. были членами литературного сообщества «Ареопаг». Благодаря их деятельности английская поэзия достигла больших высот.
В эпоху Возрождения период расцвета переживали английская драматургия и театр. Крупнейшими драматургами-предшественниками У.Шекспира, составившими группу, называвшуюся «университетскими умами», были Роберт Грин (Robert Greene, 1558 —1592), Томас Кид (Thomas Kyd, 1558—1594) и Кристофер Марло (Christopher Marlowe, 1564—1593).
Литературное наследие предшественников во многом подготовило творчество самого великого драматурга Англии У. Шекспира.
Уильям Шекспир
(William Shakespeare, 1564 — 1616)
Шекспир живет в веках как драматург и поэт. В его произведениях отражены величие и трагизм эпохи, сила страстей, страдания и радости людей, их доблесть и мужество, пороки и слабости, надежды и их крушение. Шекспир был человеком эпохи Возрождения и остался великим поэтом на все времена. Как человека Ренессанса его характеризуют свободомыслие, вера в свои силы и разум, стремление к созидательной творческой деятельности, новые взгляды на человека и общество.
О произведениях Шекспира написано множество работ, но о жизни его известно мало, что и открывает путь к всевозможным домыслам. Шекспир родился 23 апреля 1564 г. и умер 23 апреля 1616 г. Место рождения и смерти великого драматурга — город Стрэдфорд на реке Эйвон, в самом сердце Англии, среди лесов и долин Уорвикшира. Его предки занимались хлебопашеством, а отец —
Джон Шекспир — торговлей; он преуспел в своем деле, завоевал уважение сограждан, избирался в городской совет, а затем стал помощником шерифа, высокого должностного лица в графствах
Англии. Помощники шерифа были высшими должностными лицами в городах графства.
Первый период творчества Сонеты Шекспира. Сонеты Шекспира — вершина английской лирической поэзии эпохи Возрождения. По своей философской глубине и драматизму чувств они занимают выдающееся место в мировой поэзии.
Исторические хроники Шекспира. В исторических хрониках Шекспир обратился к изображению событий национальной истории и созданию образов реальных лиц, что отвечает особенностям данного жанра.
Комедии Шекспира. В первый период творчества наряду с сонетами, историческими хрониками и трагедиями Шекспир создал целый ряд комедий, герои которых, преодолевая возникающие на их жизненном пути сложности, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Созданы следующие комедии: «Комедия ошибок» (The Comedy of Errors, 1591), «Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew, 1594). Лирические, фарсовые и драматические начала сливаются в комедиях, а подчас звучат и трагические ноты, но во всех случаях верх одерживают комедийность и лиризм.
Второй период творчества. Великие трагедии. Ко времени создания своих великих трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» «Макбет» Шекспир утратил веру в идеального монарха.
Он размышлял над неустроенностью мира, над трагедией личности, живущей в переходную эпоху, когда «распалась связь времен» и «время вышло из суставов». Мир елизаветинской Англии уходил в прошлое. На смену ему приходил мир циничных хищников, пробивающих себе путь преступлениями, не считаясь с моралью. Время неотвратимо двигалось.
Третий период творчества. Шекспир оставался верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада у него уже не было. Не найдя воплощения в жизни, идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном новом мире.
Эта мечта при отсутствии возможности реализации ее в действительности воплощалась в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода. «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» представляют новое эстетическое качество. В них сливаются жанровые черты трагикомедии, пасторальной драмы и аллегории. В драмах третьего периода Шекспир обращается к смешению фантастики с реальностью, к фольклорным мотивам, к сказочным сюжетам и утопическим ситуациям, к развертывающимся на фоне природы живописным сценам. В поздних трагикомедиях Шекспира господствуют лирико-героическое начало, романтика исключительных событий. Этим пьесам свойственна тема противопоставления общества и природы, жестоких придворных нравов и идиллической
сельской жизни. Однако разрыв с обществом является здесь формой морально-этической критики этого общества, а не призывом бежать из него. Не случайно герои возвращаются в общество, чтобы продолжать борьбу со злом.
Шекспир запечатлел в своих творениях переломный характер эпохи, драматическую борьбу между старым и новым. В его произведениях отразилось движение истории в ее трагических противоречиях. Трагедия Шекспира опирается на сюжетный материал истории и легенд. Но на этом легендарном и историческом материале Шекспир выдвигал острые современные проблемы.
Литература Английской буржуазной революции
Особенности английской литературы XVII в. определяются событиями буржуазной революции, которая произошла в Англии в 1640— 1660-е годы, т.е. намного раньше, чем в других странах.
Крушение надежд гуманистов Возрождения — характерное явление английской действительности XVII столетия. Гуманистические утопии XVI в. пришли в столкновение с несправедливым и антигуманным общественным строем. И все же даже в этих сложных условиях великие гуманистические традиции английской литературы, испытавшей острый кризис, не прерывались. Они продолжали жить в творчестве крупнейших писателей XVII в.
XVII век в истории Англии — это период обострения классовых противоречий, приведших к революционному взрыву в 1640-е годы, период гражданских войн, завершившихся созданием в 1649 г. буржуазной республики. Существование республики оказалось непродолжительным. В 1688—1689 гг. произошел государственный переворот, так называемая «славная революция». Этот переворот явился компромиссом буржуазии с дворянством.
Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост освободительного народного движения и уже дающие себя знать противоречия складывающегося буржуазного общества — все это, отражаясь в литературе, определило политическую остроту творчества английских писателей XVII в., отразивших в своих произведениях судьбу и опыт народа в переломный период английской истории.
Связь социально-политической борьбы с религиозной была характерной особенностью английской действительности XVII в. Это определило своеобразие литературы того времени. Если в эпоху Возрождения в Англии драматургия и театр переживали пору своего расцвета, то в XVII в. они подверглись гонениям со стороны пуритан. Создание пьес и их исполнение на сцене было объявлено греховным занятием; посещение театра решительно осуждалось и считалось делом зловредным и пагубным. С приходом пуритан к власти театральные представления в Англии были запрещены (1642 г.). Основное место в литературе стало принадлежать произведениям прозаическим, с сильно выраженным публицистическим началом, а также поэтическим жанрам с нравственно-этической и философской проблематикой.
Широкое распространение в английской литературе получило аллегорическое изображение действительности. Аллегорию как способ изображения применяли и поэты (Дж.Драйден), и прозаики (Дж. Беньян). Аллегории в условной форме передавали картины жизни английского общества и характер отношений между людьми.
Джон Донн
(John Donne, 1572 — 1631)
Кризис ренессансного мировоззрения и усиливающееся влияние религии на художественное творчество проявились с особой остротой в творчестве выдающегося поэта Джона Донна и в творчестве поэтов возглавляемой им литературной школы — «метафизической поэзии».
Название этой школы возникло в связи с тем, что в произведениях ее представителей на смену ренессансному полнокровному, непосредственному, жизнелюбивому изображению бытия
приходит интеллектуальное, философское размышление над проблемами жизни, смерти, бессмертия. Творчество Джона Донна явилось ярким художественным выражением драматического перехода от гуманизма эпохи Возрождения к теологической концепции мира, к религиозному мироощущению XVII в., от ренессансного реализма к барокко. Гуманистическое мировоззрение сказалось в поэзии Донна 90-х годов XVI в. С искренней любовью к человеку и с удивительным изяществом поэт изображал страстные чувства и желания плоти в стихотворных циклах «Песни и сонеты» (Songs and Sonnets).
Но в начале XVII в. мироощущение Донна стало иным: он трагически воспринимал глубокие противоречия действительности, появилась мысль о тщете земных усилий человека, о его ничтожестве; поэзия обратившегося к англокатолицизму Донна становится религиозной в своей основе. В поэме «Странствования души» (The Progress of the Soul, 1601), и в прозаических проповедях (Sermons) Донн мучительно размышлял о душе человека, обращаясь к идее метемпсихоза, к мыслям о бессмертии. В этих произведениях проявились характерные черты барокко: резкие контрасты эмоций, исступленная страстность, мистические настроения, философичность размышлений, аллегоризм, смешение конкретных явлений с абстрактными понятиями из разных областей знания, схоластическая сложность, риторичность стиля.
В 1615 г. Джон Донн принял сан священника и в последние годы жизни отошел от поэзии.
Джон Мильтон
(John Milton, 1608 — 1674)
Джон Мильтон, крупнейший английский поэт XVII в., с большой художественной силой отразил события Английской буржуазной революции и настроения народных масс. Как поэт, публицист и мыслитель Мильтон сформировался под воздействием культуры эпохи Возрождения и бурной общественно-политической борьбы своего времени.
Мильтон родился в семье лондонского нотариуса и получил пуританское воспитание. Он обучался в школе при соборе св. Павла в Лондоне, а затем в Кембриджском университете, где сблизился с кругами антимонархически настроенной молодежи. В 1632 г., будучи уже магистром, Мильтон отправился во Францию, а затем в Италию, но с 1640 г. он снова жил в Англии, где
включился в напряженную общественно-политическую борьбу на стороне индепендентов1. В разгар войны Мильтон выступал убежденным противником монархии. К этому времени он уже был признанный поэт и публицист, активный сторонник республиканского строя и враг феодальной реакции. В 1650-е годы, при Кромвеле, Мильтон выполнял работу консультанта и латинского секретаря Государственного Совета. Его обязанности были столь велики и ответственны, занятия общественной деятельностью и литературой столь напряженны, что это требовало всех его сил и
времени. В результате усиленных занятий писатель ослеп, но это не сломило его энергии.
Реставрация монархии обернулась для Мильтона тяжелыми последствиями: он был приговорен к смертной казни как один из наиболее активных сторонников республики. Ему удалось избежать смерти, но наложенная на него контрибуция лишила его средств к существованию. Последние годы жизни Мильтон провел в уединении, полностью отдавшись творчеству.
Творчество Мильтона явилось выражением прогрессивных идеалов своего времени. В истории английской литературы образ мильтоновского Сатаны предваряет появление образов мятежных борцов, созданных романтиками Дж.Байроном и П.Б.Шелли.
Литература периода Реставрации
Период Реставрации (1660—1688) начался в 1658 г. королем стал Карл II Стюарт. Эпоха Реставрации, по существу, развивала экономические преимущества, предоставленные буржуазии революцией. Дворянская аристократия выступала против суровых и благочестивых пуритан, против грубых интересов буржуазии, но при этом сама аристократия уже приобщилась к буржуазным доходам.
Реакцией на строгость пуританских норм поведения явилось восстановление театральной жизни. Запреты, наложенные пуританами на театральные представления и разного рода увеселения,
были сняты. Театры были вновь открыты, однако они значительно отличались от английского театра XVI — начала XVII в. и своим внешним оформлением, и характером пьес. На сцене использовались богатые декорации и пышные костюмы.
В эту эпоху развивается «комедия Реставрации»; особым успехом пользовались комедии Уильяма Уичерли (William Wycherley, 1640—1716) и Уильяма Конгрива (William Congreve, 1670—1729). В основу «комедии Реставрации» легло новое антибуржуазное умонастроение — «свободомыслие» и «остроумие» (wit), которые означали насмешливое отношение к тупости и лицемерию буржуазии. «Остроумие» в этих комедиях проявляется в иронии, сарказме диалогов, в сюжетных ситуациях, связанных со смешными эскападами персонажей.
В этих комедиях правдиво изображаются нравы Лондона, фривольные похождения светских кутил, веселые проделки повес, скептические позы джентльменов. Мастерство комедийной интриги, блеск юмористических диалогов, острота в обрисовке персонажей — все эти особенности «комедии Реставрации» впоследствии войдут в историю английской комедии как ее характерные черты и найдут свое продолжение в пьесах Оскара Уайлда, Бернарда Шоу, Сомерсета Моэма.
Общественные противоречия определили характер и содержание литературной жизни Англии последней трети XVII в.
Эпоха Просвещения.
В истории европейского общества XVIII век известен как эпоха Просвещения.
Идеология и культура эпохи Просвещения развивались в условиях освободительного движения, содержание которого определялось исторической необходимостью уничтожения феодализма и замены его капиталистическими формами отношений. Это была переходная эпоха, завершившаяся Французской буржуазной революцией 1789—1794 гг., обозначившей крушение феодализма и начало нового этапа в истории европейского общества.
Просветители верили в силы и возможности человеческого разума и выносили на его суд государственные порядки и идеологию феодализма. Просветители преувеличивали значение идей,
считая, что идеи могут изменить мир. В понимании социальной действительности и законов общественного развития они оставались идеалистами. Им был свойствен исторический оптимизм,
будущее буржуазного общества рисовалось им в идеализированном свете. От подлинного историзма такие представления были далеки. Просветительский идеал гармонически развитого общества, вера в то, что подобная гармония возможна в результате уничтожения феодализма и его пережитков, не совпадали с реальными путями и формами капиталистического прогресса. Утверждавшийся буржуазный порядок опровергал иллюзии о возможности благоденствия для всех.
Противоречия между просветительскими идеалами и реальными путями общественного развития ощущались многими мыслителями и писателями XVIII в. Это проявилось в той критике и
сатирическом осмеянии существующих порядков, которые свойственны произведениям Дж.Свифта и Г.Филдинга, Д.Дидро и Вольтера, Г.Э.Лессинга и И.В.Гёте. Это сказалось и в развиваемой просветителями концепции человека.
Вопрос о человеке, о «человеческой природе» находился в центре внимания просветителей. К нему обращались философы и историки, писатели и политики. Просветители утверждали мысль о
природной доброте человека, отвергали учение церкви о его врожденной греховности и порочности. Они считали, что пагубное влияние на природу человека оказывают неразумные условия жизни.
По своим естественным свойствам человек прекрасен, однако его развитие зависит от воспитания и той среды, в которой ему приходится жить. Просветительский идеал прекрасной от природы
человеческой личности приходил в столкновение с реальными нормами буржуазного существования. Гуманизм просветителей, оптимистическая вера в безграничные возможности человека сближают их с деятелями эпохи Возрождения.
К культуре Ренессанса просветители близки широтой своих интересов и фундаментальностью знаний. Просветители известны как выдающиеся ученые, философы, писатели и общественные
деятели. Таковы Ш.Монтескье, Д.Дидро, Вольтер, Ж.Ж.Руссо — во Франции, Фр. Шиллер и И.В.Гёте — в Германии, Дж.Свифт, Г.Филдинг, Дж.Локк — в Англии. Просветительская идеология определила содержание и направление развития различных отраслей знания и видов искусства
XVIII в. — философии, социологии, политики, педагогики, литературы, живописи и эстетики. Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в области естествознания и астрономии.
Характерной особенностью развития философской мысли XVIII в. было взаимодействие между материализмом и идеализмом. На рубеже XVII и XVIII вв. англичанин Дж.Локк и немец Г. В.Лейбниц представляли два основных направления в философии — материалистическое (Локк) и идеалистическое (Лейбниц). Материалистическая философия достигла в эпоху Просвещения больших успехов (Локк, Гольбах, Гельвеций, Дидро). Однако на данном этапе материализм был метафизическим, механическим.
Основные литературные направления эпохи Просвещения — классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм.
Особенности просветительской литературы связаны со стоящими перед ней задачами освоения новых форм общественной жизни и их воздействия на человека. Характерное и яркое явление литературной жизни эпохи — просветительский реализм.