Конспект развивающего занятия во 2 классе «Не такое это простое дело - в гости ходить. Винни-Пух»
Конспект развивающего занятия во 2 классе «Не такое это простое дело - в гости ходить. Винни-Пух».
Цель: Развитие навыков общения у учащихся
Задачи:
- Обучение правилам поведения в гостях и правилам приёма гостей
- Закрепление материала по занятию «Мотивы поведения», формирование умения анализировать различные ситуации общения
- Воспитание уважительного отношения к окружающим
- Повышение эффективности образовательного и просветительского процесса за счёт высокой степени наглядности, использования мультфильмов
Оборудование: компьютер, проектор, экран, подарочная коробка.
Форма урока: информационно-иллюстративный с элементами игры.
Время: 2 урока.
Ход занятия
1 часть :
(Звучит аудиозапись песни ВинниПуха
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Известно всем - па-пам-па-рам
На то оно и утро.)
Педагог : Здравствуйте, дети. Вы узнали песенку? Кто её исполняет? (Герой мультфильма по сказке А.Милна Винни-Пух)
Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной и приятной теме - «Поход в гости». Причём будем обсуждать этот вопрос с двух сторон: со стороны гостя и со стороны хозяина, пригласившего гостей. А сформулируем мы эти правила поведения в гостях сами с помощью двух экспертов: детского поэта Андрея Усачёва и известного мультипликационного персонажа Винни-Пуха.
Предлагаю вам прослушать стихотворения и вывести эти правила
Звучит стихотворение А.Усачёва «Рано или поздно»
Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!
Педагог: Итак, какое правило вы можете сформулировать? (Надо приходить в гости вовремя, не опаздывать).
Педагог проводит разбор ситуации с детьми: Давайте с вами придумаем, что же делать, если ты прибыл раньше назначенного часа. (Дети предлагают варианты. Обсуждение.)
Педагог: Следующее стихотворение Андрея Усачёва «О рукопожатии»
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме...
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!
Педагог: Какой вывод мы можем сделать на основании этого стихотворения?
(Дети отвечают. Можно повторить первые строки стихотворения.)
Разбор ситуации – Как должен напомнить хозяин гостю о необходимости помыть руки? (В вежливой форме показать, где находится ванная комната)
Педагог: Следующее стихотворение называется «Незваная компания»
На День рождения пингвин
Позвал пингвина-друга.
А друг явился не один –
Привёз он маму с юга…
А на хвосте пришла жена,
Причём явилась не одна:
Её подруга с мужем
Пришли на званый ужин.
Ещё привёз на вечер друг
Детей различных десять штук...
Был довод очень веским –
Оставить дома не с кем!
Ввалился чей-то брат с женой:
Что делать дома в выходной?!
Привёл соседку с внучкой
И с бультерьером Жучкой.
Гостей набилось столько в дом,
Что раскололась льдина...
И наш хозяин в дом потом
Не приглашал пингвина.
Педагог: Какой вывод мы можем сделать, исходя из смысла этого стихотворения? (Не брать с собой людей, которых не приглашали. А если вдруг вы оказались не один, спросить у хозяина заранее, не будет ли он против.)
Педагог: Другое интересное стихотворение А.Усачёва «Кот и собака». Послушайте его.
Как-то позвал в День рожденья Антон
Витьку с собакой
И Катьку с котом.
Сесть не успели гости за стол,
Как разговор всем знакомый пошёл...
Пёс зарычал: "Ненавижу котов!
Я их гонять днём и ночью готов".
Кот прошипел: "Презираю овчарок...
Тоже мне, в гости явился, подарок!".
Фыркнули разом – и тут же сцепились:
Блюдца упали, чашки разбились,
Ваза с цветами летит со стола...
Но и вода их разлить не могла.
В общем, нескучно прошёл День рожденья:
Гости стирали с одежды варенье
И с потолка соскребали салат...
Бедный хозяин! А кто виноват?
Можно звать в гости
Компанию всякую,
Только не вместе
Кошку с собакою!
Педагог: Сформулируйте это правило. (Хозяину надо тщательно подходить к вопросу выбора гостей, продумывать досуг.)
А в другом стихотворении «Если вам не нравится подарок» заложена очень мудрая мысль, слушайте его внимательно
Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
«Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!».
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
«Я её читать не буду... Фигу!
Не могли компьютер мне купить?!»
«Я не стану пить из этой чашки!»,
«Не надену я такой рубашки!»,
«Ты зачем мне куклу покупал...
Где ты эту гадость откопал?».
Пусть вам не понравится подарок,
Может, некрасив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания...
Важен не подарок, а внимание!
(Педагог в этом случае моделирует ситуацию): Давайте мы с вами разыграем по ролям, как ведёт себя хозяин, если ему гость вручает подарок (Педагог проводит ролевую игру, вызываются несколько детей и проговаривается, в какой момент хозяин рассматривает подарок, и что при этом он говорит.)
Педагог: И последнее стихотворение Андрея Усачёва «Людоед и этикет»
Учит крошку-людоеда
Папа-людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева...
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
Это твёрдо изучи.
Ну а где же ложка?
И на папу не рычи...
Повторяю, крошка:
Что в тарелке ни лежит –
Яд или отрава –
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть..
Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!
Педагог: Какие правила вы услышали в стихотворении? (Дети перечисляют.)
(Педагог может смоделировать ситуацию , когда гость нечаянно пролил компот на скатерть).
Разбор другой ситуации – как хозяин должен провожать гостей и прощаться, «что» при этом должны говорить гости.
Физминутка.
2 часть занятия
Педагог: Замечательно. Хорошо, что с помощью таких прекрасных литературных «подсказок» мы вспомнили, как надо вести себя хозяину и приглашённым гостям. А сейчас мы закрепим материал, посмотрев замечательный мультфильм «Винни-пух идёт в гости». Но смотреть его мы будем не как обычные зрители, а как учёные – исследователи, задаваясь главным вопросом « Какие правила поведения соблюдает Винни-Пух в гостях, а какие нарушает?» Заодно вспомним, какие мотивы поведения демонстрируют нам персонажи.
Просмотр мультфильма «Винни-Пух идёт в гости». В определённых моментах педагог ставит видеозапись на паузу и предлагает детям проанализировать фрагмент и мотивы поступков персонажей.
(Можно подробнее рассмотреть моменты, где Винни-Пух рассуждает вслух, скрывая истинные мотивы своих поступков: «А не пойти ли нам к кому-нибудь в гости?», « А подходящая компания – это такая компания, где всегда можно чем-нибудь подкрепиться!», «Кто такой Я? Я бывают разные», «Вам мёду или сгущённого молока? И того, и другого, и можно без хлеба», « - Ну, если вы больше ничего не хотите...
- А разве ещё что-нибудь есть?», «- Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери!
- Нет! Всё потому, что кто-то слишком много ест!» и др.
Педагог: Вы просмотрели мультфильм и ,как настоящие учёные, выясняли мотивы поступков героев.
Ребята, как вы думаете, почему создатели мультфильма Борис Заходер, Фёдор Хитрук, Олег Кузовков создали такой забавный мультипликационный персонаж, который очень часто нарушает правила поведения? (Чтобы в такой своеобразной форме «Правила наоборот» показать зрителям, как надо вежливо и корректно вести себя в гостях, уважительно относиться к другим)
Поведение итога занятия.
-Что интересного вы узнали?
-Какое чувство у вас после этого занятия возникло?
-Понравилась ли вам ваша работа на занятии?
Источники:
http://lara.gorod.tomsk.ru/index-1309592077.php
https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/andrey-usachyov-kot-i-sobaka
Desteni