Конспект родительского собрания «Готовность ребенка к обучению в школе»

2
0
Материал опубликован 11 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание

Тема: Готовность ребенка к обучению в школе

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с проблемами первоклассников, их причинами и способами коррекции.

Дать практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания:

1 слайд

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна.

2 слайд

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

 

3 слайд

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

По мнению многих родителей готовый к школе ребёнок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником,  акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.          

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.            

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.     

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)         

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).   

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.       

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.                         

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции           

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

4 слайд

Как Вы думаете, кто же должен заниматься подготовкой ребенка к школе?

ДОУ (В садах это делают, проводят занятия по определенной программе)

Школа (В школах организуются подготовительные курсы)

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители (Семья).

Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

5 слайд

Вообще, готовность к школе включает в себя психологическую, физическую и социальную готовность.

6 слайд

Рассмотрим психологическую готовность ребенка к школе, которая

представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.

7 слайд

Рассмотрим полнее содержание каждой составляющей общего понятия психологической готовности к школьному обучению.

Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.
Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.
Если у Вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.
Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

8 слайд

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем.
Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому».

Что касается аналитического мышления, крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.
Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 7-8 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте клад.
Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков.

Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, диких животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

9 слайд

Родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

10 слайд

Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков».

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

11 слайд

В ДОУ проводятся психологические занятия с детьми подготовительных групп, которые направлены на развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие личностной и волевой сферы; а также формирование позитивной мотивации к обучению.

12 слайд

В заключение, следует сказать, что занятия дома с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более 15 минут. Играйте и непременно учитывайте физическое и эмоциональное состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным, усталым, в плохом настроении, без желания. И помните - Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка!

13 слайд

Желаем успехов вам и вашим детям! Спасибо за внимание!


готовность
PPT / 2.37 Мб

Предварительный просмотр презентации

Готовность ребенка к обучению в школе Педагог-психолог Дьяковская Марина Леонидовна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!» Л.А. Венгер

Портрет выпускника ДОУ Физически развитый Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Способный управлять своим поведением и планировать свои действия Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками

КТО? ДОУ Школа Семья

Психологическая готовность Психологическая готовность Физическая готовность Социальная готовность

Личностно-социальная готовность Личностно-социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Психологическая готовность к школе

Готовность к новой роли – роли школьника- и ответственности, которая ложится на ребенка вместе с новой ролью. Готовность к новой роли – роли школьника- и ответственности, которая ложится на ребенка вместе с новой ролью. Личностно-социальная готовность

Определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, логика, способность обобщать, анализировать. Определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, логика, способность обобщать, анализировать. Интеллектуальная готовность

Наличие у дошкольника желания учиться, правильно сформированная мотивация к обучению. Наличие у дошкольника желания учиться, правильно сформированная мотивация к обучению. Мотивационная готовность

Готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Эмоционально-волевая готовность

Психологические занятия с детьми 6-7 лет

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше это делать постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем! Готовиться к школе нужно заранее – и лучше это делать постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.