Родительское собрание на тему «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе»
Родительское собрание на тему : "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Подготовила: Монастырёва О.В.
психолог в социальной сфере
МКУ"Центр социальной
помощи семье и детям г.Юрги"
г. Юрга, 2019г.
Родительское собрание на тему : "Готовность ребёнка к обучению в школе" .
Часто родители путают готовность к школе с умением ребёнка писать и читать. С одной стороны это правильно, т.к. умение писать и читать - это один из компонентов готовности. Но гораздо важнее психологическая готовность к обучению в школе.
Что же это такое ? Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Проще говоря, насколько у ребёнка будут развиты психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), настолько он будет усваивать школьную программу. Поэтому главное правило в подготовке ребёнка к школе - не "натаскивать", а развивать. Обучая дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности, а именно, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Следовательно, предлагаемые ребёнку задания должны быть интересными и занимательными. У старших дошкольников игры должны быть с правилами, т.к. такие игры предшествуют учебной деятельности. Школьная готовность включает в себя несколько компонентов, на них мы и остановимся. см. слайд 1
Школьная готовность включает в себя физическую и специальную (педагогическую) готовностью.
Физическая готовность - это здоровье ребёнка (насколько он восприимчив к простудным заболеваниям) и его физическая активность (бег, прыжки, ходьба - сформированность).
Специальная (педагогическая) готовность- это навыки чтения, письма, рисования, чистая речь (умение связно говорить, составлять предложения, короткие рассказы).
Психологическая готовность включает в себя см. слайд1
Мотивационная готовность. Что такое мотив? Это побуждение к действию. То есть ребёнок должен захотеть пойти в школу. Задача взрослых(воспитателей, родителей и моя) создать у ребёнка положительное отношение к школе. Есть много способов как это сделать. Но сначала я хотела бы поговорить о том, как избежать обратного. У многих детей не складывается объективного представления о школе : оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично (особенно в плане коммуникативных возможностей), либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасение как нечто чуждое и тревожное. Поэтому фразы типа : "Школа- это тебе не д\сад, там....", "Как ты пойдешь в школу, ты ведь ничего не умеешь....". Часто бывает так, что из -за негативного опыта старших детей, младшие боятся идти в школу. Поэтому не рисуйте слишком радужные картинки о школе, ведь ребёнку придётся там трудится и он разочаруется. Но и не в коем случае не пугайте его школой , особенно если ваш ребёнок робкий.
Как создать у ребёнка положительное отношение к школе? Слайд 2 .
Встреча и знакомство с учителем.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Рассказы о своих любимых учителях.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Экскурсии с ребёнком в школу.
Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
Можно записаться в библиотеку.
Установленно, что учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»). Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, они старательно выполняют задания, успешно усваивают учебный материал.
Учебно-познавательные мотивы, стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов. Дня этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов. ("Я пойду в школу, потому что там узнаю много интересного"). Такой ученик будет внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.
3. Оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий.
4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»). Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий. Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает. Если этот мотив доминирующий, то интерес к школе угасает достаточно быстро.
5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала», «Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый»). Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и к обучению.
6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.
Важно наличие именно комплекса мотивов при ведущем устойчивом мотиве (познавательном, оценочном либо социальном). Только тогда можно говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность - ребёнок должен быть любознателен, наблюдателен. Сюда входит и развитие психических процессов и сенсорное развитие и общая осведомлённость. Что делать? Игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, настольные игры. Журналы, кроссворды.
Эмоционально - волевая готовность- её тоже нельзя оставить без внимания, ведь ребёнка ждёт труд, ему придётся сидеть спокойно на уроках, внимательно слушать учителя и выполнять задания (порой не интересные),а в это время за окном тёплый осенний денёк и кто - то не спеша прогуливается и ребёнку так сильно охота на улицу. И вот здесь - то надо сделать над собой волевое усилие. Отвлечься от окна и сосредоточить своё внимание на учительнице. О формирование этих волевых качеств стоит позаботится за ранее - ведь не сразу они появляются у человека, тем более у ребёнка. Как сформировать волевую сферу? Если это игра, то учите ребёнка доигрывать до конца, даже если ребёнок проигрывает. Если это какое - то занятие (конструирование, лепка, рисование) доделывать до конца, даже если получается не очень хорошо. Закрепите за ребёнком какое - либо поручение (полив цветов, кормление домашнего питомца).
Коммуникативная готовность- это умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми. Умение налаживать контакты с новыми людьми. Если ребёнок общителен, ему не придётся тратить силы на адаптацию и эти силы пойдут на усвоение новой школьной программы. Ребёнок должен уметь обратиться с просьбой ко взрослому.
Режимные моменты . Многие родители могут заметить: "В садике был режим, в школе режим... Когда же он закончится!". А на самом деле режим дня просто необходим первоклашке, но естественно он отличается от садовского. Первоклассники, как правило , учатся с утра. Поэтому нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило и на завтрак, и на одевание, и на приведение себя в порядок, да ещё, чтоб после всего этого в школу не бегом бежать, а идти пешком. Если учесть всё это, и начало занятий с 8.00, маленькому школьнику придётся вставать не позднее 7ми часов. Если учесть, что сон семилетнего ребёнка должен быть 10-11 часов , то ребёнок должен ложиться не позднее 21.00ч. Если ребёнок не досыпает постоянно, то со временем у него накапливается хроническое недосыпание, а соответственно и усталость. Ребёнок становится раздражительным или вялым и это не может не сказаться на его интеллектуальных способностях. Чтобы ребёнок не переутомлялся, был бодрым можно воспользоваться следующими рекомендациями. Слайд 3 .
Как подготовить к школе. Некоторые родители активно начинают готовить ребёнка к школе. Кто-то записывает ребёнка на всевозможные курсы, а кто-то начинает самостоятельно учить его читать и писать. И здесь нужно вспомнить о том, что умение писать и читать не означает умения обучать письму. Часто ребёнок обученный дома приходит в первый класс с неправильными первичными навыками письма. А , как известно, легче научить, чем переучивать. Но если у вас есть огромное желание заниматься с ребёнком чтением или письмом, лучше записать его на курсы подготовки к школе, где его будут учить специалисты. Если же такой возможности нет, нужно самому ознакомиться с соответствующей литературой , либо проконсультироваться со специалистом (воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов).
! Не надо слишком часто заниматься с ребёнком или, что ещё хуже, заставлять его учится писать, читать. Подобное форсирование событий может вызвать устойчивое отвращение к учебе.
! А вот чем действительно вы можете помочь своему ребёнку:
готовить руку к письму,
учить ребёнка ориентироваться на листе бумаги,
развивать координацию движений, мелкую и общую моторику,
развивать психические процессы (память, мышление, внимание, воображение).
С поступлением ребёнка в школу, не только он сам, но и его родители приобретают новый статус- статус родителей ученика. И лучшее, что они могут сделать в адаптационный период для своего чада - это создать спокойную и доброжелательную атмосферу в семье. Показать своему новоиспеченному ученику как они рады, что он пошел в школу, а если и есть опасения по этому поводу, то ни в коем случае не высказывать их при ребёнке. Будет очень хорошо, если родители возьмут отпуск на сентябрь, потому что в самом начале нового пути, вашему ребёнку будет просто необходима поддержка и внимание.
Рекомендуемый список литературы о школе и школьниках. Слайд5.
Книги о школе и школьниках
1. Виктор Драгунский "Где это видано, где это слыхано..." (сборник), "Денискины рассказы" (сборник).
2.В.Голявкин "В шкафу", "Вот что интересно", "Быстрей, быстрей", "На речке", "Болтуны", "Не везёт".
3.Н.Носов "Приключения Толи Клюквина", "Витя Малеев в школе и дома".
4. В.Драгунский, И. Антонова "Надо иметь чувство юмора". Рассказы о школе и школьниках: сборник.
5.М. Дружинина "Звоните, вам споют!", "Лекарство от контрольной", "Странные девчонки", "Опоздание".
6.В. Суслов "Как я дал слово", "Подзатыльник".
7.Фазиль Искандер "13 подвигов Геракла".
8.Ирина Пивоварова, Леонид Пантелеев "Буква ТЫ".
9.Макс Бермнер "Мишкина переэкзаменовка".
10.Михаил Коршунов "Живая природа", "Петька и его, Петькина, жизнь", "Коськина прическа".
Книгу надо не просто прочесть, но и обсудить её с ребёнком!
Слайд 2
Создание у ребёнка положительного
отношения к школе и
формирование направленности
на обучение
Встреча и знакомство с учителем.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Рассказы о своих любимых учителях.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Экскурсии с ребёнком в школу.
Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
Можно записаться в библиотеку.
Слайд 3
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Строго придерживаться режима дня.
Испытывать уважение к ребёнку как к личности.
Сохранять доброжелательную атмосферу в семье.
Поощрять успехи, не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
Не наказывать ребёнка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу.
Во время выполнения домашнего задания выполнять физкультминутки, следить за осанкой ребёнка.
Следить, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе 30 -60 минут.
Отход ко сну не позже 21.00 -22.00 часов.
Слайд 4
Как приучить ребёнка быстро
включаться в работу?
Перед началом занятий уберите со стола всё лишнее и приготовьте только необходимое для работы.
Определите постоянное, не меняющееся день ото дня место для каждого предмета.
Договоритесь все вспомогательные принадлежности, которые понадобятся (ластик, линейку, карандаш и т.п.) класть справа от себя, а учебники и тетради слева.
То, что уже не понадобится сегодня убирать в портфель, либо в специально отведенное место. И так ежедневно!
Эти простые правила обязательно помогут быстрому переключению внимания ребёнка от прежних занятий - еды, игры, чтения,- к учебной деятельности.
Слайд 5
Список рекомендуемой литературы.
Книги о школе и школьниках.
1. Виктор Драгунский "Где это видано, где это слыхано..." (сборник), "Денискины рассказы" (сборник).
2.В.Голявкин "В шкафу", "Вот что интересно", "Быстрей, быстрей", "На речке", "Болтуны", "Не везёт".
3.Н.Носов "Приключения Толи Клюквина", "Витя Малеев в школе и дома".
4. В.Драгунский, И. Антонова "Надо иметь чувство юмора". Рассказы о школе и школьниках: сборник.
5.М. Дружинина "Звоните, вам споют!", "Лекарство от контрольной", "Странные девчонки", "Опоздание".
6.В. Суслов "Как я дал слово", "Подзатыльник".
Стихотворения
А. Барто,
В. Степанов,
Н. Капустюк,
Н. Найдёнова,
И. Сафонов,
Л. Дымова,
Г. Ильина.