Конспект родительского собрания на тему:«Формирование межличностных отношений»
Фамилия, имя, студента | Иевлева Татьяна |
Конспект родительского собрания | |
Тема: | «Формирование межличностных отношений» |
Цель: | Формирование представлений у родителей о развитии у детей дружеских взаимоотношений |
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями общения детей старшей группы;
Познакомить родителей с играми, способствующими формированию межличностных отношений;
Познакомить родителей с построением режима дня.
Оборудование: мультимедиа, видеофильм, буклеты, клубок
ход
Этапы занятия | Продолжительность этапа | Деятельность ведущего (организатора) | Деятельность участников | Используемые материалы |
I этап - Введение в проблему | 30 секунд | Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем начать наше собрание, я напомню, чтобы оно было правомочным нам нужно выбрать секретаря. Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Повестка родительского собрания: 1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»; 2.Игровой тренинг с родителями «давайте поиграем» (игры на Формирование межличностных отношений); 3.Просмотр фильма: «Один день ребенка в детском саду»; 4.Вручение буклетов родителям: «Как помочь ребёнку подружиться»; 5.Принятие решения родительского собрания; 6.Рефлексия «связующая нить». | Внимательно слушают | |
II этап – Мотивационная часть | 1 минута | «Дружба – что это за слово, Вроде простенько звучит! Коль ты друг – то будь готовым, На подмогу поспешить! И не важно, что случилось, Это спросишь ты потом, Раз у друга так сложилось, Значит поступай с умом.» Дружба -это особый вид устойчивых, индивидуальных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью друг к другу. Дружба предусматривает соблюдение не писаного «кодекса», нарушение которого, ведёт к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже вражде. | Слушают стихотворение. | |
III этап –Целеполагание | 3 минуты | Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен. Любой родитель сталкивается с проблемой взаимоотношений в дошкольном детском коллективе. Именно в детсадовской группе ребенок проводит большую часть своего времени. И перед родителями, конечно, возникают вопросы: «Хорошо ли там чувствует себя мой ребенок?», «Не обижает ли кто его?», «Не обижает ли он кого». А иногда бывает и так, что ребенок и вовсе не хочет идти в детский сад из-за каких-то своих «детских» проблем. С чем же сталкивается ребенок в детском дошкольном коллективе? В детском саду ребенок впервые, всерьез и надолго , оказывается в обществе сверстников.. Здесь существуют свои правила и запреты, формируются группы.Дети уже с самого раннего возраста (2-3 лет) начинают проявлять интерес к своим сверстникам, причем взаимоотношения детей носят избирательный характер, т.е. ребенок играет, дает игрушки, разговаривает с определенными детьми, хотя объяснить, чем вызвана подобная симпатия еще не может. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто. | Слушают, понимают важность собрания. | |
IV этап - Основная часть | 45-50 минут | 1. Первое по повестке родительского собрания у нас консультация на тему: «Первые уроки дружбы» Начиная с возраста 4-5 лет у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, основной деятельности ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми. Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: дети это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют. Ониконечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.Этому пока мы в группе учимся. Мы много говорим с детьми о дружбе, как поступают настоящие друзья, проигрываем ситуации различные, где детям надо проявить сочувствие другу, суметь договориться именно с помощью слов, а не кулаков. Часто случаются ссоры между детьми именно из –за того, что дети не умеют договариваться, уступать другому, пожертвовать чем то ради другого, больше проявляется эгоизм. Поэтому видя возникший конфликт между детьми , мы его обязательно разбираем, даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать. Ну а если возникла ссора, то надо уметь и помириться.Нередко у нас детская дружба не выдерживает сколько- ни будь серьёзного испытания: так интересно было играть вместе, а вот чем- то поделиться, что- то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходиться объяснять их неправоту.В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов. ( Алиса и Катя, , Варя и Аня. ) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться. Проведя опрос детей, с кем ему хочется дружить, в лидеры вышли в нашей группе – Полина,Алиса,Даша,Варя,Семен,Вова…. Почему они хотят с ними дружить: назвали такие качества как доброта, умение делиться, не дерётся, не кричит. Но лидеры конечно же могут и меняться, если провести например опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, т.е. пока в 5 лет отношения не устойчивые, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения , появляются первые ростки дружбы. Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе. В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты и их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать и сопереживать другому человеку, но в то же время не надо бояться иметь собственное мнение, даже отличное от мнения большинства Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские взаимоотношения, родителям важно всегда «держать руку на пульсе»- разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Чаще наблюдайте за игрой вашего ребенка со сверстниками, сами участвуйте и организовывайте детские игры. -Вы знаете кто у ребёнка лучший друг; -Знаете друзей своего ребёнка; -Приглашаете друзей ребёнка в дом; -Были ли у ребёнка такие случаи, когда он вступался за своих друзей; -Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день. В каждой из предложенных ситуаций пронаблюдайте за поведением и реакцией ребёнка. Самое удачное поведение родителей состоит в том, чтобы не пытаться все знать, но и не быть равнодушным. Девять правил, которые надо знать родителям: Дружба – главное в жизни Дружба не создается силой Заботиться о равновесии их отношений Давать им положительное изображение дружбы Отсутствие друзей тревожно Братья и сестры не являются друзьями Принимать всерьез дружеские ссоры Дружба не является любовью Дети дружат по-своему 2. Второй вопрос в повестке родительского собрания: Тренинг «Играем вместе» ( проводиться с родителями). Сейчас я хочу ознакомить вас с играми, которые способствуют формированию межличностных отношений: 1. Игра «Комплименты» Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные каче¬ства его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каж¬дый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры уча¬стники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты. 2. Игра « Я люблю..» Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д. 3. Игра «Компот» Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу". 4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором. Сильные руки бросятся в драку? (Нет) Добрые руки погладят собаку? (Да) Умные руки умеют играть? (Да) Добрые руки будут обижать? (Нет) Ласковые руки умеют лечить? (Да) Сильные руки будут вместе мастерить? (Да) Будем крепко мы дружить? (Да) 5. «Клубочек ласковых имен» Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами. Клубочек передаю, И ласково имя его назову- … Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой – показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению. 3. Третий вопрос по повестке родительского собрания – просмотр видеофильма. Я предлагаю вам посмотреть, как весело мы проводим день в детском саду. Просмотр видеофильма: «Один день ребенка в детском саду» Посмотрите как много интересного мы делаем в течении дня с детьми. | Внимательно слушают, задают вопросы, знакомятся с играми, играют, смотрят видеофильм | Мультимедиа |
V этап –Подведение итогов | 2-3 минута | 4. Мы пришли к чеетвертому вопросу повестки родительского собрания. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю буклеты на тему: «Как помочь ребенку подружиться». 5. Пятый вопрос по повестке родительского собрания – принятие решения родительского собрания. Мы обсудили запланированные вопросы, поэтому предлагаю перейти к оглашению проекта: Проект решения родительского собрания: Принять к сведению информацию об особенностях общения детей старшей группы. Организовать в условиях семьи игры, способствующие формированию межличностных отношений. Предлагаю проголосовать за решение проекта. | Слушают, голосуют за проект решения, задают вопросы. | |
VI этап – Рефлексия | 3-4 минуты | 6.Заключительный вопрос по повестке родительского собрания - рефлексия. Я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить). Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность. | Подводят итог родительского собрания | клубок, буклеты |