Конспект родительского собрания «Профилактика вредных привычек»
Конспект родительского собрания по теме:
«Профилактика вредных привычек»
Цель: Привлечь внимание родителей к серьезности проблемы системы профилактики вредных привычек у подростков и найти пути решения данной проблемы.
Задачи:
· Повысить уровень осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии вредных привычек на подрастающий организм ребенка;
· Познакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей и его влиянием на поведенческие реакции ребёнка;
· Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в подростковом возрасте;
· .Наметить пути воздействия на личностные качества ребёнка; сформировать воспитательные подходы.
Повестка дня:
1. Выступление социального педагога школы «Права и обязанности родителей»
2. Выступление классного руководителя: «Профилактика вредных привычек в подростковом возрасте».
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас очень актуальная тема собрания. Данная тема актуальна для всей родителей России, поскольку система профилактики вредных привычек несовершеннолетних касаются каждой отдельно семьи. Сначала я предоставляю слово социальному педагогу школы.
1) По первому вопросу выступает социальный педагог.
Семья - важнейшая ячейка общества, а родители в первую очередь обязаны воспитывать своих детей, заботиться не только об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но и становлении ребенка как полноправного члена этого общества.
«Права и обязанности родителей»
Самое ценное, что у нас есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.
Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности ребенка.
Родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Однако, они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей. При этом родители несут основную ответственность (нравственную и правовую) за воспитание и развитие своих детей.
Для положительного воспитательного воздействия на ребенка родители имеют ПРАВА, которые гарантированы и закреплены в международных, федеральных и региональных законодательных документах:
Декларации прав ребенка
Конвенции по правам ребенка
Конституции РФ
Семейном Кодексе
Гражданском Кодексе
Уголовном Кодексе
Законе РФ «Об образовании» и так далее.
На основании этих документов можно говорить о решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее непреходящее значение, ибо «добрая семья прибавит разума-ума», а «родительское слово мимо не молвится», - гласит народная мудрость.
Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Родители обязаны:
· заниматься воспитанием своих детей;
· заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
· обеспечить получение детьми среднего общего образования;
· выступать в защиту прав и интересов своих детей.
Родители имеют право:
· на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
· на преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
· на защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий;
· требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
· на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем;
· на получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;
· выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования;
· выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление;
· право управлять имуществом ребенка и др.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке:
Административную, согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
Гражданско-правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.
Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях.
Права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощью методов, не унижающих человеческое достоинство детей, ибо «воспитание – великое дело; им решается участь человека», - совершенно справедливо отмечал великий русский писатель В. Г. Белинский. Известный психолог Алан Фромм писал: «основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а родители».
Решение:
1.Обеспечить родителей соответствующими памятками.
2.Выполнять советы и рекомендации социального педагога школы.
2) По второму вопросу слушали классного руководителя.
1.Актуальность темы.
Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество. Проблема злоупотребления вредными привычками в среде подростков давно уже стала актуальной.
Будучи уверенными, в том, что дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действует никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т. д. Информированность «в теме» довольно противоречива. С одной стороны, дети, конечно «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чём конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить - заболеешь, от вина живот будет болеть» и т. д.
С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или, во всяком случае, их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, курящие на улице люди. … В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить. Сегодня возраст начала приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.
Организация обсуждения причин возникновения вредных привычек.
Привычка - вторая натура, Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе. в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая причина появляется не случайно. Каковы же причины появления вредных привычек?
1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.
Для учащихся 5-9 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям. К школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют пить, курить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.
Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребёнок вступает в процесс полового созревания. У ребёнка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно чётко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е проявляются основы личности.
Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить своё отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и ещё нечёткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей. В частности. При общении с окружающими.
Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроколлективе (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют чёткую направленность против тех лиц, которые, по его мнению. повинны в её возникновении. Самое важное в этот период - воспитать в детях независимость. Способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.
Нужно формировать у ребёнка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать.
Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи. иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения новые возможности. Ребёнок может спросить: "Почему рекламируют табак и алкоголь, если это опасные вещества?". Ответить можно так: "Реклама не запрещена. И люди сами должны научиться видеть ловушки, чтобы в них не попадать".
Значительно расширяются социальные контакты подростка, перед ним возникает много социальных и личностных проблем, которые он пытается осмыслить. Неудачи переживаются крайне болезненно и бурно, так как для пубертатного периода типичны повышенная эмоциональная лабильность, ранимость и впечатлительность
Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Нередко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:
1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжёлой болезнью.
2. Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т.п.)
3. Стремление всё осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже в философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.
4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность. Негативное отношение к взрослым.
В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоциальных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об "истинной жизненной философии" без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой "учебной".
Пубертатные поведенческие кризы, как правило возникают при неблагоприятных условиях воспитания или у детей, страдающих хроническими заболеваниями (ревматизмом, туберкулёзом, пороком сердца и др.). Возможны они и на фоне остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы. У физически здоровых подростков с правильными жизненными и трудовыми установками пубертатный период протекает относительно спокойно.
Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомства алкоголем.
1.Генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов – веществ, ответственных за возникновение положительно окрашенных ощущений. Люди с таким нарушением подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро.
2.Характерологические особенности ребёнка. В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Такие дети легко идут на эксперименты с алкоголем и приобщаются к курению. Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были темой разговора. Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, « взрослость».
3.Особенности семейного воспитания и пример родителей. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу. Ну и конечно подавая пример своим поведением детям мы провоцируем их на возможность употребления алкоголя и сигарет.
Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить.
Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребёнком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент - ребёнок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдаёт отчёта, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:
— Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей.
— Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением.
— Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
— Больше доверяйте своим детям.
— Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы.
— Никогда не угрожайтё детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
— Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения. — Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.
— Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.
Список используемой литературы:
1. Интернет ресурс: Открытыйурок.рф›статьи/575034/.
2. Интернет – ресурс : https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-profilaktika-vrednyh-privychek..
3.Интернет – ресурс: https://multiurok.ru/index.php/files/roditiel-skoie-sobraniie-profilaktika-vriednykh-privychiek.html.