Конспект родительского собрания «Формирование стрессоустойчивости школьников в период подготовки к итоговой аттестации»

4
0
Материал опубликован 11 November в группе

Конспект родительского собрания на тему

«Формирование стрессоустойчивости школьников

в период подготовки к итоговой аттестации».

Аудитория: родители учащихся 9 -11-х классов.

Цели и задачи родительского собрания:

сформировать представление родителей о стрессоустойчивости школьников в период подготовки к итоговой аттестации;

дать рекомендации родителям о средствах и методах формирования у школьников стрессоустойчивости.


 

Подготовительный этап собрания:

Сообщить тему собрания родителям за 10-14 дней до назначенной даты.

Составить психолого-педагогическую характеристику учащихся класса, основываясь на индивидуальных беседах с учителями-предметниками.

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания, проанализировать и подобрать материал по теме.

Составить на основе изученных публикаций методические рекомендации для родителей.

Повестка собрания:

Выступление классного руководителя по теме собрания.

Методические рекомендации родителям

2. Работа с родителями.

5. Индивидуальные рекомендации родителям.

 

Описание родительского собрания:

Встреча родителей. Приглашение занять места в аудитории.

Ход родительского собрания.

Вступление классного руководителя.

Приветствие родителей.

Текст выступления.

В современном мире стрессовые ситуации неизбежны. Подростковый стресс, как и стресс в другие периоды жизни, представляет собой состояние повышенного напряжения, возникающее в результате различных жизненных обстоятельств, с которыми человек сталкивается время от времени. Если взрослые люди обладают достаточными ресурсами, навыками и возможностями, чтобы справляться со стрессом, то подросткам приходится гораздо сложнее. Это обусловлено отсутствием необходимого жизненного опыта, не полностью сформировавшейся психикой и характерными для этого периода возрастными изменениями.

Стресс можно описать как состояние тревоги или внутреннего напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Стресс — это нормальная реакция организма, которая помогает человеку сосредоточиться на проблемах и угрозах, которые возникают в повседневной жизни.

Экзамены — это настоящее испытание не только для мозга старшеклассника, но и для его нервов. В настоящее время проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации становится особенно актуальной. Это связано с тем, что в этот период учащиеся сталкиваются с трудностями, которые обусловлены как возрастными изменениями, так и с недостаточным вниманием к профилактике стрессовых состояний и формированию стрессоустойчивости. 

В пору экзаменов тревожатся все. Иногда даже не ясно, кто больше: выпускники или их родители. Взрослые обычно так сильно переживают за детей, что передают им свою тревогу. В результате сдача ЕГЭ становится для всей семьи испытанием на прочность.

Начать анализ того, что происходит в семье при подготовке к экзаменам, необходимо с наблюдений. Какие проявления стресса вы замечаете? Все их нужно заметить, выделить в повседневной жизни и зафиксировать.

Какие симптомы экзаменационного стресса можно выделить? Что чаще всего бросается в глаза? У многих подростков меняется режим питания, появляются нарушения сна и изменения в поведении. Усиливается эмоциональная неустойчивость: человек легко может расплакаться или вспылить, даже если не хотел. Проявляются навязчивые мысли об экзамене, возможных трудностях, неудаче. Молодой человек начинает думать о себе в негативном свете, испытывает чувство неопределённости и пытается снизить значимость происходящего. Его самооценка часто оказывается заниженной. При длительных нагрузках снижается внимание и память.

Поведенческие изменения представлены ухудшением работоспособности, неуверенностью в действиях, робостью. Начинает преобладать мотивация избегания трудностей.

 

Все проявления стресса можно поделить на две группы.

Поведенческие симптомы

Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену.

Избегание любых напоминаний об экзаменах.

Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период.

Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах.

Ухудшение сна.

Ухудшение аппетита.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы

Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете.

Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих и чужих) и фиксация на них.

Воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (никуда не поступлю, буду дворником и т. д.).

Кошмарные сновидения, ухудшение памяти.

Снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

 

Что делать родителям?

Первое и самое главное: помнить, что основная роль родителя в данной ситуации — это поддержка. Нельзя прожить за кого-то его жизнь, а вот оказать помощь, проявить сочувствие и участие вполне возможно. План действий может состоять из следующих пунктов.

1. Коррекция режима сна.

2. Коррекция питания.

3. Введение тайм-менеджмента.

4. Работа с эмоциями.

5. Работа с ценностями.

6. Понимание значения роли экзамена в жизни подростка.

 

Что такое тайм-менеджмент?

Научиться расставлять приоритеты. Для того чтобы избежать хаоса, все дела необходимо ранжировать по срочности и времени выполнения. Если отсортировать все задачи по срочности и важности, то деятельность станет гораздо более сбалансированной и паники не будет. Кроме того, сразу станет понятно, за выполнение какого дела нужно браться немедленно, а что можно отложить.

Ещё один этап - помощь в составлении планов работ. Она позволяет оценить степень загруженности в определенный период времени, после чего можно распланировать предстоящие дела более рационально.

Следующий шаг в управлении временем — это отслеживание результатов. Суть данного подхода заключается в том, чтобы фиксировать итоги каждого пробного или тренировочного варианта ЕГЭ. Для удобства можно составить таблицу, в которой будут отображаться все результаты. Такая фиксация позволяет реально взглянуть на вещи, а не фантазировать на тему, что «у меня все плохо» и «я ничего не знаю». Кроме того, по этой таблице будет видно, какие задания необходимо подтянуть, а какие решаются ребенком уверенно.

Стоит отметить, что уровень стрессоустойчивости человека зависит от его индивидуальных психологических характеристик и мотивации. Кроме того, воздействие стресса не всегда негативно сказывается на эффективности выполняемой работы.

В юношеском возрасте человек активно стремится к самосовершенствованию, ищет своё место в обществе. С одной стороны, перед подростком стоит задача выбора будущей профессии, стремится к самостоятельности и желанию строить жизненные планы. С другой стороны, неопределённость будущего может вызывать неуверенность в себе. В отличие от младших школьников, подростки чаще руководствуются внутренними мотивами. Это позволяет им регулировать свое поведение на основе собственных желаний и стремлений. Взрослому человеку следует с пониманием относиться к желаниям и стремлениям подростков.

Можно сделать вывод о том, что прохождение итоговых аттестаций связано с целым рядом специфических трудностей, как организационно педагогических, так и психологических. Сдачу экзамена можно сделать более успешной, если заранее провести с учащимися подготовительную работу. Процесс психолого-педагогического сопровождения школьника должен носить естественный и индивидуальный характер. Возможна реализация групповой формы сопровождения, но в обязательном сочетании с индивидуальным подходом.

Развитие стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену необходимо, так как любой экзамен является стрессовой ситуацией. Если учесть, что ЕГЭ как форма экзамена появился не так давно и является достаточно нестабильным, так как каждый год меняются требования к проведению экзамена, данная форма для большинства старшеклассников является непривычной и пугающей. В связи с этим, в наши дни большое внимание уделяется вопросам психологической подготовки школьников к сдаче ЕГЭ.

Очень важен эмоциональный самоконтроль.

Самая большая услуга, которую может оказать родитель в деле успешной сдачи ЕГЭ, — научить ребенка справляться со стрессом, контролировать свой эмоциональный настрой. Только мамы и папы знают, как их подросток справляется со стрессовыми ситуациями, которые то и дело возникают в его жизни, что ему помогает отвлечься и сконцентрироваться. Это может быть музыка или спорт, общение с друзьями или мороженое — подходит абсолютно все, лишь бы это помогло привести его в, как говорят психологи, «ресурсное состояние». То есть то состояние, в котором он верит в себя, справляется со стрессом и готов действовать.

На официальном сайте ЕГЭ психологи делятся некоторыми простыми приемами, с помощью которых можно прямо на экзамене, не привлекая внимания, восстановить эмоциональное равновесие:

резкий поворот головы вправо активизирует левополушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику;

медленное дыхание: считаем до 12 — долгий вдох, как будто ныряем в воду, долгий выдох, задержка дыхания, три-четыре повтора; в результате мозг наполняется кислородом, нервы успокаиваются, разум активизируется;

чередование быстрого моргания и медленного открывания и закрывания глаз подходит для расслабления;

переключение внимания: нужно выбрать взглядом любой предмет, который находится в зрительном поле, мысленно сказать, что это такое, и определить пять свойств, любых, которые придут в голову, и мысленно сказать, зачем он нужен.

Все эти нехитрые приемы и советы помогут и вам, если вы чувствуете, что нервы на пределе, и вы волнуетесь едва ли не больше ребенка. А справиться со своей тревожностью очень важно, если вы хотите, чтобы ваш выпускник максимально достойно и без разрушительных последствий прошел это испытание.

 

Раздаточный материал для родителей

Родителям при подготовке к ЕГЭ можно посоветовать следующее:

Не давить на ребёнка. Реалистично оценивать его способности и не требовать слишком многого.

Вести диалог.  Спокойно обсуждать с ребёнком вопросы, связанные с предстоящим испытанием. Прислушиваться к тому, что его пугает, на чём он зациклен. 

Учить учиться. Подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно разобрался в сложном вопросе. Лишь после этого можно указать на ошибки и подсказать непонятные моменты. 

Организовать полноценный отдых. Чередовать умственный труд и физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе. 

Следить за психологическим и физическим состоянием. Вовремя реагировать на любые сбои организма. 

Обратиться за помощью к специалисту. Он проверит базу знаний ребёнка, выявит его слабые стороны и поможет подготовить план обучения. 

Научить ребёнка справляться со стрессом. Помочь ему отвлечься и сконцентрироваться.

 

Работа с родителями.

Предложить родителям выполнить несколько несложных упражнений.

 

Упражнение «Качества». Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

Упражнение «Автопортрет». Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Упражнение «Образ уверенности». Инструкция: «Вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно. Закройте глаза и представьте, какой образ, какой цвет, вкус, тактильные ощущения, какая мелодия могли бы для вас символизировать состояние уверенности. Желающие могут поделиться своими символами».

Упражнение - рисунок «Символ уверенности». Инструкция: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения». После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них. Обсуждение: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если участник сам не скажет, нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

 

Индивидуальные консультации родителей.

Список литературы и интернет-ресурсов

 

https://pcenter-tlt.ru/semya-kak-resurs-pomogayushhij-podrostku-spravitsya-so-stressom-pered-ekzamenom

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2928/1/07Piskareva.pdf

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/exam-stress

https://растимдетей.рф/articles/stress-pri-podgotovke-k-ege-kak-podderzat-starseklassnika

Фатеева Н.М. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов – 2015.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации