Родительское собрание «Адаптационный период»

3
0
Материал опубликован 14 January 2017 в группе

Класс: 1 класс

Тема собрания: Адаптационный период

Ход собрания:

1. Приветствие.

2. Проверка списка (роспись родителей), протокол собрания.

3. Благодарность родителям за помощь в обустройстве класса, организации праздника «Посвящение в первоклассники».

4. Особенности адаптации детей к школе:

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих первоклассников, и особенно шестилеток, еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения — грамоты и математических представлений.
На первый взгляд содержание обучения в первом классе во многом совпадает с дошкольной подготовкой. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение 1-й четверти. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Выше отмечалось, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс продолжается на протяжении всего первого года. Это может иметь разные причины: индивидуальные особенности развития, те или иные отклонения в состоянии здоровья, травма или тяжелое инфекционное заболевание на протяжении последнего перед учебой года. Такие дети труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они быстро утомляются, у них низкая работоспособность, плохая успеваемость. Нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья: головные боли, нарушения сна, повышенная раздражительность и плаксивость.
Однако постепенно в процессе обучения ребенок догоняет своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых — создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на здоровье и успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы), степень подготовленности ребенка к школе [По материалам статьи Г.С. Коротаевой «Как ребенок привыкает к школе». Ссылка: http://netnado.ru/adaptacionnij-period-v-1-klasse-osobennosti-adaptacii-detej-k/page-1.html].

5. Анализ школьного старта 1 класс (Автор: Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) и результаты психолога:

За каждое задание дается от 0 до 2 баллов.

Инструментальная готовность - базовый уровень готовности 20 балов, низкий от 20 до 0.

Личностная готовность – базовый уровень – 4-2 бала, низкий 1-0 баллов.

Разбор и объяснение заданий родителям:

Задание 1: Умение устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.

Задание 2: Умение устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.

Задание 3: Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи/Мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

Задание 4: Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта.

Задание 5: Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

Задание 6: Умение устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.

Задание 7: Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей.

Задание 8: Умение оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий.

Задание 9: Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

Задание 10: Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

Задание 11: Умение видеть закономерность в изучаемой информации/Мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

Задание 12: Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.

Задание 13: Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебной задачи.

Задание 14: Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.

Результаты психолога –ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ:

20-25 балов – высокий

16-19 балов – средняя

12-15 балов – низкий

0-11 балов – очень низкий

Психолог будет заниматься с детьми.

6. Проверка чтения:

В нашем классе есть не читающие дети. Много плохо читающих детей. Каждый день читать – не мене 15 минут вслух. Беседовать о прочитанном. Читать детям. Это необходимо.

7. Чтение и письмо:

В 1-ом классе нет д/з, я даю только рекомендации.

Ставим галочки что доделать.

Читать дома слова и тексты в букваре.

Проблемы в выполнении узоров (не соблюдают нужное расстояние, размер фигур).

8. Осенние каникулы:

9. Правила поведения в школе:

Напомните детям, как надо вести себя в школе, на уроках, в столовой.

10. Готовность к урокам/содержание учебников:

Проверить содержимое пеналов – синяя ручка 2 шт., 2 простых карандаша, линейка, зеленая и черная ручка, синий, красный и зеленый карандаш, ластик, точилка.

Не носить лишнего.

Часто забывают рабочие тетради и учебники.

Учебники должны быть подписаны и обёрнуты (будет проверка учебников), должна лежать закладка.

11. Слово родительскому комитету и вопросы родителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.