12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вероника167
Россия, Коми респ., Воркута

«Новые формы взаимодействия с семьей, направленные на создание информационного продукта»

В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

В своей педагогической деятельности при проведении родительских собраний активно использую как традиционные, так и разнообразные нетрадиционные формы проведения. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Предлагаю вам форму проведения родительского собрания в форме организационно-деятельностных проектировочных игр (ОДИ). В качестве основы сценария собрания была выбрана ОДИ «Строим мост», с которой я познакомилась обучаясь на курсах повышения квалификации и провела с родителями и учащимися 8 класса.

Организационно-деятельностные игры - совместная деятельность направленная на создание информационного продукта, т.е. (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями. Это эффективная и достаточно результативная форма взаимодействия.

Организационно-деятельстные игры - это специфическое педагогическое явление, преимущества которого в том, что оно:

• носит коллективный характер;

• способствует формированию коллективного мнения с учетом активной позиции каждого;

• формирует межличностные отношения в коллективе на основе принципов партнерства и сотрудничества;

• позволяет найти пути решения актуальных проблем.

Технология организации и проведения ОДИ заключается в следующем.

На подготовительном этапе происходит выявление проблемы. В ходе бесед с родителями и учащимися, определяется болевая точка, актуальная для большинства родителей и учащихся в классе. На этом же этапе составляется сценарий собрания.

Родительское собрание

«Строим мост общения »

Базовая болевая точка – обострившаяся проблема отцов и детей. Многие родители в частных беседах выражают беспокойство по поводу ухудшения взаимоотношений с детьми, потери общего языка.

Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.

Форма проведения: организационно-деятельностная проектировочная игра (ОДИ).

Участники: родители и учащиеся 8 класса.

Оборудование: компьютерная презентация,  листы бумаги А 4, ножницы, клей, ка­рандаши, линейки, план презентации, столы, стулья.

Приглашенные: педагог-психолог

Этапы работы:

организационный (общий сбор, постановка проблемы, объяснение правил);

- деятельностный (работа в группах – команды);

-  заключительный (демонстрация группами результатов работы, их анализ и оценка, подведение итогов).

- завершающим этапом всей работы в целом является педагогическая рефлексия – обсуждение результатов собрания с родителями и учащимися.

Необходимо, чтобы дети и родители поняли, что наличие пла­на работы делает ее более эффективной; научились опи­сывать ход работы, анализировать ее результат осущест­влять самооценку работы и эффективности собственных умений, находить скрытые ресурсы и возможности совер­шенствовать свою работу.

Информация для классного руководителя: Важно, чтобы в ходе самой работы и последующей презентации участники поняли, что такое проблема проекта, цель проекта, проектный продукт. В нашем случае:

- базовая болевая точка – обострившаяся проблема отцов и детей;

- цель - строительство «моста»;

- проектный продукт - «мост».

Ход родительского собрания

Вступительное слово классного руководителя: Добрый день уважаемые родители и ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вопросах и проблемах взаимоотношений родителей и детей.

Дети взрослеют очень быстро. Каждый год жизни не похож на предыдущий. И очень часто между родителями и детьми возникают непонимание, ссоры, конфликты, злость, грубость, бездушие, ложь.

Наступает отчужденность в отношениях, детские сердца отдаляются от родительских.

Дети так же, как и родители, хотят уважения, понимания, деверия, конструктивного общения.

Уважаемые родители, ребята! В качестве основы сценария родительского собрания была выбрана организационно-деятельностная игра «Строим мост».

Организационно-деятельностные игры – совместная деятельность направленная на создание информационного продукта, т.е. (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями.

Прежде чем приступить к практической части нашего собрания, давайте по рассуждаем что может вам помочь построить «Мост доверия».

Вопрос к команде «Дети»: По каким законам вы живете? (ответы детей). Что для вас важно? (ответы детей).

Вопрос к команде «Родители»: Каким заповедям вы следуете? (ответы родителей). Что для вас важно во взаимоотношениях с детьми? (ответы родителей).

Общий вопрос командам: Что поможет вам построить мост Доверия?

Предлагаю вам прослушать инструктаж для участников (каждая команда получает инструктаж дополнительно на бумажном носителе).

Вам необходимо разделиться на две команды (команда родителей, команда детей). Команды работают в отдельных кабинетах. На столах раздаточный материал.

Цель вашего проекта: строительство моста.

Ваша задача построить мост из бумаги. Одна команда строит одну часть моста, другая команда, вторую половину.

Материал для строительства: ножницы, клей, две половинки листа бумаги по горизонтали, четыре половинки по вертикали, карандаши.

Работа простая, но по завершению вам предстоит провести презентацию вашего моста (приложение 1)

За работой в группах, будет наблюдать независимый представитель: педагог-психолог (Приложение 2 ).

Проектный продукт: мост.

Команда родителей и команда учащихся в течение 3-х минут обсуждают форму своего моста, несущие конструкции (каким будет мост). В результате этого обсуждения дети и родители должны понять, что лучшей работой является мост

Затем один из представителей каждой команды выходит и обсуждают проект своего моста. (3 минуты);

2. После обсуждения возвращаются в свои команды и приступают к строительству моста из бумаги (5 минут)

3. Затем опять представители от каждой команды удаляются для уточнения хода строительства (2 минуты).

4. Завершающая часть – склеивание всех частей моста.

5. Далее испытание конструкции моста на прочность (небольшого размера детская игрушка - машинка)

6. Обобщение результатов.

Далее следует выступление педагога-психолога, который на протяжении всей игры наблюдала за командами. Задача психолога – расставить акценты, обозначить главные (ожидаемые) результаты: мост получился, следовательно, позитивный диалог между взрослыми и детьми может и должен быть (или не получился).

  Общение можно сравнить со строительством моста. Его можно строить и с одной стороны, но всё-таки с двух – проще. Здесь строить= хочу+могу. Хочу – это значит, обладаю желанием, желанием что-то сделать. Могу – это значит обладаю опытом и техникой. Давайте нарисуем матрицу 2×2:


 

Строить = ХОЧУ + МОГУ

Есть желание, цель есть опыт, техник

В первым квадратом всё плохо – работа стоит. Каждый делает что-то в своей области, у всех есть достижения, но вместе соединить не получается.

Часто, проекты, застывшие на фазе «90% готово», находятся в этом квадрате. Каждая часть, по отдельности, работает. Всё вместе – нет.

Со вторым квадратом всё приятно – я делаю только свою работу. Никаких затрат на общение – пусть это делает кто-то другой.

С третьим квадратом всё идеально – работа кипит, и все части стыкуются легко. Споры и проблемы возникают и быстро решаются. Наш личный опыт показывает, что сумма усилий всех участников здесь наименьшая. - проект идет быстрее всего.

С четвертым квадратом интереснее всего. Я вижу, что отдельные части проекта нужно стыковать. Я вижу, что мои участники засели плотно на своих островках, и, в лучшем случае, просто не проявляют интереса к другим. В худшем же – активно защищают свой остров/код от вторжений извне. И тут, всё зависит от моего отношения к проекту, от моей ответственности. Я могу либо оставить «как есть» и пусть будет то, что будет, либо могу вложиться в улучшение ситуации. В улучшение качества общения.
Здесь может одного желания уже не хватить. Здесь еще и опыт нужен, и техника - тут работать надо.

Вывод: Общение – как строительство моста. Можно строить с одной стороны, но с двух – проще.

Педагог- психолог дает практические рекомендации по ликвидации конфликтных ситуаций между детьми и родителями и профилактике спорных ситуаций в семье. Родители высказываются о сложности или легкости принятия решений, обозначают проблемы, существующие в действительности.

Ценность подобного собрания в том, что оно опирается на коллективный опыт решения существующих проблем, обмен мнениями, побуждает вырабатывать единые стратегические линии поведения, находить единомышленников на случай возникновения новых проблем.


 

Используемая интернет источники:

https://docviewer.yandex.ru

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library

http://www.docme.ru/doc/66247/roditel._skoe-sobranie

http://www.nvspb.ru/tops/my-postroili-prochnyy-most-doveriya-mejdu

http://citaty.ru/pro-mostyi /


 

 

Приложение 1

План презентации проекта «Мост»

1. В чем состояла проблема проекта?

2. Какова была цель проекта?

3. Каков проектный продукт?

4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?

6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)

7. Анализ работы (что было самым трудным, как уда­лось преодолеть возникшие трудности).

8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в сле­дующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

Приложение 2

Задача наблюдателей: вам необходимо внимательно следить за работой групп.

- был ли план работы?;

-описание хода работы ( с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников);

-активность участников;

- какие трудности возникали при строительстве моста?( споры, разногласия, несогласованность действий)

Опубликовано в группе «Работа педагога-психолога с родителями.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.