Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Развитие доверительных и любящих отношений» (1–4 класс)
Родительская гостиная
Тема: «Развитие доверительных и любящих отношений»
Хайдарова Екатерина Николаевна
педагог-психолог первой квалификационной категории
МАОУ «Средняя школа № 8» УДОО
г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский край
Цель:
- формирование ответственного и позитивного родительства;
Дидактический материал: листы бумаги, ручки, карандаши;
Раздаточный материал: анкета для родителей;
Ход занятия:
Организационный момент (около 5 минут):
Приветствие и знакомство:
Добрый вечер, уважаемые родители. То, что мы собрались здесь сегодня, говорит о том, что все мы хотим улучшить наши отношения в семье, с детьми. Нас всех объединяет одно – мы родители. Сейчас я предлагаю познакомиться, назвать свое имя, а также имя и возраст своего ребенка/детей.
(Родители по очереди представляются и называют имена своих детей).
Основная часть (20 минут):
Метафора-притча о яблоне
Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.
+
«Посадил однажды фермер у себя в саду яблоню. Долго растил ее, лелеял, заботился, души в ней не чаял. Летом часто поливал, чтобы она не испытывала нужды во влаге, зимой присыпал снегом, чтобы не замерзала, весной и осенью очищал от паразитов. Яблоня давала много плодов, росла быстрее, чем у соседей, и в кроне ее жили необыкновенные птицы. А когда она цвела, то аромат ее разносился по близлежащим фермам. Все люди в округе радовались такому необыкновенному дереву.
Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, — подумал он.
Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.
Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».
Вопросы для обсуждения:
Каков, по-вашему, смысл данного рассказа?
Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему?
Какие чувства вы сейчас испытываете?
Что хочется сделать?
Зачем развивать доверительные отношения в семье?
3) Диагностика (анкета для родителей – Приложение 1)
«Каким я вижу своего ребенка»
Цель: осознание качеств ребенка.
Инструкция педагога-психолога: Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:
такого как все;
который отличается от других;
который вас раздражает;
в котором вы видите личность;
идеального;
вашего.
Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?
«Какие мы в семье»
Инструкция педагога-психолога:
Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика.…В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором — что радует…
А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце — вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.
4) Упражнение: «В лучах родительского солнца»
Цели: анализ форм проявления любви, отработка навыков проявления безусловной любви.
Инструкция ведущего: Нарисуйте круг… напишите в нем свое имя… теперь от этого символа (вас, как солнышка) нарисуйте поочередно лучики… подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка?» (например, «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», «Я внимательный родитель»).
Вопросы для рефлексии:
Нравится ли вам солнышко, которое у вас получилось?
Что испытывает ребенок, когда вы проявляете свою любовь, вне зависимости от его поведения?
При этом у него формируется убежденность…
Заключительная часть (около 5 минут):
5) Домашнее задание
Родителям предлагается:
посмотреть, насколько им удается принимать своих детей. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), а сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой);
ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;
выполняя два предыдущих задания, обратить внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.
Источники:
- Справочник педагога-психолога детский сад (№ 11 НОЯБРЬ 2015 ГОДА)
«Использование метафор в консультировании родителей»
Приложение 1
Список качеств |
Ребенок |
|||||
такой, как все |
который отличается от других |
который меня раздражает |
в котором я вижу личность |
идеальный |
мой |
|
Агрессивный |
|
|||||
Болтливый |
|
|||||
Веселый |
|
|||||
Упрямый |
|
|||||
Способный |
|
|||||
Хитрый |
|
|||||
Активный |
|
|||||
Общительный |
|
|||||
Честный |
|
|||||
Послушный |
|
|||||
Трудолюбивый |
|
|||||
Аккуратный |
|
|||||
Беззащитный |
|
|||||
Ответственный |
|
|||||
Замкнутый |
|
|||||
Лидер |
|
|||||
Ленивый |
|
|||||
Скромный |
|
|||||
Злой |
|
|||||
Отзывчивый |
|
|||||
Доверчивый |
|
|||||
Глупый |
|
|||||
Конфликтный |
|
|||||
Инициативный |
|
|||||
Несдержанный |
|
|||||
Грубый |
|
|||||
Наглый |
|
|||||
Своевольный |
|
|||||
Неряшливый |
|
|||||
Равнодушный |
|
|||||
Дерзкий |
|
|||||
Внимательный |
|
|||||
Независимый |
|