Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект
совместной образовательной деятельности
«Путешествие по русским народным сказкам»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через организацию игры – путешествия.
Образовательные задачи:
- систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках;
- вызвать желание узнавать сказку по заданию;
- закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, фантазию, логическое мышление;
- обеспечить развитие свободного общения с взрослых и детьми;
- способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к чтению, к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству;
- способствовать формированию у детей навыка и умений договариваться, и действовать согласованно.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и физическая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно – эстетическая.
Методы: игровой, словесный, практический, наглядный.
Приемы: сюрпризный момент, использование ИКТ, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок, моделирование.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, сказочная, мудрая.
Материал: фигурки из настольного театра, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (мнемосхемы), диск CD-RW (коллекция русских народных сказок), костюм для Сказы Рассказы.
Оборудование: мультимедийный комплекс с системой коммутации и управления с интуитивно-понятным интерфейсом, стенд сборники русских сказок, диски CD-R: сказка «Как Колобок друзей искал», викторина по русским сказкам, РППС группы.
Педагогические технологии: элементы социоигровой, личностно–ориентированной, здоровьесберегающей, элементы ТРИЗ.
Предварительная работа:
- в ходе режимных моментов – чтение, рассказывание русских народных сказок;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместное творчество «родители-дети» по изготовлению пособий и оборудования для инсценирования р.н. сказок.
Ход совместной образовательной деятельности:
(звучит негромкая волшебная музыка, дети проходят и встают в круг)
Организационный момент:
Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.
(стук в дверь, почтальон принес письмо от Сказы Рассказы)
Педагог (читает текст письма):
Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказа,
Меня заколдовала Баба Яга,
Спасите меня!
Выполните все задания, Баба Яги.
Спасибо Вам, заранее.
Педагог:
Ребята, давайте поможем.
Я с детства очень люблю сказки.
А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)
Дети (предположительные ответы):
Да. Любим. Очень любим. Мы поможем.
Педагог:
Для этого необходимо вспомнить слова - заклинания
Если палочкой волшебной
Я взмахну четыре раза
В мире сказок непременно
Мы окажемся все сразу.
Дети проговаривают все вместе:
(дети произносят волшебные слова с закрытыми глазами)
Раз, два, три, четыре, пять
В сказку попадем опять.
(педагог надевает маску, волшебный плащ превращается в Сказу – Рассказу)
Основная часть:
Сказа Рассказа:
И так, первое задание
- Как можно сказать о сказке, какая она?
Дети (предположительные ответы):
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Сказа Рассказа:
Молодцы, ребята.
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Сказа Рассказа:
Второе задание
- Вспомните пословицы о книге.
Дети (предположительные ответы):
Книга мала да ума придала.
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Сказа Рассказа:
Правильно, молодцы!
Ребята Вы справились.
Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(дети поочередно загибают пальчики,
а на последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Сказа Рассказа:
Почему они называются народными?
Дети (предположительные ответы):
Потому что их сочинил русский народ.
Сказа Рассказа:
Верно.
Вот вам и третье задание
- И так, мы с вами отправимся в путешествие!
Путешествовать нам предстоит по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»)
Сказа Рассказа:
И с этим трудным заданием Вы, ребята справились.
Молодцы!
Гном – гномыч:
(с использованием ИКТ проводит гимнастику для глаз)
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Сказа Рассказа:
А вот и четвёртое задание.
В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!
физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Сказа Рассказа:
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Вот следующее задание.
(загадывает загадки, дети находят среди игрушек отгадку и показываю)
Тетушка мудрая сова:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят.
Гуси-лебеди
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
Сказа Рассказа:
Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Молодцы, ребята.
Гном – гномыч:
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Сказа Рассказа:
А вот с этим заданием ребята,
Вы точно справитесь.
(дети из пазлов собирают сюжетные картинки из сказки и называют)
Сказа Рассказа (в это время читает стих):
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
Все возьмемся мы за дело!
Сказа Рассказа:
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(дети, используя мнемосхемы, выстраивают последовательность цепочки)
Сказа Рассказа:
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
Сказа Рассказа:
Со всеми заданиями вы быстро справились,
И я Сказа Рассказа в подарок дарю диск
С самыми лучшими сказками.
Для того чтобы посмотреть сказку,
Нам надо вспомнить и произнести волшебные слова
(все вместе волшебные произносят слова)
Сказа Рассказа:
Снова палочкой волшебной
Я взмахну четыре раза
В детский сад непременно
Дети все вернутся сразу
Считаем: раз, два, три, четыре
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
(дети присаживаются на ковер и смотрят сказку «Как Колобок друзей искал»)
Рефлексия
«Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!!!»