Конспект совместной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Путешествие по сказкам»
Конспект воспитателя МБДОУ №90 (г. Ижевск)
Перевозчиковой Л.В.
совместной деятельности с детьми 4-5 лет
(средняя группа)
«Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: создать условия для дальнейшего рассказывания и придумывания; упражнять в восстановлении последовательности в сказках.
Оборудование: театрализованная ширма, кукольный театр.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в театр. Нас ждут сюрпризы. Согласны? Тогда присаживайтесь. «Слушай тихо и гляди. Сказка в гости приходи.» (Воспитатель раскладывает кукольный театр, открывает занавес)
Колобок: Ой, ой, ой. Держите меня. Остановиться не могу. Ох, спасибо. Где это я оказался? (дети отвечают). Здравствуйте, а вы меня узнали? (колобок) Да, меня бабушка испекла, горячий я был. Надоело мне сидеть на окошке, вот я и покатился.
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Колобок, а мы можем с помощью язычка показать, как ты катился. Ребята, давайте покажем колобку упражнение «Катание шарика». (Губы сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении, затем – в другом.)
Колобок: Ох, как здорово. Катился я, катился, много кого повидал: и зайца, и волка, и медведя. Вдруг вижу - Лиса. Я раз и спрятался.
Воспитатель: А мы можем показать, и как ты прятался. Мы знаем упражнение «Прятки». Покажем Колобку? (Рот широко раскрыт, зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется».)
Колобок: Молодцы!
Воспитатель: Что же было дальше?
Колобок: Лиса ко мне подкралась и хотела меня лапой схватить, но обожглась. Рассердилась на меня…
Воспитатель: Колобок, и такое упражнение мы знаем, правда ребята, давайте покажем «Сердитая лисичка» (Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.)
Колобок: Как весело. А я покатился дальше. Ведь впереди меня ждут новые встречи.
Воспитатель: Вот ты нас и встретил.
Колобок: И очень этому рад. Но я прикатился не с пустыми руками. Я вам принес книжку «Русские народные сказки». (воспитатель показывает книгу, не раскрывая её) Но пока я катился, случилась беда. Все сказки перепутались. Я очень вас прошу мне помочь и навести в сказках порядок.
Воспитатель: Ребята, поможем колобку?
Колобок: Некоторые герои перепутали даже свои слова и теперь говорят слова из других сказок. Вот послушайте. (Показ героев, которые говорят слова из других сказок.) (Воспитатель показывает сказочного персонажа и произносит слова по таблице.)
«Слушай тихо и гляди. Сказка в гости приходи!»
(таблица напечатана на листочке)
Воспитатель: Кто это? Кто говорит эти слова? В какой сказке? (Дети называют сказку и сказочного героя.)
герой |
фраза |
сказка |
1. Коза
Кто это? |
«Тук – тук – тук! Пустите, пожалуйста, меня переночевать. Я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку».
Разве это говорила коза? Кто их говорил? В какой сказке? |
«Лисичка со скалочкой»
лиса |
2. Петух
А это… |
«Пусти меня погреться. А не пустишь, я рылом углы подрою и избу твою уроню!»
А эти слова кто говорил? |
«Зимовье зверей»
свинья |
3. Свинья
Кто это? |
«Трень, брень, гусельцы, золотые струночки. Ещё дома Лисафья-кума, во своём ли тёплом домике?»
Чьи же это слова? |
«Петушок – золотой гребешок»
кот |
4. Медведь
Вот к нам шагает… |
«Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Медведь говорил эти слова? Кто их произносил? В какой сказке? |
«Лисичка - сестричка и серый волк» волк |
5. Кот
(Воспитатель показывает персонаж и сразу произносит слова.) |
«Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах. Хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»
Кто так говорил? В какой сказке? |
«Заюшкина избушка»
петух |
6. Лиса
А это чьи слова? |
«Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла – молока принесла: бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю!»
Из сказки… |
«Волк и 7 козлят»
коза |
7. Волк Кто это? |
«Сяду на пенёк, съем пирожок!»
Это его слова? Кто так говорил? В какой сказке? |
«Маша и медведь» медведь |
Физминутка «Сказочные герои»
(имитация животных)
Воспитатель:
(после показа петуха) Интересно, как петушок в сказке ходил? Вы можете показать? (петух) Давайте превратимся в петушков. Петух важно шагает, крыльями машет, песню поёт - кукарекает, зёрнышки клюёт, цыплят зовёт. Какие у вас симпатичные петушки получились. Но нас ждут сказочные герои. Присаживайтесь. (вернёмся на свои места)
(после показа медведя) Петушка показали, а как медведь ходит, вы знаете? Где же медведи? (медведь) Идёт медведь вперевалочку, ягоды кушает, на дереве увидел улей диких пчёл и полез за мёдом. Замечательные медведи получились из вас. Но, ребята, давайте поспешим вернуться к колобку и к сказочным героям.
(после показа лисы) А какая лиса в сказках? Красивая, рыжая, хитрая. Вы можете показать, как она двигается? (лиса) Показывает лиса, какая она красивая, вдруг лиса услышала лай в лесу и побежала, убежала далеко и снова пошла спокойно. Красивые лисички. Ребята, кажется, ещё один сказочный герой ждёт нас. Присаживайтесь.
Воспитатель: Да, действительно, Колобок, все сказочные герои перепутали свои слова.
Колобок: Спасибо, ребята. Вы всем героям помогли вспомнить свои слова.
Воспитатель: Можно мы теперь почитаем сказку из твоей книги.
Колобок: Ну, я же говорил, что все сказки перепутались, страничек нет. (воспитатель раскрывает книгу) Остались одни рисунки.
Воспитатель: Вон они разлетелись.
Колобок: Как же мне быть? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, поможем колобку собрать книгу? Нужно все картинки расположить по порядку, как в сказке. Чтобы быстро её собрать, давайте разделимся на группы по 3 человека. Кто с кем хочет. (Дети делятся на группы)
Воспитатель: Вот вы и разделились. Каждая группа соберёт одну сказку. Приклеить картинки надо на один листок по порядку, как в сказке. А начинать – сверху. Ребята, чтобы правильно приклеить картинки, вспомните сказку и расскажите её друг другу. (воспитатель подходит к каждой группе, помогает)
Воспитатель: Кто готов, покажите всем свой листочек и назовите свою сказку. (дети называют) А у вас какая?
Воспитатель: Все приклеили. А давайте сейчас поиграем. Оставьте пока ваши странички на столах, подойдите ко мне, присядьте. Игра называется «Вопрос – ответ». Я называю сказку, задаю вопросы, а вы быстро отвечаете. Вот и вопросы. (на листочке)
Вопросы:
«Маша и медведь»
1. Почему Маша пошла в лес? (её позвали подружки за грибами и ягодами)
2. Куда сложила Маша пирожки? (в короб)
3. Что сказала Маша медведю, чтобы успеть спрятаться в коробе? («выйди на крылечко, посмотри: не идёт ли дождик»)
«Заюшкина избушка»
1. Кто помогал зайчику прогонять лису? (собаки, медведь, петух)
2. В какое время года лиса и заяц строили избушки? (зимой)
«Зимовье зверей»
1. Кто жил в избушке? (гусь, петух, бык, баран, свинья или кот)
2. Кто строил избушку? (бык или все)
3. Почему баран отказался строить избу вместе с быком? (у него тёплая шуба)
«Лисичка со скалочкой»
1. Сколько раз лисичка просилась переночевать в деревне? (3 раза, курочка, уточка, девочка)
2. Что делал хвостик лисы, когда она убегала? (мешал бежать, за сучки и за пеньки цеплялся)
«Петушок – золотой гребешок»
1. Что делали кот и дрозд в лесу? (дрова рубили)
2. Что кричал петух, когда его схватила лиса? («несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы; кот и дрозд, спасите меня»)
«Волк и 7 козлят»
1. Что сделал волк, чтобы обмануть козлят? (пошёл к кузнецу перековать горло, чтобы тонко петь)
2. Где спрятался козлёнок от волка? (в печке)
«Лисичка-сестричка и серый волк»
1. Где ловил рыбу волк? (на реке, в проруби)
2. Что напевала лисичка, когда волк её нёс? («битый небитого везёт»)
Колобок: Вы такие молодцы! Очень хорошо знаете сказки. Странички мне вернули. А книгу собрать сможете?
Воспитатель: Конечно, сможем. Ребята, вместе несите свои странички. (складывают листочки, собирают книгу) Вот, Колобок, посмотри.
Колобок: Спасибо! Я дарю вам эту книгу. А сами вы сможете сочинить сказку?
Воспитатель: Колобок, мы можем придумать другой конец сказки.
Колобок: Ребята, я вам предлагаю изменить конец любой сказки и нарисовать его. У вас получится выставка, и я обязательно ещё к вам прикачусь и посмотрю. А мне пора. До встречи!
Воспитатель: Ребята, выполним просьбу колобка? У нас есть листочки и карандаши. Давайте попробуем изменить сказку и нарисовать её. Ребята, можете брать стульчики.
(звучит песня «В гостях у сказки»)