Конспект совместной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Путешествие по сказкам»

0
0
Материал опубликован 17 December 2017

Конспект воспитателя МБДОУ №90 (г. Ижевск)

Перевозчиковой Л.В.

совместной деятельности с детьми 4-5 лет

 (средняя группа)

«Путешествие по русским народным сказкам»

 

Цель:  создать условия для дальнейшего рассказывания и придумывания; упражнять в восстановлении последовательности в сказках.

Оборудование:  театрализованная ширма, кукольный театр.

Ход деятельности:

Воспитатель:  Ребята, я хочу пригласить вас в театр. Нас ждут сюрпризы. Согласны?  Тогда присаживайтесь. «Слушай тихо и гляди. Сказка в гости приходи.»  (Воспитатель раскладывает  кукольный театр, открывает занавес)

Колобок:  Ой, ой, ой. Держите меня. Остановиться не могу. Ох, спасибо. Где это я оказался?  (дети отвечают). Здравствуйте, а вы меня узнали?  (колобок) Да, меня бабушка испекла, горячий я был. Надоело мне сидеть на окошке, вот я и покатился.

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: Колобок, а мы можем с помощью язычка показать, как ты катился. Ребята, давайте покажем колобку упражнение «Катание шарика». (Губы сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении, затем – в другом.)

Колобок:  Ох, как  здорово.  Катился я, катился,  много кого повидал: и зайца, и волка, и медведя. Вдруг вижу - Лиса. Я раз и  спрятался.

Воспитатель: А мы  можем показать,  и как ты прятался. Мы знаем упражнение «Прятки».  Покажем Колобку? (Рот широко раскрыт, зубы разомкнуты. Кончик  языка упирается  за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется».)

Колобок: Молодцы!

Воспитатель: Что же было дальше?

Колобок: Лиса ко мне подкралась и хотела меня лапой схватить, но обожглась. Рассердилась на меня…

Воспитатель: Колобок, и такое упражнение мы знаем, правда ребята, давайте покажем «Сердитая лисичка» (Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние  зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.)

Колобок: Как весело. А я  покатился дальше. Ведь впереди меня ждут новые встречи.

Воспитатель: Вот ты нас и встретил.

Колобок: И очень этому рад. Но я прикатился не с пустыми руками. Я вам принес книжку «Русские народные сказки». (воспитатель показывает книгу, не раскрывая её) Но пока я катился, случилась беда. Все сказки перепутались. Я очень вас прошу мне помочь и навести в сказках порядок.

Воспитатель: Ребята, поможем колобку?

Колобок:  Некоторые герои перепутали даже свои слова и теперь говорят слова из других сказок. Вот послушайте.  (Показ героев, которые говорят слова из других  сказок.) (Воспитатель показывает сказочного персонажа и произносит слова по таблице.)

«Слушай тихо и гляди. Сказка в гости приходи!»

(таблица напечатана на листочке)

Воспитатель: Кто это? Кто говорит эти слова? В какой сказке? (Дети называют сказку и сказочного героя.)

герой

фраза

сказка

1.     Коза

 

 

Кто это?

«Тук – тук – тук! Пустите, пожалуйста, меня переночевать. Я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку».

 

Разве это говорила коза? Кто их говорил? В какой сказке?

«Лисичка со скалочкой»

 

лиса

2.     Петух

 

 

 

А это…

«Пусти меня погреться. А не пустишь, я рылом углы подрою и избу твою уроню!»

 

 

А эти слова кто говорил?

«Зимовье зверей»

 

свинья

3.     Свинья

 

 

Кто это?

«Трень, брень, гусельцы, золотые струночки. Ещё дома Лисафья-кума, во своём ли тёплом домике?»

 

 

Чьи же это слова?

«Петушок – золотой гребешок»

 

кот

4.     Медведь

 

Вот к нам шагает…

«Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

 

 

Медведь говорил эти слова? Кто их произносил? В какой сказке?

«Лисичка - сестричка и серый волк»

волк

5.     Кот

 

 

(Воспитатель показывает персонаж и сразу произносит слова.)

«Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах. Хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»

 

 

Кто так говорил? В какой сказке?

«Заюшкина избушка»

 

петух

6.     Лиса

 

 

 

А это чьи слова?

«Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла – молока принесла: бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю!»

 

Из сказки…

«Волк и 7 козлят»

 

коза

7.     Волк

Кто это?

«Сяду на пенёк, съем пирожок!»

 

Это его слова? Кто так говорил? В какой сказке?

«Маша и медведь»

медведь

 

Физминутка «Сказочные герои»

(имитация животных)

Воспитатель:

(после показа петуха)  Интересно, как петушок в сказке ходил? Вы можете показать? (петух) Давайте превратимся в петушков. Петух важно шагает, крыльями машет, песню поёт - кукарекает, зёрнышки клюёт, цыплят зовёт. Какие у вас симпатичные петушки получились. Но нас ждут сказочные герои. Присаживайтесь. (вернёмся на свои места)

 

(после показа медведя)  Петушка показали, а как медведь ходит, вы знаете? Где же медведи? (медведь) Идёт медведь вперевалочку, ягоды кушает, на дереве увидел улей диких пчёл и полез за мёдом. Замечательные медведи получились из вас. Но, ребята, давайте поспешим вернуться к колобку и к сказочным героям.

 

(после показа лисы) А какая лиса в сказках?  Красивая, рыжая, хитрая.  Вы можете показать, как она двигается? (лиса) Показывает лиса, какая она красивая, вдруг лиса услышала лай в лесу и побежала, убежала далеко и снова пошла спокойно. Красивые лисички. Ребята, кажется, ещё один сказочный герой ждёт нас. Присаживайтесь.

 

Воспитатель: Да, действительно, Колобок, все сказочные герои перепутали свои слова.

 

Колобок:  Спасибо, ребята. Вы всем героям помогли вспомнить свои слова.

Воспитатель: Можно мы теперь почитаем сказку из твоей книги.

Колобок: Ну, я же говорил, что все сказки перепутались,  страничек нет. (воспитатель раскрывает книгу) Остались одни рисунки.

Воспитатель: Вон они разлетелись.

Колобок: Как же мне быть? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята,  поможем колобку собрать книгу? Нужно все картинки расположить по порядку, как в сказке. Чтобы быстро её собрать, давайте разделимся на группы по 3 человека. Кто с кем хочет. (Дети делятся на группы)

Воспитатель: Вот вы и разделились. Каждая группа соберёт одну сказку. Приклеить картинки надо на один листок по порядку, как в сказке. А начинать – сверху.  Ребята, чтобы правильно приклеить картинки, вспомните сказку и расскажите её друг другу. (воспитатель подходит к каждой группе, помогает)

Воспитатель:  Кто готов, покажите всем свой листочек  и назовите свою сказку. (дети называют) А у вас какая?

Воспитатель: Все приклеили. А давайте сейчас поиграем. Оставьте пока ваши странички на столах, подойдите ко мне, присядьте. Игра называется «Вопрос – ответ».  Я называю сказку, задаю вопросы, а вы быстро отвечаете. Вот и вопросы. (на листочке)

Вопросы:

«Маша и медведь»

1.     Почему Маша пошла в лес? (её позвали подружки за грибами и ягодами)

2.     Куда сложила Маша пирожки? (в короб)

3.     Что сказала Маша медведю, чтобы успеть спрятаться в коробе? («выйди на крылечко, посмотри: не идёт ли дождик»)

 

«Заюшкина избушка»

1.     Кто помогал зайчику прогонять лису? (собаки, медведь, петух)

2.     В какое время года лиса и заяц строили избушки? (зимой)

«Зимовье зверей»

1.     Кто жил в избушке? (гусь, петух, бык, баран, свинья или кот)

2.     Кто строил избушку? (бык или все)

3.     Почему баран отказался строить избу вместе с быком? (у него тёплая шуба)

«Лисичка со скалочкой»

1.     Сколько раз лисичка просилась переночевать в деревне? (3 раза, курочка, уточка, девочка)

2.     Что делал хвостик лисы, когда она убегала? (мешал бежать, за сучки и за пеньки цеплялся)

 

«Петушок – золотой гребешок»

1.     Что делали кот и дрозд в лесу? (дрова рубили)

2.     Что кричал петух, когда его схватила лиса? («несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы; кот и дрозд, спасите меня»)

 

«Волк и 7 козлят»

1.     Что сделал волк, чтобы обмануть козлят? (пошёл к кузнецу  перековать горло, чтобы тонко петь)

2.     Где спрятался козлёнок от волка? (в печке)

«Лисичка-сестричка и серый волк»

1.     Где ловил рыбу волк? (на реке, в проруби)

2.     Что напевала лисичка, когда волк её нёс? («битый небитого везёт»)

 

Колобок: Вы такие молодцы! Очень хорошо знаете сказки. Странички мне вернули. А книгу  собрать сможете?

Воспитатель: Конечно, сможем. Ребята, вместе несите свои странички. (складывают листочки, собирают книгу) Вот, Колобок, посмотри.

Колобок: Спасибо! Я дарю вам эту книгу. А сами вы сможете сочинить сказку?

Воспитатель: Колобок, мы можем придумать другой конец сказки.

Колобок: Ребята, я вам предлагаю изменить конец любой сказки и нарисовать его. У вас получится выставка, и я обязательно ещё к вам прикачусь и посмотрю.  А мне пора. До встречи!

Воспитатель: Ребята, выполним просьбу колобка? У нас есть листочки и карандаши. Давайте попробуем изменить сказку и нарисовать её.  Ребята, можете брать стульчики.

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Комментарии
Комментариев пока нет.