Конспект современного урока по дисциплине «Средства индивидуальной защиты и их применение»
Комитет образования и науки Волгоградской области
ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Конспект современного урока
по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
на тему: «Средства индивидуальной защиты и их применение»
Волгоград, 2018 год
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является базовым учебным предметом Федерального компонента среднего (полного) общего образования основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки. На данном занятии (урок-конкурс) закрепляются знания и умения, полученные по теме «Средства индивидуальной защиты». Урок рассчитан на 45 минут, имеет чёткую методическую структуру, тип: закрепление знаний и умений, логически выстроен, насыщен наглядностью, содержит элементы контроля знаний и самостоятельную работу студентов.
Аннотация
В ФГОС нового поколения в качестве методологической основы выбран системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. В качестве приоритетных целей изучения дисциплины «ОБЖ» ставятся следующие положения: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
В связи с этим, выбранная тема урока-конкурса обусловлена целью – сформировать у студентов представления об основных индивидуальных средствах защиты и изучить правила их использования.
Методическая разработка предназначена для проведения занятий по дисциплине «ОБЖ» со студентами первого курса гуманитарного и социально-экономического профилей среднего профессионального образования.
Методические рекомендации к проведению занятия:
1. Занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, потребность в знаниях.
2. Необходимо создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
3. Объем учебного материала занятия должен быть оптимальным для данной группы студентов.
4. Необходимо создать возможность для студентов часть знаний на занятии получать самостоятельно.
5. Необходимо отобрать и применить оптимальные сочетания различных методов обучения.
6. В процессе обучения надо воспитывать упорство в достижении целей, умение вести себя в коллективе, аккуратность.
Технологическая карта урока
Учебная дисциплина: ОБЖ
Целевая аудитория: студенты 1 курса, группа: СД – 1 – 1
Тема урока: «Средства индивидуальной защиты и их применение»
Тип урока: закрепление знаний и умений
Форма урока: урок-конкурс
Преподаватель: Гренадерова Светлана Викторовна
Дата проведения: 23 октября 2017 года
Цель урока: сформировать представление об основных индивидуальных средствах защиты и изучить правила их использования.
Цели урока:
- предметные: закрепить знания по использованию средств индивидуальной защиты; сформировать умения по использованию средств индивидуальной защиты; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.
- метапредметные:
- регулятивные: следовать определенному алгоритму при применении СИЗ; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи однокурсников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- познавательные: высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из различных источников дополнительной информации; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
- коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.
- личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Средства обучения:
технические: мультимедийный проектор;
наглядные: карточки; дидактические материалы; СИЗ (противогазы, респираторы, общевойсковой защитный костюм (ОЗК), аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет ИПП-10).
№ п / п |
Название этапа урока |
Цель |
Продолжи тельность |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. |
Организационный этап урока Инструкция |
Мотивация. Постановка цели и задач, акцентуация внимания и актуализация знаний (на примере практического использования изученного материала). |
5 мин. |
Ознакомление студентов со структурой урока и вводная инструкция, проведение жеребьевки. |
Подготовка к первому этапу игры, формирование команды, участие в жеребьевке. |
2. |
I этап урока «Презентация» |
Развитие коммуникативных умений, формирование команды. |
8 мин. |
Организация и проведение I этапа урока «Презентация». |
Создание и демонстрация презентации, участие в групповой работе по защите эмблемы и названия команды, самооценка и оценка работы групп соперников. |
3. |
II этап урока Конкурс – домашнее задание «Черный ящик» |
Развитие логического мышления, закрепление знаний по темам: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Виды, назначение», «Медицинские средства защиты, назначение». |
9 мин |
Организация и проведение II этапа конкурса «Черный ящик»; организация последовательности проведения конкурса, регистрация результатов. |
Участие в групповой работе по решению задач, взаимопроверке; проверка, выставление баллов в оценочные карточки. |
4. |
III этап урока Конкурс – тестирование «Проверь себя» |
Стимулирование познавательной активности, закрепление знаний по темам: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Виды, назначение», «Медицинские средства защиты, назначение». |
5 мин. |
Организация и проведение III этапа конкурса; коррекция групповой работы, регистрации результатов. |
Участие в групповой работе по решению задач, взаимопроверке; проверка, выставление баллов в оценочные карточки.
|
5. |
IV этап урока Конкурс «Характеристика средств индивидуальной защиты» |
Стимулирование познавательной активности, формирование умений применения средств индивидуальной защиты |
3 мин. |
Организация проведения III этапа конкурса; коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок. |
Участие в групповой работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки. |
6. |
V этап Урока Конкурс «Умелые руки» (изготовление ватно – марлевой повязки) |
Закрепление знаний, формирование умений. |
2 мин |
Организация и проведение V этапа конкурса; коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок. |
Участие в групповой работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки. |
7. |
VI этап урока «Кто быстрей» (одевание противогаза) |
Стимулирование быстроты реакции. |
2 мин. |
Организация и проведение VI этапа конкурса; коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок. |
Участие в групповой работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки. |
8. |
VII этап Урока Подведение итогов. Результаты урока. |
Формирование умения самооценки и оценки работы членов команды. |
8 мин. |
Организация и проведение VII этапа конкурса; организация рефлексии, вместе со студентами выявление причин ошибок в работе, выставление оценок. |
Обмен впечатлениями, отмечают сильные и слабые стороны своей работы на занятии, делают оценку работы своей команды и команд соперников. |
9. |
Домашнее задание. |
Развитие самостоятельности студентов. |
3 мин. |
Подготовка к тестированию по пройденному разделу. |
Для проведения жеребьевки приглашают капитанов команд. Капитаны команд выходят к ведущей и поочередно достают из коробка листочки с порядковым номером для участия в конкурсе.
1 этап урока-конкурса – «Презентация команд»
Каждая команда должна заранее подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие жюри и приветствие командам участникам, которые должны соответствовать тематике проводимого занятия. Команды выступают в соответствии с проведенной жеребьевкой. Для представления каждой команды отводится 2 минуты. Если название команды, речевка и приветствие не соответствуют тематике проводимого конкурса команда получает штрафное очко. Если команда не уложилась по времени она также получает штрафное очко.
2 этап урока-конкурса (домашнее задание) – «Черный ящик»
Каждой команде было дано домашнее задание: приготовить вопрос о каком-либо предмете или веществе, которые могут создать чрезвычайную ситуацию или могут быть полезными в оказании помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Первой выступает команда, набравшая большее количество баллов в предыдущих этапах конкурса.
3 этап урока-конкурса (тестирование) – «Проверь себя»
Каждой команде выдается карточка с тестовым заданием. Задание состоит из восьми тестов по теме «Индивидуальные средства защиты». На каждый тест дано четыре варианта ответов. В течение 5 минут команды должны найти из четырех вариантов один или несколько правильных ответов. Команда первой выполнившая задание правильно получает наибольшее количество баллов.
1. Что относится к основным средствам защиты органов дыхания?
А) противогаз;
б) ватно – марлевая повязка;
в) противопыльная тканевая маска;
г) общевойсковой защитный комплект.
2. Что относится к подручным средствам защиты кожных покровов от радиоактивной пыли?
А) пальто из драпа и плащ из хлорвинила;
б) ватно-марлевая повязка;
в) только противогаз;
г) убежище.
3. Для защиты от попадания внутрь организма каких веществ предназначены средства индивидуальной защиты?
А) только от радиоактивных веществ;
б) только от отравляющих веществ;
в) только от бактериологических средств;
г) от бактериологических средств, радиоактивных и отравляющих веществ.
4. Какие средства относятся к медицинским средствам индивидуальной защиты?
А) аптечка индивидуальная (АИ-2);
б) индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8);
в) ватно-марлевая повязка;
г) противопыльная тканевая маска.
5. Противогазы делятся на
а) фильтрующие;
б) изолирующие;
в) противорадиационные;
г) газозащитные.
6. Противогазы имеют недостатки
а) ограниченность запаса кислорода;
б) громоздкость;
в) сложность конструкции;
г) все перечисленное.
7. Для защиты от каких веществ применяют ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски?
А) радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей ;
б) только от бактериальных аэрозолей;
в) только от отравляющих веществ;
г) от светового излучения.
8. Из каких материалов изготавливают изолирующие средства защиты кожи?
А) из воздухонепроницаемых материалов;
б) из морозостойкой прорезиненной ткани;
в) из эластичной ткани;
г) все выше перечисленное.
9. Для чего предназначены герметичные средства защиты кожи?
А) закрывать все тело и защищать от паров и капель отравляющих веществ;
б) предохранять кожный покров и одежду от заражения радиоактивными веществами;
в) предохранять кожный покров и одежду от заражения бактериальными средст– вами;
г) все перечисленное.
4 этап урока-конкурса – «Характеристика СИЗ»
Вниманию участников предоставляются средства индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз, респиратор, общевойсковой защитный костюм, аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет. Каждое из них имеет свой порядковый номер. Проводится жеребьевка. После проведения жеребьевки каждой команде выдается только одно средство защиты в соответствии с номером жеребьевки. Задача каждой команды состоит в том, чтобы один из ее участников подробно охарактеризовал данное средство и его назначение. Время на представление 1мин.
5 этап урока-конкурса - «Умелые руки»
Участникам выдают материал (марлю и вату). В течение 3 мин они должны изготовить ватно-марлевую повязку.
6 этап урока-конкурса «Кто быстрее»
Каждой команде выдаются противогазы. По команде газы они должны быстро найти свой номер и одеть его. На выполнение задания командам дается 2 минуты. Команда, выполнившая задание первой, получит максимальное количество баллов.Используемая литература
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
3)Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.
Приложение 1.
Индивидуальный оценочный лист
Фамилия___________________Имя___________________Группа__________
Конкурс |
Индивидуальный балл |
Итого |
||
Само- оценка |
Баллы, выставленные группой |
Среднеариф метическое |
||
1 этап. Конкурс Презентация |
||||
2 этап. Конкурс «Черный ящик» |
||||
3 этап. Конкурс «Проверь себя» |
||||
4 этап. Конкурс «Характеристика СИЗ» |
||||
5 этап. Конкурс «Умелые руки» |
||||
6 этап. Конкурс «Кто быстрей» |
||||
Итого: |
Критерии оценивания индивидуального балла за каждый конкурс:
0 баллов – не принимал участия в конкурсе;
1 балл – участвовал в данном конкурсе;
2 балла – принимал активное участие в конкурсе;
3 балла сформулировал ответ (выступал перед одногрупниками и членами жюри).
Вы можете получить:
«отлично» - более 20 баллов
«хорошо» - 16 – 20 баллов
«удовлетворительно» - 10 – 15 баллов
Приложение 2.
Протокол ведения конкурса
Команда – 1 |
Команда – 2 |
Команда – 3 |
Команда – 4 |
|
1 этап конкурса «Представление команд» |
||||
2 этап конкуса (домашнее задание) «Черный ящик» |
||||
3 этап конкурса. Тестирование «Проверь себя» |
||||
4 этап конкурса «Характеристика СИЗ» |
||||
5 этап конкурса» «Умелые руки» |
||||
6 этап конкурса «Кто быстрее» (одевание противогаза) |
||||
7 этап конкурса «Подведение итогов» |
||||
Итог: |
Члены жюри_________________________________________________
Дата проведения
Приложение 3.
Группа:
Конкурс 6.
Домашнее задание «Черный ящик»
Дата:
Члены жюри
Группа:
Команда :
Ответы на домашнее задание групп участниц
Ответ на задание команды №1
_____________________________________________________________
Ответ на задание команды №2
____________________________________________________________
Ответ на задание команды №3
____________________________________________________________
Члены жюри:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: _________________________________________________
Приложение 4.
Заявка
Название команды
Состав команды
Запасные
1.______________________________
2._____________________________
Девиз:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приветствие участникам
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены жюри__________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Дата:
Приложение 5.
Справочный материал к выполнению
6 этапа урока-конкурса «Кто быстрее»
Проверка исправности противогаза.
Последовательность проверки исправности противогаза:
вынуть противогаз из сумки;
проверить целостность шлема-маски и стекол очков;
осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха.
После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным.
Приемы ношения фильтрующего противогаза
Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое». В походном положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку. В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы.
Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:
задержать дыхание, закрыть глаза;
снять головной убор;
вынуть шлем-маску из сумки;
взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри;
подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко.
Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.