Конспект современного урока по дисциплине «Средства индивидуальной защиты и их применение»

5
0
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Комитет образования и науки Волгоградской области

ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

Конспект современного урока

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

на тему: «Средства индивидуальной защиты и их применение»

Волгоград, 2018 год

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является базовым учебным предметом Федерального компонента среднего (полного) общего образования основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки. На данном занятии (урок-конкурс) закрепляются знания и умения, полученные по теме «Средства индивидуальной защиты». Урок рассчитан на 45 минут, имеет чёткую методическую структуру, тип: закрепление знаний и умений, логически выстроен, насыщен наглядностью, содержит элементы контроля знаний и самостоятельную работу студентов.

Аннотация

В ФГОС нового поколения в качестве методологической основы выбран системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. В качестве приоритетных целей изучения дисциплины «ОБЖ» ставятся следующие положения: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

В связи с этим, выбранная тема урока-конкурса обусловлена целью – сформировать у студентов представления об основных индивидуальных средствах защиты и изучить правила их использования.

Методическая разработка предназначена для проведения занятий по дисциплине «ОБЖ» со студентами первого курса гуманитарного и социально-экономического профилей среднего профессионального образования.

Методические рекомендации к проведению занятия:

1. Занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, потребность в знаниях.

2. Необходимо создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

3. Объем учебного материала занятия должен быть оптимальным для данной группы студентов.

4. Необходимо создать возможность для студентов часть знаний на занятии получать самостоятельно.

5. Необходимо отобрать и применить оптимальные сочетания различных методов обучения.

6. В процессе обучения надо воспитывать упорство в достижении целей, умение вести себя в коллективе, аккуратность.

Технологическая карта урока

Учебная дисциплина: ОБЖ

Целевая аудитория: студенты 1 курса, группа: СД – 1 – 1

Тема урока: «Средства индивидуальной защиты и их применение»

Тип урока: закрепление знаний и умений

Форма урока: урок-конкурс

Преподаватель: Гренадерова Светлана Викторовна

Дата проведения: 23 октября 2017 года

Цель урока: сформировать представление об основных индивидуальных средствах защиты и изучить правила их использования.

Цели урока:

- предметные: закрепить знания по использованию средств индивидуальной защиты; сформировать умения по использованию средств индивидуальной защиты; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

- метапредметные:

- регулятивные: следовать определенному алгоритму при применении СИЗ; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи однокурсников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

- познавательные: высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из различных источников дополнительной информации; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

- коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.

- личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Средства обучения:

технические: мультимедийный проектор;

наглядные: карточки; дидактические материалы; СИЗ (противогазы, респираторы, общевойсковой защитный костюм (ОЗК), аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет ИПП-10).

п / п

Название этапа

урока

Цель

Продолжи

тельность

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационный этап урока

Инструкция

Мотивация.

Постановка цели и задач,

акцентуация внимания и актуализация знаний (на примере практического использования изученного материала).

5 мин.

Ознакомление студентов со структурой урока и вводная инструкция, проведение жеребьевки.

Подготовка к первому этапу игры, формирование команды, участие в жеребьевке.

2.

I этап

урока

«Презентация»

Развитие коммуникативных умений, формирование команды.

8 мин.

Организация

и проведение I этапа урока

«Презентация».

Создание и демонстрация презентации,

участие в групповой

работе по защите

эмблемы и названия

команды, самооценка

и оценка работы групп соперников.

3.

II этап

урока

Конкурс –

домашнее задание «Черный ящик»

Развитие логического мышления, закрепление знаний по темам: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Виды, назначение», «Медицинские средства защиты, назначение».

9 мин

Организация и

проведение II этапа конкурса

«Черный ящик»;

организация последовательности проведения конкурса, регистрация результатов.

Участие в групповой

работе по решению

задач, взаимопроверке; проверка, выставление баллов в оценочные карточки.

4.

III этап

урока

Конкурс –

тестирование

«Проверь себя»

Стимулирование познавательной активности, закрепление знаний по темам: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Виды, назначение», «Медицинские средства защиты, назначение».

5 мин.

Организация

и проведение III этапа конкурса;

коррекция групповой работы, регистрации результатов.

Участие в групповой

работе по решению задач, взаимопроверке; проверка, выставление баллов в оценочные карточки.

 

5.

IV этап

урока

Конкурс

«Характеристика средств индивидуальной защиты»

Стимулирование познавательной активности, формирование умений применения средств индивидуальной защиты

3 мин.

Организация

проведения III этапа конкурса;

коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок.

Участие в групповой

работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки.

6.

V этап

Урока

Конкурс

«Умелые руки» (изготовление ватно – марлевой повязки)

Закрепление знаний,

формирование умений.

2 мин

Организация и

проведение V этапа конкурса;

коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок.

Участие в групповой

работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки.

7.

VI этап

урока

«Кто быстрей» (одевание противогаза)

Стимулирование быстроты реакции.

2 мин.

Организация и

проведение VI этапа конкурса;

коррекция групповой и индивидуальной работы, выставление оценок.

Участие в групповой

работе по взаимопроверке, проверка, выставление баллов в оценочные карточки.

8.

VII этап

Урока

Подведение итогов.

Результаты урока.

Формирование умения самооценки и оценки работы членов команды.

8 мин.

Организация

и проведение VII этапа конкурса;

организация рефлексии, вместе со студентами выявление причин ошибок в работе, выставление оценок.

Обмен впечатлениями, отмечают сильные и слабые стороны своей работы на занятии, делают оценку работы своей команды и команд соперников.

9.

Домашнее задание.

Развитие самостоятельности студентов.

3 мин.

 

Подготовка к тестированию по пройденному разделу.

Жеребьевка команд

Для проведения жеребьевки приглашают капитанов команд. Капитаны команд выходят к ведущей и поочередно достают из коробка листочки с порядковым номером для участия в конкурсе.

1 этап урока-конкурса – «Презентация команд»

Каждая команда должна заранее подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие жюри и приветствие командам участникам, которые должны соответствовать тематике проводимого занятия. Команды выступают в соответствии с проведенной жеребьевкой. Для представления каждой команды отводится 2 минуты. Если название команды, речевка и приветствие не соответствуют тематике проводимого конкурса команда получает штрафное очко. Если команда не уложилась по времени она также получает штрафное очко.

2 этап урока-конкурса (домашнее задание) – «Черный ящик»

Каждой команде было дано домашнее задание: приготовить вопрос о каком-либо предмете или веществе, которые могут создать чрезвычайную ситуацию или могут быть полезными в оказании помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Первой выступает команда, набравшая большее количество баллов в предыдущих этапах конкурса.

3 этап урока-конкурса (тестирование) – «Проверь себя»

Каждой команде выдается карточка с тестовым заданием. Задание состоит из восьми тестов по теме «Индивидуальные средства защиты». На каждый тест дано четыре варианта ответов. В течение 5 минут команды должны найти из четырех вариантов один или несколько правильных ответов. Команда первой выполнившая задание правильно получает наибольшее количество баллов.

1. Что относится к основным средствам защиты органов дыхания?

А) противогаз;

б) ватно – марлевая повязка;

в) противопыльная тканевая маска;

г) общевойсковой защитный комплект.

2. Что относится к подручным средствам защиты кожных покровов от радиоактивной пыли?

А) пальто из драпа и плащ из хлорвинила;

б) ватно-марлевая повязка;

в) только противогаз;

г) убежище.


 

3. Для защиты от попадания внутрь организма каких веществ предназначены средства индивидуальной защиты?

А) только от радиоактивных веществ;

б) только от отравляющих веществ;

в) только от бактериологических средств;

г) от бактериологических средств, радиоактивных и отравляющих веществ.

4. Какие средства относятся к медицинским средствам индивидуальной защиты?

А) аптечка индивидуальная (АИ-2);

б) индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8);

в) ватно-марлевая повязка;

г) противопыльная тканевая маска.

5. Противогазы делятся на

а) фильтрующие;

б) изолирующие;

в) противорадиационные;

г) газозащитные.

6. Противогазы имеют недостатки

а) ограниченность запаса кислорода;

б) громоздкость;

в) сложность конструкции;

г) все перечисленное.

7. Для защиты от каких веществ применяют ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски?

А) радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей ;

б) только от бактериальных аэрозолей;

в) только от отравляющих веществ;

г) от светового излучения.

8. Из каких материалов изготавливают изолирующие средства защиты кожи?

А) из воздухонепроницаемых материалов;

б) из морозостойкой прорезиненной ткани;

в) из эластичной ткани;

г) все выше перечисленное.

9. Для чего предназначены герметичные средства защиты кожи?

А) закрывать все тело и защищать от паров и капель отравляющих веществ;

б) предохранять кожный покров и одежду от заражения радиоактивными веществами;

в) предохранять кожный покров и одежду от заражения бактериальными средст– вами;

г) все перечисленное.

4 этап урока-конкурса – «Характеристика СИЗ»

Вниманию участников предоставляются средства индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз, респиратор, общевойсковой защитный костюм, аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет. Каждое из них имеет свой порядковый номер. Проводится жеребьевка. После проведения жеребьевки каждой команде выдается только одно средство защиты в соответствии с номером жеребьевки. Задача каждой команды состоит в том, чтобы один из ее участников подробно охарактеризовал данное средство и его назначение. Время на представление 1мин.

5 этап урока-конкурса - «Умелые руки»

Участникам выдают материал (марлю и вату). В течение 3 мин они должны изготовить ватно-марлевую повязку.

6 этап урока-конкурса «Кто быстрее»

Каждой команде выдаются противогазы. По команде газы они должны быстро найти свой номер и одеть его. На выполнение задания командам дается 2 минуты. Команда, выполнившая задание первой, получит максимальное количество баллов.

Используемая литература

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.

 

 

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.

 

3)Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.

 

Приложение 1.

Индивидуальный оценочный лист

Фамилия___________________Имя___________________Группа__________

Конкурс

Индивидуальный балл

Итого

Само-

оценка

Баллы, выставленные группой

Среднеариф

метическое

1 этап. Конкурс Презентация

       

2 этап. Конкурс «Черный ящик»

       

3 этап. Конкурс «Проверь себя»

       

4 этап. Конкурс «Характеристика СИЗ»

       

5 этап. Конкурс «Умелые руки»

       

6 этап. Конкурс «Кто быстрей»

       

Итого:

       

Критерии оценивания индивидуального балла за каждый конкурс:

0 баллов – не принимал участия в конкурсе;

1 балл – участвовал в данном конкурсе;

2 балла – принимал активное участие в конкурсе;

3 балла сформулировал ответ (выступал перед одногрупниками и членами жюри).

Вы можете получить:

«отлично» - более 20 баллов

«хорошо» - 16 – 20 баллов

«удовлетворительно» - 10 – 15 баллов

Приложение 2.

Протокол ведения конкурса

 

Команда – 1

Команда – 2

Команда – 3

Команда – 4

1 этап конкурса

«Представление команд»

       

2 этап конкуса (домашнее задание) «Черный ящик»

       

3 этап конкурса. Тестирование «Проверь себя»

       

4 этап конкурса

«Характеристика СИЗ»

       

5 этап конкурса» «Умелые руки»

       

6 этап конкурса «Кто быстрее» (одевание противогаза)

       

7 этап конкурса

«Подведение итогов»

       

Итог:

       

Члены жюри_________________________________________________

Дата проведения

Приложение 3.

Группа:

Конкурс 6.

Домашнее задание «Черный ящик»

Дата:

Члены жюри

Группа:

Команда :

Ответы на домашнее задание групп участниц

Ответ на задание команды №1

_____________________________________________________________

Ответ на задание команды №2

____________________________________________________________

Ответ на задание команды №3

____________________________________________________________

Члены жюри:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: _________________________________________________

Приложение 4.

Заявка

Название команды

Состав команды

   
   
   
   
   
   
   

Запасные

1.______________________________

2._____________________________

Девиз:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приветствие участникам

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены жюри__________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Дата:

Приложение 5.


 

Справочный материал к выполнению

6 этапа урока-конкурса «Кто быстрее»

Проверка исправности противогаза.

Последовательность проверки исправности противогаза:

вынуть противогаз из сумки;

проверить целостность шлема-маски и стекол очков;

осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха.

После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным.

Приемы ношения фильтрующего противогаза

Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое». В походном положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку. В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы.

Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:

задержать дыхание, закрыть глаза;

снять головной убор;

вынуть шлем-маску из сумки;

взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри;

подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;

сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;

Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации