Статья «Применение интерактивных технологий как средство активизации современного обучения»

4
0
Материал опубликован 30 March 2017 в группе

Применение интерактивных технологий как средство активизации современного обучения.

Кравцова Н.Г.

учитель украинского языка и литературы,ІІ кв.категории

МОУ «ТСШ № 3 им. А.П. Чехова »,

Приднестровье, г. Тирасполь

Задачи , которые предъявляет государство к подготовке специалистов в различных отраслях, определяют поиск новых технологий обучения, которые бы соответствовали мировому стандарту образования, обеспечивали бы подготовку будущих поколений на высоком профессиональном уровне. Новая образовательная философия определила главную стратегию педагогической деятельности - направленность учебно-воспитательного процесса на формирование духовного мира личности, утверждение общечеловеческих ценностей, раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся. Сегодня наметился переход от авторитарной педагогики к гуманистическому развитию личности, от накопления знаний - к умению оперировать знаниями, от "одноразового" образования - к непрерывному, от текущей организации обучения - к индивидуальной. Новая парадигма образования обусловила обновление профессионального образования. Этот процесс является особенно актуальным в связи с кардинальными изменениями в образовании, происходящие в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Решение этих актуальных проблем возможно только на основе широкого внедрения новых педагогических технологий, направленных на развитие образовательных процессов за счет инновационной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов.

Обращение к интерактивным технологиям обусловлено новыми задачами, которые поставлены перед системой образования нашей страны: формирование активной, творческой, конкурентоспособной личности. Разрешить эту задачу в рамках старой организационно – методической информативной системы невозможно. Одним из инновационных подходов, способным формировать активную, творческую личность, выступает интерактивное обучение, которое реально обеспечивает переход от педагогики знания к развивающей, до овладения студентами умений и навыков, саморазвития личности.

Интерактивное ("inter" – взаимный, „act" – действовать) обучение – специальная форма деятельности; это диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие преподавателя и студента. При помощи интерактивного обучения образовательный процесс организуется таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процессе познания, при этом каждый вносит свой индивидуальный вклад в общее дело. Обмен знаниями, идеями, мнениями происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях взаимной поддержки, взаимопонимания, взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие со студентами организуется с учетом следующих специфических принципов:

- непрерывности и целостности развития личности, гармонизации педагогической деятельности, интеграции всех аспектов;

- личной ориентированности;

- профессионально практической направленности;

- альтернативности, свободы выбора (совместные планирование, дифференцированные задания );

- осознание профессионально – личностного развития педагогического взаимодействия (рефлексия, коррекция собственной деятельности); творческого самовыражения, сотрудничества и сотворчества.

Интерактивная технология обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие студентов в коллективном взаимопополнении , основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания: или каждый имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи.

Каждую технологию характеризуют два принципиальных аспекта: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса, тогда как методика рассматривается как совокупность рекомендаций по организации и хода учебного процесса .

В педагогической литературе в исследованиях А. Пометун, Л. Пироженко, А. Пехоты, Н. Побирченко, С. Сысоевой и др. раскрываются теоретические и методические основы организации интерактивного обучения, описано много типов и форм интерактивного обучения (по уровню активности учащихся, уровню привлечения их к продуктивной деятельности, дидактической целью, способами организации и тому подобное) .

В частности, А. Пометун и Л. Пироженко [5, с.33] выделяют четыре группы интерактивных технологий: интерактивные технологии кооперативного обучения, интерактивные технологии коллективно-группового обучения, технологии ситуативного моделирования, технологии обработки дискуссионных вопросов.

Интерактивное обучение обеспечивает резкое увеличение процента усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание студентов, но и на их чувства, волю (действия, практику). Было экспериментально доказано, что эффективность усвоения учебного материала в условиях интерактивного обучения значительно выше по сравнению с такими формами обучения, как лекция (где усвоение материала составляет – 5%), чтение (10%), в то время как обучение в дискуссионных группах – 50 %, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение знаний – 90 %. Это является дидактической закономерностью.

Информация, которая попадает в мозг человека, не просто фиксируется записывается, а анализируется, обрабатывается. Чтобы эффективно обработать информацию, необходимо задействовать как внешние, так и внутренние факторы. Этому способствует обратная связь, обсуждение проблем с другими, постановка вопросов, направленных на поиски путей решения проблемы, то есть диалог и взаимодействие с другими.

Однако, технологии интерактивного обучения нельзя рассматривать как самоцель. Их нельзя также абсолютизировать. Они требуют серьезной подготовки педагога и студентов, Главное – создание в аудитории атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, реализация личностно ориентированного обучения. Очевидно, что интерактивные технологии имеют большой потенциал по обеспечению познавательной активности, саморазвития и самореализации студентов и повышению качества их профессиональной подготовки в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Битюков К. О., Кочетков И. Б. Школа учебы и школа твор­чества. Научно-иссл. работа в системе подготовки учителя иннова­ционного типа: — Л.: ЛГПИ, 1990. — 111 с.

2.Кичук Н. В. От творчества учителя к творчеству ученика. — Измаил, 1992. — 96 с.

3.Левшпес Д. Г. Практика обучения: современные образователь­ные технологии. — М.; Воронеж, 1998.

4.Новые педагогические и информационные технологии в сис­теме образования /Под ред. Е. С. Полат. — М., 1999.

5.Пометун А. И., Пироженко Л..В. Современный урок . Интерактивные технологии обучения: .Наук.-метод. пособие.– Издательство.С.К.,2004. -192 с.
6. Сластенин В.А., Подымова Л. С.- Педагогика инновационной деятельности.- М.,1997.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации