Конспект урока физики с мультимедийной поддержкой «Электромагниты и их применение» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аладьинская школа»
Конспект
урока физики
с мультимедийной поддержкой.
Тема:
«ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ»
Класс: 8
Разработала и провела
учитель физики
1кв. категории
Климова Л.В.
Цель урока: изучение понятия "электромагнит"; знакомство с устройством электромагнита и факторами, влияющими на его силу; с примерами применения электромагнитов на практике.
Задачи урока:
Образовательная:
- знать понятия "электромагнит";
- понимать причины изменения силы магнитного поля электромагнита;
- применять полученные знания для объяснения принципа работы технических устройств.
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная:
способствовать воспитанию коммуникабельности, доброжелательности.
Оборудование :
- для учителя: презентация PowerPoint/data/files/y1478262039.pps ("Электромагниты и их применение") , проектор, экран, сборный электромагнит;
- для учащихся: источник тока на 4,5В, ключ, соединительные провода, электрический звонок, модель телеграфного аппарата.
Литература:
- «Физика. 8класс» учебник/А.В. Перышкин, – М.:Дрофа,2014
- «Физика в сельском хозяйстве»/м.Я.Куприн, - М.: Просвещение,1985
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым физическим объектом. Каким?
/Магнитное поле/
-Сегодня эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова английского физика У.Томсона: «Душа науки - это практическое применение её открытий». Как вы их понимаете? (слайд1)
/Ответы учащихся/
- Всё верно. Сегодня мы будем говорить о практическом применении магнитного поля устройств, называемых ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ.
- Запишите в тетради тему урока «Электромагниты и их применение». (слайд2)
- Основные этапы урока представлены на слайде-навигаторе (слайд 3)
2. Актуализация знаний.
- Прежде, чем мы перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним и проверим знания, полученные на прошлом уроке, ответив на вопросы теста /data/files/j1478262229.doc (бланки для теста)
1. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...
а) магнитное поле,
б) электрическое поле,
в) электрическое и магнитное поле.
2. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...
а) магнитное поле,
б) электрическое поле,
в) электрическое и магнитное поле.
3. Какое явление наблюдается в опыте Эрстеда?
а) взаимодействие проводников с током;
б) взаимодействие двух магнитных стрелок;
в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током.
4. Почему магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током?
а) на нее действует магнитное поле;
б) на нее действует электрическое поле;
в) на нее действует сила притяжения;
5. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
а) располагаются вдоль проводника с током;
б) образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током;
в) располагаются беспорядочно.
6. Магнитные линии – это…
а) линии, по которым движутся железные опилки
б) линии, которые показывают действие магнитного поля на магнитные стрелочки
в) линии, вдоль которых устанавливаются в магнитном поле оси магнитных стрелочек
7. Какой из вариантов соответствует схеме расположения магнитных линий вокруг катушки с током?.
а). б). в).
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
б |
в |
в |
а |
б |
в |
б |
За 3-4 правильных ответа оценка «3»,
за 5-6 правильных ответа оценка «4»,
за 7 правильных ответов оценка «5».
Вы можете повысить свою оценку, если будете активно работать в течение урока.
3. Первичное усвоение новых знаний.
- На прошлом уроке вы узнали, что катушка с током обладает свойствами магнита, т.е. может притягивать к себе различные железные предметы. Причём её магнитное действие может быть сильным или слабым. Как вы думаете, от чего это может зависеть?
/предположения учащихся/
- А теперь для выяснения этого вопроса рассмотрим демонстрацию компьютерной модели эксперимента (слайд12, материал из коллекции ЦОР, стр.6,7,8 /data/files/s1478265292.swf (магнитное поле катушки с током) или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba078-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf
Вопросы для обсуждения по каждому эксперименту:
-Чем отличаются условия данных экспериментов?
-Что наблюдаете?
-Какой вывод из этого можете сделать?
- Запишем выводы в тетради: магнитное действие катушки зависит от:
1) силы тока в ней;
2) числа витков;
3) наличия и свойств сердечника.
А теперь мы подошли к нашему главному вопросу: что такое электромагнит?
(Слайд 13).
Электромагнит – это катушка с железным сердечником внутри.
Для усиления магнитного действия электромагнита катушка должна содержать большое количество витков провода. Для удобства обычно на практике используют не одну, а две катушки, надетые на подковообразный металлический сердечник.
(Демонстрация действия модели сборного электромагнита)
4. Минутка отдыха. (Слайд14)
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте заглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
1. Поднимите руки в верх, потянитесь.
2. Переплетите пальцы рук.
3. Посмотрите большой палец какой руки левой или правой оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
4. Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Подведем итоги: результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя. Какой же тип преобладает у вашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.
А теперь опять переходим к познанию внешнего мира.
5. Практическая работа в группах. Отчеты групп.
- Электромагниты очень удобны в использовании, так как их силу можно изменять. Подскажите, каким образом это можно сделать? /Ответы учащихся/
- Выясним где же можно использовать электромагниты? (Слайд 15)
Практическая работа в группах «Применение электромагнитов»
Вам необходимо объяснить назначение, строение и принцип работы предложенного устройства. На работу вам выделяется 5 минут, а затем от каждой группы выступает представитель. (/data/files/g1478262562.doc (Задания группам))
1 группа
Оборудование: источник тока, электрический звонок, ключ, провода, учебник физики.
Задание : подключите электрический звонок и ключ к источнику тока. Пронаблюдайте, что происходит при замыкании цепи.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите основные детали в устройстве звонка (стр. 172 учебника, задание 1, рис.105)
2. Опишите принцип работы звонка (объясните, как он действует)
/При ответе учащихся используется слайд 16 презентации/
2 группа
Задание: используя учебник физики (стр.171, рис104) подготовьте рассказ о магнитном сепараторе для зерна по плану:
1.Назначене
2. Устройство
3. Принцип действия. /При ответе учащихся используется слайд 17 презентации/
3 группа.
Задание: используя предложенную литературу, составьте рассказ об использовании электромагнитов в ветеринарии.
Литература: «Физика в сельском хозяйстве», стр.114
4 группа
Задание: используя предложенный текст, подготовьте рассказ об изобретении электрического телеграфа.
5 группа.
Оборудование: источник тока, модель телеграфа, провода, ключ, учебник физики.
Задание практикам: подключите модель телеграфа и ключ к источнику тока (см. рис 106 стр. 172)
Замыкая и размыкая цепь с помощью ключа, наблюдайте, что происходит.
Ответьте на вопросы:
Назовите основные детали в устройстве телеграфа (стр.172 учебника, задание 2)
По схеме объясните работу установки.
/При ответе учащихся используется слайд 18 презентации/
Заслушиваем отчеты групп.
- О других применениях электромагнитов вы узнаете при просмотре видеоролика. (Слайд 19) /data/files/p1478264468.wmv (Применение электромагнитов)
Приведённые в нём примеры применения электромагнитов запишите в тетради.
6. Первичное закрепление новых знаний
А сейчас, подводя итог, давайте вспомним, что мы узнали за урок. (Слайд 20)
- Что имеется общего в устройстве электрического звонка, телеграфного аппарата и подъёмного крана?
- Что такое электромагнит?
- Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом?
- От чего зависят магнитные свойства электромагнита?
- По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в два раза. Как изменились магнитные свойства электромагнита?
- Для каких целей используют на заводах электромагниты?
7. Рефлексия: Из 12 слов, написанных на листочках, которые у вас на столах выберите только 3, которые охарактеризуют ваше состояние на уроке и поставьте
напротив них галочку.
Раздражение - Злость -
Радость - Равнодушие -
Удовлетворение - Вдохновение -
Скука - Тревога -
Покой - Уверенность -
Неуверенность - Неудовлетворение -
8. Домашнее задание (слайд 21)§ 58 (вопросы устно)Упр. 28( 1-3 ), задание 9
Омарова Альмира Шигаповна