12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Климова Лариса Викторовна257
Россия, Рязанская обл., с.Аладьино

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аладьинская школа»

Конспект

урока физики

с мультимедийной поддержкой.

Тема:

«ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ»

Класс: 8

Разработала и провела

учитель физики

1кв. категории

Климова Л.В.

Цель урока: изучение понятия "электромагнит"; знакомство с устройством электромагнита и факторами, влияющими на его силу; с примерами применения электромагнитов на практике.

 

Задачи урока:

Образовательная:

  • знать понятия "электромагнит";
  • понимать причины изменения силы магнитного поля электромагнита;
  • применять полученные знания для объяснения принципа работы технических устройств.

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная:

способствовать воспитанию коммуникабельности, доброжелательности.

 

Оборудование :

  • для учителя: презентация PowerPoint/data/files/y1478262039.pps ("Электромагниты и их применение") , проектор, экран, сборный электромагнит;
  • для учащихся: источник тока на 4,5В, ключ, соединительные провода, электрический звонок, модель телеграфного аппарата.

Литература:

  • «Физика. 8класс» учебник/А.В. Перышкин, – М.:Дрофа,2014
  • «Физика в сельском хозяйстве»/м.Я.Куприн, - М.: Просвещение,1985

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым физическим объектом. Каким?

/Магнитное поле/

-Сегодня эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова английского физика У.Томсона: «Душа науки - это практическое применение её открытий». Как вы их понимаете? (слайд1)

/Ответы учащихся/

- Всё верно. Сегодня мы будем говорить о практическом применении магнитного поля устройств, называемых ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ.

- Запишите в тетради тему урока «Электромагниты и их применение». (слайд2)

- Основные этапы урока представлены на слайде-навигаторе (слайд 3)

2. Актуализация знаний.

- Прежде, чем мы перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним и проверим знания, полученные на прошлом уроке, ответив на вопросы теста   /data/files/j1478262229.doc (бланки для теста)

1. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...

а) магнитное поле,

б) электрическое поле,

в) электрическое и магнитное поле.

2. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...

а) магнитное поле,

б) электрическое поле,

в) электрическое и магнитное поле.

3. Какое явление наблюдается в опыте Эрстеда?

а) взаимодействие проводников с током;

б) взаимодействие двух магнитных стрелок;

в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током.

4. Почему магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током?

а) на нее действует магнитное поле;

б) на нее действует электрическое поле;

в) на нее действует сила притяжения;

5. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

а) располагаются вдоль проводника с током;

б) образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током;

в) располагаются беспорядочно.

6. Магнитные линии – это…

а) линии, по которым движутся железные опилки

б) линии, которые показывают действие магнитного поля на магнитные стрелочки

в) линии, вдоль которых устанавливаются в магнитном поле оси магнитных стрелочек

7. Какой из вариантов соответствует схеме расположения магнитных линий вокруг катушки с током?

                      а).                                      б).                                       в).

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

б

в

в

а

б

в

б

За 3-4 правильных ответа оценка «3», 

за 5-6 правильных ответа оценка «4», 

за 7 правильных ответов оценка «5».

Вы можете повысить свою оценку, если будете активно работать в течение урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.

- На прошлом уроке вы узнали, что катушка с током обладает свойствами магнита, т.е. может притягивать к себе различные железные предметы. Причём её магнитное действие может быть сильным или слабым. Как вы думаете, от чего это может зависеть?

/предположения учащихся/

- А теперь для выяснения этого вопроса рассмотрим демонстрацию компьютерной модели эксперимента (слайд12, материал из коллекции ЦОР, стр.6,7,8 /data/files/s1478265292.swf (магнитное поле катушки с током) или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba078-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf

Вопросы для обсуждения по каждому эксперименту:

-Чем отличаются условия данных экспериментов?

-Что наблюдаете?

-Какой вывод из этого можете сделать?

- Запишем выводы в тетради: магнитное действие катушки зависит от:

1) силы тока в ней;

2) числа витков;

3) наличия и свойств сердечника.

А теперь мы подошли к нашему главному вопросу: что такое электромагнит?

(Слайд 13).

Электромагнит – это катушка с железным сердечником внутри.

Для усиления магнитного действия электромагнита катушка должна содержать большое количество витков провода. Для удобства обычно на практике используют не одну, а две катушки, надетые на подковообразный металлический сердечник.

(Демонстрация действия модели сборного электромагнита)

 

4. Минутка отдыха. (Слайд14)

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте заглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

1. Поднимите руки в верх, потянитесь.

2. Переплетите пальцы рук.

3. Посмотрите большой палец какой руки левой или правой оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»

4. Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?

5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Подведем итоги: результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя. Какой же тип преобладает у вашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

А теперь опять переходим к познанию внешнего мира.

5. Практическая работа в группах. Отчеты групп.

- Электромагниты очень удобны в использовании, так как их силу можно изменять. Подскажите, каким образом это можно сделать? /Ответы учащихся/

- Выясним где же можно использовать электромагниты? (Слайд 15)

 

Практическая работа в группах «Применение электромагнитов»

Вам необходимо объяснить назначение, строение и принцип работы предложенного устройства. На работу вам выделяется 5 минут, а затем от каждой группы выступает представитель. (/data/files/g1478262562.doc (Задания группам))

1 группа

Оборудование: источник тока, электрический звонок, ключ, провода, учебник физики.

Задание : подключите электрический звонок и ключ к источнику тока. Пронаблюдайте, что происходит при замыкании цепи.

Ответьте на вопросы:

1. Назовите основные детали в устройстве звонка (стр. 172 учебника, задание 1, рис.105)

2. Опишите принцип работы звонка (объясните, как он действует)

/При ответе учащихся используется слайд 16 презентации/

2 группа

Задание: используя учебник физики (стр.171, рис104) подготовьте рассказ о магнитном сепараторе для зерна по плану:

1.Назначене

2. Устройство

3. Принцип действия. /При ответе учащихся используется слайд 17 презентации/

3 группа.

Задание: используя предложенную литературу, составьте рассказ об использовании электромагнитов в ветеринарии.

Литература: «Физика в сельском хозяйстве», стр.114

4 группа

Задание: используя предложенный текст, подготовьте рассказ об изобретении электрического телеграфа.

5 группа.

Оборудование: источник тока, модель телеграфа, провода, ключ, учебник физики.

Задание практикам: подключите модель телеграфа и ключ к источнику тока (см. рис 106 стр. 172)

Замыкая и размыкая цепь с помощью ключа, наблюдайте, что происходит.

Ответьте на вопросы:

Назовите основные детали в устройстве телеграфа (стр.172 учебника, задание 2)

По схеме объясните работу установки.

/При ответе учащихся используется слайд 18 презентации/

Заслушиваем отчеты групп.

- О других применениях электромагнитов вы узнаете при просмотре видеоролика. (Слайд 19)  /data/files/p1478264468.wmv (Применение электромагнитов)                 

Приведённые в нём примеры применения электромагнитов запишите в тетради.

6. Первичное закрепление новых знаний

А сейчас, подводя итог, давайте вспомним, что мы узнали за урок. (Слайд 20)

- Что имеется общего в устройстве электрического звонка, телеграфного аппарата и подъёмного крана?

- Что такое электромагнит?

- Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом?

- От чего зависят магнитные свойства электромагнита?

- По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в два раза. Как изменились магнитные свойства электромагнита?

- Для каких целей используют на заводах электромагниты?

7. Рефлексия: Из 12 слов, написанных на листочках, которые у вас на столах выберите только 3, которые охарактеризуют ваше состояние на уроке и поставьте

напротив них галочку.

 

Раздражение -                    Злость -

Радость -                           Равнодушие -

Удовлетворение -               Вдохновение -

Скука -                            Тревога -

Покой -                            Уверенность -

Неуверенность -                Неудовлетворение - 

 

 

 

8. Домашнее задание (слайд 21)§ 58 (вопросы устно)Упр. 28( 1-3 ), задание 9

Опубликовано


Комментарии (1)

Омарова Альмира Шигаповна
Комментарий был удалён пользователем 26 ноя 2016 в 08:09
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.