Технологическая карта урока ОБЖ «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
Технологическая карта
урока ОБЖ
«Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
(10 класс)
Емельянов Сергей Васильевич,
учитель ОБЖ
высшей квалификационной категории
Бийск 2017
Тема урока: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
Цели урока:
Обучающая: изучить основные средства индивидуальной защиты органов дыхания, их предназначение и правила пользования.
Развивающая: развивать навыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Используемые ресурсы:
- ноутбук, мультимедийный комплекс из проектора и экрана;
- электронная презентация по теме урока (приложение 1);
- текст тестовой проверочной работы (приложение 2);
- противогазы;
- респираторы;
- учебник.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- усвоение понятия «средства индивидуальной защиты», их классификацию, ознакомить с составными частями противогаза и алгоритмом его использования, а также ознакомиться с другими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
- умение работать с учебной литературой;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
УУД:
Личностные: Раскрыть значимость знаний о СИЗ; осознание необходимости знаний об их использовании.
Регулятивные: Вырабатывать алгоритмы поведения использования СИЗ при угрозе и во время ЧС.
Познавательные: Изучать виды СИЗ органов дыхания, правила их использования.
Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, формирование навыков сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (2 минуты) |
||
Объявление темы и плана урока |
Настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности. Сообщает тему урока. Раскрывает цели учебного занятия. Сообщает о значимости содержания урока. - Как вам уже известно, одной из задач ГО является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Об этих средствах мы сегодня и поговорим. Тема сегодняшнего урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (слайд 1). |
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. |
II. Изучение нового материала (25 минут) |
||
Фронтальная работа |
Объясняет новую тему с использованием компьютерной презентации. - Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - это специально разработанные технические устройства, которые обеспечивают защиту органов дыхания от вредного воздействия аварийно химически опасные вещества (АХОВ), радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ). СИЗОД подразделяется на два основных вида: СИЗ органов дыхания фильтрующего действия и СИЗ органов дыхания изолирующего типа (слайд 2). К СИЗОД изолирующего типа относятся: - автономные дыхательные аппараты, обеспечивающие органы дыхания человека дыхательной смесью из баллонов со сжатым воздухом или сжатым кислородом, либо за счет регенерации кислорода с помощью кислородсодержащих продуктов; - шланговые дыхательные аппараты, с помощью которых чистый воздух подается к органам дыхания по шлангу от воздуходувок или компрессорных магистралей. Средства изолирующего тира способны обеспечивать органы дыхания человека необходимым количеством свежего воздуха независимо от состава окружающей атмосферы (слайд 3). К СИЗОД фильтрующего действия относятся: - противогазы; - респираторы; - ватно-марлевые повязки; - противопыльные тканевые маски (ПТМ-1). В фильтрующих аппаратах воздух из окружающей среды проходит через набор фильтров, после чего подается к органам дыхания (слайд 4). К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску (ПТМ-1) и ватно-марлевую повязку. Эти средства вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Маска ПТМ-1 изготавливается из 4-5 слоев ткани по специальным выкройкам (слайд 5). Гораздо легче и быстрее изготовить ватно-марлевую повязку: берут кусок марли размером 100 на 50 см; на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см; марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату; свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок; разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние - на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки (слайд 6). Защитные свойства ПТМ-1, ВМП и подручных средств можно повысить в 2-3 раза, смочив их водой или специальным раствором. Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются в рудниках, шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве (слайд 7). Наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз (слайд 6). Главное предназначение гражданских противогазов — защита органов дыхания от отравляющих и радиоактивных веществ в случае применения оружия массового поражения. Изначально они создавались на случай войны, и в стране их накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население. Для дыхания в противогазе используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан (слайд 9). Для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице (слайд 10). Последовательность проверки исправности противогаза: вынуть противогаз из сумки; проверить целостность шлема-маски и стекол очков; осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха. После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным. Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое» (слайд 11). В «походном» положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку. В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы. Надевается противогаз («боевое» положение) заблаговременно по распоряжению старшего начальника или немедленно по сигналам «Радиационная опасность», «Химическая тревога» или по команде «Газы», а также самостоятельно при обнаружении применения противником химического и бактериологического оружия и выпадении радиоактивных веществ. Для того чтобы надеть противогаз, необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; вынуть шлем-маску из сумки; взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри; подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз; сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку. При незначительном разрыве шлема-маски необходимо плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место. Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы шлема-маски, повреждение стекол очков или выдыхательного клапана), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку. |
Слушают объяснения учителя. Записывают классификацию в тетрадь. Записывают в тетради правила одевания/снятия противогаза. |
III. Применение полученных знаний (5 минут) |
||
Практическая часть |
Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. - А сейчас практическое задание - тренировка одевания противогаза. |
Применяют полученные знания для выполнения практического задания. |
IV. Закрепление нового материала (5 минут) |
||
Проверочная работа |
Организует деятельность обучающихся по закреплению новых знаний. Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. Работа выполняется индивидуально. В первой строке таблицы записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. |
Выполняют тестовую работу. |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока (2 минуты) |
||
Выводы по уроку |
Совместно с обучающимися подводит итог урока. Оценивает деятельность обучающихся. |
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Обмениваются мнениями. |
VI. Домашнее задание (1 минута) |
||
Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и учебником (Раздел I §8.3). |
Записывают домашнее задание. |
Приложение № 2
Тест по теме: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
ФИ обучающегося ______________________________________________
Класс __________
1. Укажите число размеров гражданского противогаза (ГП-5).
а) 4 б) 3 в) 6 г) 5
2. Найдите среди приведенных названий средства индивидуальной защиты органов дыхания те, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности
а) противогазы б) противопыльные тканевые маски в) ватно-марлевые повязки г) респираторы
3. К лицевой части противогаза ГП-5 относятся: резиновая шлем-маска с очковыми узлами и обтекателями и …
а) клапанная коробка б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапан выдоха г) клапан вдоха
4. Дополните фразу: Ватно-марлевые повязки применять для защиты от отравляющих веществ …………
а) нельзя б) можно
5.Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.
а) очковый узел б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапанная коробка г) клапан вдоха
6.Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…
а) Г. Головиным б) Н. Зелинским
в) Д. Менделеевым г) М. Луховицким
7. Противогаз ГП-5 не защищает органы дыхания от…
а) угарного газа б) кожно - нарывных ОВ
в) нервно-паралитических ОВ г) удушающих ОВ
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответ |