Технологическая карта урока ОБЖ «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (10 класс)

3
0
Материал опубликован 23 May 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

Технологическая карта

урока ОБЖ

«Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

(10 класс)

Емельянов Сергей Васильевич,

учитель ОБЖ

высшей квалификационной категории

Бийск 2017

 Тема урока: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Цели урока:


 

Обучающая: изучить основные средства индивидуальной защиты органов дыхания, их предназначение и правила пользования.

Развивающая: развивать навыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная.

Используемые ресурсы:

- ноутбук, мультимедийный комплекс из проектора и экрана;

- электронная презентация по теме урока (приложение 1);

- текст тестовой проверочной работы (приложение 2);

- противогазы;

- респираторы;

- учебник.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- усвоение понятия «средства индивидуальной защиты», их классификацию, ознакомить с составными частями противогаза и алгоритмом его использования, а также ознакомиться с другими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

- умение работать с учебной литературой;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

УУД:

Личностные: Раскрыть значимость знаний о СИЗ; осознание необходимости знаний об их использовании.

Регулятивные: Вырабатывать алгоритмы поведения использования СИЗ при угрозе и во время ЧС.

Познавательные: Изучать виды СИЗ органов дыхания, правила их использования.

Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, формирование навыков сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (2 минуты)

Объявление темы и плана урока

Настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности. Сообщает тему урока. Раскрывает цели учебного занятия. Сообщает о значимости содержания урока.

- Как вам уже известно, одной из задач ГО является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Об этих средствах мы сегодня и поговорим. Тема сегодняшнего урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (слайд 1).

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

II. Изучение нового материала (25 минут)

Фронтальная работа

Объясняет новую тему с использованием компьютерной презентации.

- Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - это специально разработанные технические устройства, которые обеспечивают защиту органов дыхания от вредного воздействия аварийно химически опасные вещества (АХОВ), радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ).

СИЗОД подразделяется на два основных вида: СИЗ органов дыхания фильтрующего действия и СИЗ органов дыхания изолирующего типа (слайд 2).

К СИЗОД изолирующего типа относятся:

- автономные дыхательные аппараты, обеспечивающие органы дыхания человека дыхательной смесью из баллонов со сжатым воздухом или сжатым кислородом, либо за счет регенерации кислорода с помощью кислородсодержащих продуктов;

- шланговые дыхательные аппараты, с помощью которых чистый воздух подается к органам дыхания по шлангу от воздуходувок или компрессорных магистралей.

Средства изолирующего тира способны обеспечивать органы дыхания человека необходимым количеством свежего воздуха независимо от состава окружающей атмосферы (слайд 3).

К СИЗОД фильтрующего действия относятся:

- противогазы;

- респираторы;

- ватно-марлевые повязки;

- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

В фильтрующих аппаратах воздух из окружающей среды проходит через набор фильтров, после чего подается к органам дыхания (слайд 4).

К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску (ПТМ-1) и ватно-марлевую повязку. Эти средства вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств.

Маска ПТМ-1 изготавливается из 4-5 слоев ткани по специальным выкройкам (слайд 5).

Гораздо легче и быстрее изготовить ватно-марлевую повязку: берут кусок марли размером 100 на 50 см; на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см; марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату; свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок; разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние - на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки (слайд 6).

Защитные свойства ПТМ-1, ВМП и подручных средств можно повысить в 2-3 раза, смочив их водой или специальным раствором.

Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются в рудниках, шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве (слайд 7).

Наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз (слайд 6).

Главное предназначение гражданских противогазов — защита органов дыхания от отравляющих и радиоактивных веществ в случае применения оружия массового поражения. Изначально они создавались на случай войны, и в стране их накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население.

Для дыхания в противогазе используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку.

В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан (слайд 9).

Для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице (слайд 10).

Последовательность проверки исправности противогаза: вынуть противогаз из сумки; проверить целостность шлема-маски и стекол очков; осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха. После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным.

Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое» (слайд 11).

В «походном» положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку.

В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы.

Надевается противогаз («боевое» положение) заблаговременно по распоряжению старшего начальника или немедленно по сигналам «Радиационная опасность», «Химическая тревога» или по команде «Газы», а также самостоятельно при обнаружении применения противником химического и бактериологического оружия и выпадении радиоактивных веществ.

Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:

задержать дыхание, закрыть глаза;

снять головной убор;

вынуть шлем-маску из сумки;

взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри;

подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;

сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

При незначительном разрыве шлема-маски необходимо плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место. Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы шлема-маски, повреждение стекол очков или выдыхательного клапана), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку.

Слушают объяснения учителя.

Записывают классификацию в тетрадь.

Записывают в тетради правила одевания/снятия противогаза.

III. Применение полученных знаний (5 минут)

Практическая часть

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

- А сейчас практическое задание - тренировка одевания противогаза.

Применяют полученные знания для выполнения практического задания.

IV. Закрепление нового материала (5 минут)

Проверочная работа

Организует деятельность обучающихся по закреплению новых знаний.

Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. Работа выполняется индивидуально. В первой строке таблицы записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ.

Выполняют тестовую работу.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока (2 минуты)

Выводы по уроку

Совместно с обучающимися подводит итог урока. Оценивает деятельность обучающихся.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Обмениваются мнениями.

VI. Домашнее задание (1 минута)

 

Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и учебником (Раздел I §8.3).

Записывают домашнее задание.

Приложение № 2

Тест по теме: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

ФИ обучающегося ______________________________________________

Класс __________

1. Укажите число размеров гражданского противогаза (ГП-5).

а) 4 б) 3 в) 6 г) 5

2. Найдите среди приведенных названий средства индивидуальной защиты органов дыхания те, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности

а) противогазы б) противопыльные тканевые маски в) ватно-марлевые повязки г) респираторы

3. К лицевой части противогаза ГП-5 относятся: резиновая шлем-маска с очковыми узлами и обтекателями и …

а) клапанная коробка б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапан выдоха г) клапан вдоха

4. Дополните фразу: Ватно-марлевые повязки применять для защиты от отравляющих веществ …………

а) нельзя б) можно

5.Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.

а) очковый узел б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапанная коробка г) клапан вдоха

6.Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…

а) Г. Головиным б) Н. Зелинским

в) Д. Менделеевым г) М. Луховицким

7. Противогаз ГП-5 не защищает органы дыхания от…

а) угарного газа б) кожно - нарывных ОВ

в) нервно-паралитических ОВ г) удушающих ОВ


 

Вопрос


 

1


 

2


 

3


 

4


 

5


 

6


 

7


 

Ответ

             
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.