Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц .
Цель урока: развивать у учащихся навыки правописания О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.
Ход урока
I.Повторение.
-На доске буквы : Щ ,Ш ,Ж, Ч ,Ц.
-Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.
-Какой лишний ? ( Ц ,остальные звуки шипящие)
Учитель отодвигает букву Ц .
-На какие две группы можно разделить звуки ,обозначенные записанными буквами. ( [Ж ] , [Ш]-парные ,только твердые согласные звуки , [щ] , [ ч]- непарные,только мягкие согласные звуки ).
-Почему все эти звуки пришли к нам сегодня на урок ?
-Об этом узнаем чуть позже.
II.На доске словосочетания :
Покормил кашей
Следил за птицей
Накрылся плащом
Ездил за багажом
Вышел со свечой
-Прочитайте . Найдите имена существительные . Что о них можно сказать ?
(отвечают на вопросы :кто? И Что?, обозначают предметы нарицательные ,одушевленные :птица ,неодушевленные все остальные ,стоят в ед.ч. .
Чтобы определить род и склонение ,нужно их поставить в начальную форму. Каша ,птица ,свеча –сущ. Ж.р. ,1 скл. ,плащ ,багаж – имена сущ. М.р. 2 скл. .
Связаны с глаголами ,стоя в Т.П..
Имеют окончания :ом ,ой, ей )
-Спишите словосочетания ,выделите окончания ,поставьте ударение в именах существительных .
-Что заметили ? ( в окончаниях имен сущ. после шипящих и Ц под ударение пишется о , в безударном положении-е ).
-Сравните этот вывод с правилом в учебнике ( чтение правила ).
III.Закрепление. Работа в группах.
1.На доске слова:
б..льшого сн..жок пальцем
х..рошего ..вражек лицом
св..нцовые
ситцевые
-Найдите слова на данное правило.
( в словах третьего столбика в окончаниях под ударением О , в безударном -Е ).
-Буквы О и Е в окончаниях имен сущ. после шипящих и Ц – новые орфограммы.
-Есть ли эти орфограммы в словах первых двух столбиков ? ( в окончаниях имен прил. после шипящих и Ц под ударением пишется О , в безударном –Е ).
-Что можно сказать об этих именах прилагательных и существительных? ( в суффиксах имен сущ. и прилаг. после шипящих и Ц ,как и в окончаниях ,под ударение пишется О ,в безударном положении –Е ).
Орфограммы :безударные гласные в корне ,проверяемые и не проверяемые ударением.
Эти же орфограммы учащиеся должны найти в словосочетаниях: покормил кашей, следил за птицей ,накрылся плащом ,ездил за багажом ,вышел со свечой.
2.На доске слова и рисунки. По ним дети должны составить фразеологизмы.
Попасть ,в грязь , в небо ,лицом ,пальцем.
-Соответствуют ли рисунки смыслу этих оборотов?
(Рисунки не должны соответствовать смыслу этих фразеологизмов ).
Учащиеся объясняют смысл фразеологизмов: попасть пальцем в небо- сказать невпопад , не то что следует.
Не ударить в грязь лицом - не опозориться.
-Запись фразеологизмов .Выделение новой орфограммы.
3.Запись с комментирование предложения.
Над березовой рощей плыло большое темное облако.
Разбор предложения по членам предложения и по частя речи.
Составление небольшого текста ,который является продолжением этого предложения.
4. Вставьте пропущенные буквы , обоснуйте написание.
Говорил с врач..м , с добрым сердц..м ,красивым пейзаж..м ,зеленым огурц..м ,чистым полотенц..м ,певучий-певуч.. (как? Певуче ) , свежий – свеж.. ( было как? Свежо ).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Скрипникова Валентина Михайловна