Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»

2
1
Материал опубликован 30 June 2017

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц .

Цель урока: развивать у учащихся навыки правописания О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Ход урока

I.Повторение.

-На доске буквы : Щ ,Ш ,Ж, Ч ,Ц.

-Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

-Какой лишний ? ( Ц ,остальные звуки шипящие)

Учитель отодвигает букву Ц .

-На какие две группы можно разделить звуки ,обозначенные записанными буквами. ( [Ж ] , [Ш]-парные ,только твердые согласные звуки , [щ] , [ ч]- непарные,только мягкие согласные звуки ).

-Почему все эти звуки пришли к нам сегодня на урок ?

-Об этом узнаем чуть позже.

II.На доске словосочетания :

Покормил кашей

Следил за птицей

Накрылся плащом

Ездил за багажом

Вышел со свечой

-Прочитайте . Найдите имена существительные . Что о них можно сказать ?

(отвечают на вопросы :кто? И Что?, обозначают предметы нарицательные ,одушевленные :птица ,неодушевленные все остальные ,стоят в ед.ч. .

Чтобы определить род и склонение ,нужно их поставить в начальную форму. Каша ,птица ,свеча –сущ. Ж.р. ,1 скл. ,плащ ,багаж – имена сущ. М.р. 2 скл. .

Связаны с глаголами ,стоя в Т.П..

Имеют окончания :ом ,ой, ей )

-Спишите словосочетания ,выделите окончания ,поставьте ударение в именах существительных .

-Что заметили ? ( в окончаниях имен сущ. после шипящих и Ц под ударение пишется о , в безударном положении-е ).

-Сравните этот вывод с правилом в учебнике ( чтение правила ).

III.Закрепление. Работа в группах.

1.На доске слова:

б..льшого сн..жок пальцем

х..рошего ..вражек лицом

св..нцовые

ситцевые

-Найдите слова на данное правило.

( в словах третьего столбика в окончаниях под ударением О , в безударном -Е ).

-Буквы О и Е в окончаниях имен сущ. после шипящих и Ц – новые орфограммы.

-Есть ли эти орфограммы в словах первых двух столбиков ? ( в окончаниях имен прил. после шипящих и Ц под ударением пишется О , в безударном –Е ).

-Что можно сказать об этих именах прилагательных и существительных? ( в суффиксах имен сущ. и прилаг. после шипящих и Ц ,как и в окончаниях ,под ударение пишется О ,в безударном положении –Е ).

Орфограммы :безударные гласные в корне ,проверяемые и не проверяемые ударением.

Эти же орфограммы учащиеся должны найти в словосочетаниях: покормил кашей, следил за птицей ,накрылся плащом ,ездил за багажом ,вышел со свечой.

2.На доске слова и рисунки. По ним дети должны составить фразеологизмы.

Попасть ,в грязь , в небо ,лицом ,пальцем.

-Соответствуют ли рисунки смыслу этих оборотов?

(Рисунки не должны соответствовать смыслу этих фразеологизмов ).

Учащиеся объясняют смысл фразеологизмов: попасть пальцем в небо- сказать невпопад , не то что следует.

Не ударить в грязь лицом - не опозориться.

-Запись фразеологизмов .Выделение новой орфограммы.

3.Запись с комментирование предложения.

Над березовой рощей плыло большое темное облако.

Разбор предложения по членам предложения и по частя речи.

Составление небольшого текста ,который является продолжением этого предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы , обоснуйте написание.

Говорил с врач..м , с добрым сердц..м ,красивым пейзаж..м ,зеленым огурц..м ,чистым полотенц..м ,певучий-певуч.. (как? Певуче ) , свежий – свеж.. ( было как? Свежо ).

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Рефлексия.

На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

замечательный материал!

25 July 2017

Похожие публикации