Конспект урока «Части речи» (Русский язык, 3 класс)

2
0
Материал опубликован 7 May 2020


Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок систематизации знаний

Тема урока: Части речи

Цель:  создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Формируемые УУД

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

умение формулировать свою позицию;

развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения их признаков;

синтез;

решение учебных задач по аналогии;

подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умения слаженно работать в паре, в группе.


Ход урока:

I. Организационный момент.

(Психологический настрой.)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку...

(Дети хором... «пять».)


II. Самоопределение к деятельности.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Во время путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

– Ребята, а что мы всегда привозим на память из путешествий? Какие сувениры? Вот и сегодня с каждого острова мы будем привозить магнитики с изображением различных достопримечательностей.

- Ну что же, вперёд!

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

– Нам нужно подготовиться к путешествию. Ребята, что вы можете взять с собой или привезти из путешествия?? (На доске появляется запись: компас, рюкзак, сувенир – с. )

-Каким должен быть путешественник? (На доске: отважный, находчивый, любознательный – пр. )

Что он должен уметь делать? (На доске: изучать, наблюдать, отдыхать - ? )

- Посмотрите запись на доске. 
компас, рюкзак, карта, сувенир – с.

отважный, находчивый, любознательный – пр.
изучать, наблюдать, отдыхать - ?


- Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. 

-Кто сможет мне сказать тему нашего урока? (Части речи)


III. Минутка чистописания.

И эти же буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г 


IV. Работа над темой урока.

- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем, а Грамматика - строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология - одна из пре­краснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зави­сит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать пре­данные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагатель­ное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет на отдельном острове. Но однажды в океане разыгрался шторм и разбросал слова - жителей этих островов - в разные стороны. Поможем словам вернуться в их дома?

На доске:

Изучать, плыть, ходить, наблюдать, яркий, интересный, рассматривать, прогуливаться, старинные, красивый, изумительный, улица, стела, арка, корабль, медуза, путешествие.

Отправляемся в плавание в поисках того, кто где живёт. Смотрите, перед нами первый остров. Ходят по острову разные слова, по сторонам смотрят. И все время спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

(Выставляется карточка с вопросами КТО? и ЧТО?)

Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Дети называют слова, а учитель переносит слова на первый остров)

Медуза, корабль, путешествие, стела, арка, улица.

– Что они обозначают? (Предмет)

– Теперь скажите, пожалуйста, как зовут жителей этого острова? (Имена существительные).

-Что же такое существительные?

– А что вы ещё знаете о именах существительных? (Бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам, по падежам)

Какой магнитик мы захватим с этого острова?

2. Ну вот, некоторым словам мы нашли место жительства. Плывем на другой остров. А на нём другие слова живут. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. Строго спрашивают: «Что собираетесь делать? Что хотите сделать?»

– На остров пускают только тех, кто что-то делать умеет! Им лентяи даром не нужны.

– Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: рассматривать, прогуливаться, изучать, плыть, ходить, наблюдать.

– На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? )

– Что они обозначают. (Действие).

– Как зовут жителей этого острова? (Глаголы)

-Что же такое глагол?

-Какой магнитик мы возьмем с этого острова?

Физминутка.

1. «Холодно - жарко» Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли. Обхватили себя руками, голову прижали к рукам- греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…

2. «Муравей»  Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой нужно потянуть носки на себя. Ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны. расслабить ноги. Ноги отдыхают.

3. «Шишки» Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела- лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…

4. «Сорви яблоко» Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не достать не удаётся. Подтянись как можно выше. Поднимись на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можно сорвать яблоко. Нагнись и положи яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь. Встряхните руками, потрясите ладошками.

5 «Солнечный зайчик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчке, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть… голову, шею, животик, руки, ноги… Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. А теперь потянулись, выпрямились, открыли глаза.



3.  Плывём дальше. Смотрите, остров красивый стоит, шарами и цветами украшен. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

– Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться? (Огромный, морской, тёплое)

– Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имя прилагательное).

– Что они обозначают? (признак).

-Что же такое имя прилагательное?

-Какой магнитик мы возьмем с этого острова?

-Ребята, что же мне скажет, как называется этот океан? Посмотрите, а почему некоторые острова мы не посетили? (на них живут другие части речи) Вы правы. С этими частями речи вы познакомитесь в старших классах.

VI. Закрепление изученного.

-А сейчас мы поработаем группах. Перед вами текст с пропущенными словами. Вы должны вставить эти слова и подписать, какой частью речи они являются. Не забывайте о правилах работы в группе.

1 группа: Дорогой друг! Теперь ты не только ученик, но еще и турист, путешественник. Быть туристом очень интересно. Можно фотографироваться, плескаться, нырять, кувыркаться, купаться, вкусно питаться, просто забыть про уроки, очень-очень хорошо отдыхать. Можно себе позволить все-все.

2 группа: Но твое путешествие через несколько дней закончится. Ты отправишься домой, в родную страну, в Россию, в свой любимый город. Поэтому твоя задача в другой стране - смотреть, наблюдать, слушать, запоминать, а потом обязательно поделиться интересной информацией с одноклассниками, учителем и родными.

В добрый путь, мой дружочек! Удачи тебе и хорошего отдыха! 

Проверка.

– Наше путешествие по океану ЧАСТИ РЕЧИ закончилось. Из различных путешествий мы выносим нового, что-то узнаём, запоминаем. И сегодня, посмотрите, сколько всего мы привезли из нашего путешествия. Давайте ещё раз полюбуемся на наши магнитики. Они ничего не напоминают вам? Да, это достопримечательности нашего любимого города Боброва. Посмотрите, всё, что нам понравилось во время путешествия, есть в нашем городе. Где бы вы ни были, всегда помните и гордитесь Бобровом, ведь это ваша малая родина.

- Попробуйте сейчас, используя слова, которые есть на доске, на карте, используя свой жизненный опыт, составить красивое предложение о нашем любимом городе и запишите его в тетрадь.

- А домашним заданием вам будет составить небольшой текст по теме «Мой любимый Бобров»

VII. Рефлексия.

-Ребята, посмотрите на доску. Попробуйте выразить ваши чувства от урока с помощью этих слов. Это особая группа слов – междометия - которую вы будете изучать в старших классах. Вложите в произнесение этих слов как можно больше эмоций.

АХ-АХ, ОХ-ОХ, УХ-УХ, ЭХ-ЭХ

VII.Подведение итогов

-Для того, чтобы оценить вашу работу на уроке, я предлагаю вам провести цифровой диктант. Я буду произносить утверждение, если вы с ним согласны, ставьте цифру 1, если нет, то 0.

Компас – имя существительное.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

Яркий – это имя прилагательное.

Существительное отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Сидеть, думать, изучать – это глаголы.

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

(Самопроверка с помощью ключа)

- Посчитайте количество баллов, это и будет ваша оценка.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

– Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.