12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузнецова Елена Сергеевна60 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «Прилагательное как часть речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Туровецкая средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
ФГОС ООО в 5 классе
на тему
«Имя прилагательное как часть речи»
Автор: Кузнецова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы.
п.Туровец
2017г.
Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Туровецкая СОШ»
Класс: 5
Название УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 5 класс»/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: закрепить имеющиеся знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
обучающие: учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать имеющиеся знания об имени прилагательном, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания об им. прилагательном с уже имеющими;
развивающие: развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность;
воспитательные: формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость и способность к организации своей деятельности; умение планировать свою деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- овладение терминологией;
- овладение ключевыми понятиями;
- умение отвечать на поставленные вопросы;
- умение грамотно организовать работу в группе.
Метапредметные результаты:
- выполнение универсальных логических действий;
- чтение вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
- формулирование учебной проблемы совместно с учителем.
Личностные результаты:
- оценивание важности исполнения роли обучающихся, важность учебы и познания нового.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.
Тип урока: изучение новой темы
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, парах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с кластером; развивающая технология - развитие умений речетворчества.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Богданова, Г.А. Уроки русского языка: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2009.
Приложение 1. Стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»
Приложение 2. Кластер
Приложение 3. Игра «Слова в мешке»
Приложение 4. Тест
Технологическая карта урока
Этапы урока | Планируемый результат | Универсальные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы |
Организа- ционный этап | Настроить обучающихся на образовательный процесс | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Личностные УУД: смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и с одноклассниками. | Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. «Круг радости». Слайд 1, 2 Чтение стихотворения «С добрым утром!» Сергея Есенина под прекрасную музыку. (Приложение 1.) Определяют настроение в начале урока | Настрой на образовательный процесс. Слушают стихотворение. Выбирают смайлик, соответствующий настроению. | Принцип психологической комфортности |
Сравнение своих выводов с эталоном ответов | Определить часть речи: имя прилагательное | Регулятивные УУД Логические: анализ, сравнение Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, Общение и взаимодействие с партнёром Познавательные УУД: подведение под понятие, постановка и решение проблем | - Посмотрите на слайд 3. Что вы видите? К какой части речи относится? (Приложение 2) Докажите, заполняя левую часть листа. (работа в парах, проверка) - Дайте характеристику этому предмету, какой он? записывая слова в тетрадь. - Какую часть речи вы называли? На какой вопрос отвечают? Что обозначают? - Какова тема нашего урока? Запишите тему урока «Имя прилагательное» - Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (чередование гласных в корне слова) Как вы понимаете смысл названия части речи? (приложенное, добавленное к чему-то). - А к какой части речи добавляется? - О прилагательном вы много знаете из 4 класса, и сегодня первый урок по этой теме в 5 классе. | 1. Составляют кластер в парах. 2. Дают характеристику предмету, используя имена прилагательные. 3.Записывают тему урока. 4.Выделяют орфограмму | Мозговой штурм Метод кластера |
Целеполагание | Определение цели и задач урока | Регулятивные УУД: целеполагание | - Какую цель мы перед собой поставим? Цель: вспомнить об имени прилагательном. - Заполните правую часть таблицы (работа в парах, проверка) - Для того чтобы вспомнить об имени прилагательном, какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны повторить и вспомнить? Задачи: 1. Что обозначает? 2.Морфологические признаки. 3. Роль в предложении. | Ставят цель урока. Выделяют задачи урока | Метод кластера |
Актуализация и систематизация знаний | 1.Повторение темы, изученной в 4 классе. 2.Умение работать в группе | Регулятивные УУД: контроль и коррекция в форме сравнения и способа действия и его результата с заданным эталоном. | Давая характеристику предмету, вы назвали его признаки. На что они указывают? 1. Игра «Слова в мешке» (Приложение 3) Учащиеся выполняют задание по группам, каждая группа объединяет слова по признакам. Вывод: Что может обозначать прилагательное? На какой вопрос ещё может отвечать имя прилагательное? | 1. Работа в группах. 2.Делают вывод | Метод контроля результатов обучения |
Первичное усвоение новых знаний | Нахождение и определение имён прилагательных. Умение отвечать на вопросы. Умение делать вывод | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
| - Зачем нужны прилагательные? - Когда и для чего используем прилагательные? Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Слайд 4 Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту Сергея Есенина: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня высокая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Задание: найдите и выпишите имена прилагательные вместе с существительными в столбик. Слайд 5. Проверка. Вывод: Что вы выписали, если бы мы с вами были на литературе? Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Где встречались с этим понятием? (Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.) - Для чего использует автор в своём тексте прилагательные? Вывод: помогают создать яркую картину природы. | 1. Читают стихотворение 2.Выписывают прилагательные с существительными. 3.Проверяют. 4.Формулируют выводы наблюдений. | Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Динамическая пауза | Сменить вид деятельности. | Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни | Игра «Найди лишнего». Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово-прилагательное, топнуть - не является прилагательным. - Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. | Выполняют задания игры | Здоровье - сбережение |
Первичная проверка понимания | Умение работать в паре, выделять морфологические признаки имени прилагательного.
| Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. | -Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания: 1 вариант – крапива высокая 2 вариант– утро доброе. (работа у доски) - Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как существительное.) -Какой вывод можем сделать? - Значит, прилагательное изменяется по падежам. - А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.) - Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?(род, число) Задание: - Определите род и число существительных. - Могут ли существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.) Слайд 6. - Определите род прилагательных. - Какая часть слова помогает? - Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет.) - Как изменяются прилагательные? Вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. Слайд 7. Проверка -Что вы можете сказать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении? Слайд 8. - На примерах объясните, какими членами предложения могут быть прилагательные? - Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное? - Где стоит существительное в каждом предложении? (П-О стоит перед сущ., к которому относится, П-С стоит после сущ, к которому относится и имеет форму только именительного падежа). | 1.Работают у доски 2.Выполняют задания. 3. Высказывают свои предположения в паре. 4. Устно отвечают по цепочке. 5. Выявляют ошибки, корректируют их. 6. Формулируют конечный результат работы. | Метод контроля результатов обучения (практический) |
Корректи- рование знаний | Корректирование имеющихся знаний полученными | Регулятивные УУД: контроль и коррекция. | Заполнение кластера – правой части (добавление) Слайд 9. - Где можем найти правило об имени прилагательном? (стр. 85, правило) | Корректирующая | Проблемный Метод кластера |
Контроль и самооценка знаний и способов действия | Выполнение самостоятельно типовых заданий на новый способ действия. Сопоставление работ с эталоном для самопроверки. | Регулятивные УУД: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить высказывания. | Выполнение теста. Проверка по эталону Слайд 10. Оценивание обучающихся. | Выполняют тест, самоооценивание по ключу. | Метод контроля и самоконтроля |
Информация о домашнем задании, инструктаж | Применение теоретических положений в условиях выполнения самостоятельно. | Познавательные УУД: умение структуировать знания. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Слайд 11. 1.Выучить правило стр.85 2.Написать сочинение –миниатюру на тему «Мой посёлок» или Упр. 574 | Записывают домашнее задание в дневники, задают вопрос, если не поняли, как правильно выполнить домашнее задание. | Метод диалогичности |
Рефлексия деятельности. | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Слайд 12, 13 Организовать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Запишите четыре прилагательных. Добавим их в текст, прочитайте, что у вас получилось Сегодня день рождения Тани! Мама с дочкой испекли … пирог. На стол они поставили … цветы. Скоро придут … гости. Вывод: Почему получилось смешно? Прилагательные и существительные должны подходить друг другу по смыслу. - Что нового и интересного вы узнали? - Какие задачи ставили на уроке? - Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока) Определяют настроение в конце урока. | Подбирают 4 прилагательных Рисуют соответствующий настроению смайлик | Метод диалогичности |
Приложение
PPT / 1.03 Мб