12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Елена Сергеевна60

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Туровецкая средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

ФГОС ООО в 5 классе

на тему

«Имя прилагательное как часть речи»

Автор: Кузнецова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы.

п.Туровец

2017г.

Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Туровецкая СОШ»

Класс: 5

Название УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 5 класс»/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель: закрепить имеющиеся знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

обучающие: учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать имеющиеся знания об имени прилагательном, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания об им. прилагательном с уже имеющими;

развивающие: развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность;

воспитательные: формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость и способность к организации своей деятельности; умение планировать свою деятельность.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- овладение терминологией;

- овладение ключевыми понятиями;

- умение отвечать на поставленные вопросы;

- умение грамотно организовать работу в группе.

Метапредметные результаты:

- выполнение универсальных логических действий;

- чтение вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

- формулирование учебной проблемы совместно с учителем.

Личностные результаты:

- оценивание важности исполнения роли обучающихся, важность учебы и познания нового.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.

Тип урока: изучение новой темы

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, парах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с кластером; развивающая технология - развитие умений речетворчества.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Богданова, Г.А. Уроки русского языка: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2009.

Приложение 1. Стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»

Приложение 2. Кластер

 Приложение 3. Игра «Слова в мешке»

Приложение 4. Тест

Технологическая карта урока

Этапы урока

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы

Организа-

ционный этап

Настроить обучающихся на образовательный процесс

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Личностные УУД:

смыслообразование Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и с одноклассниками.

Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

«Круг радости».

Слайд 1, 2

Чтение стихотворения

«С добрым утром!» Сергея Есенина под прекрасную музыку.

(Приложение 1.)

Определяют настроение в начале урока

Настрой на образовательный процесс.

Слушают стихотворение.

Выбирают смайлик, соответствующий настроению.

Принцип психологической комфортности

Сравнение своих выводов с эталоном ответов

Определить часть речи: имя прилагательное

Регулятивные УУД

Логические:

анализ, сравнение

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, Общение и взаимодействие с партнёром

Познавательные УУД: подведение под понятие, постановка и решение проблем

- Посмотрите на слайд 3. Что вы видите? К какой части речи относится?

(Приложение 2)

Докажите, заполняя левую часть листа. (работа в парах, проверка)

- Дайте характеристику этому предмету, какой он? записывая слова в тетрадь.

- Какую часть речи вы называли? На какой вопрос отвечают? Что обозначают?

- Какова тема нашего урока?

Запишите тему урока  «Имя прилагательное»

- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

(чередование гласных в корне слова)

Как вы понимаете смысл названия части речи?

(приложенное, добавленное к чему-то).

- А к какой части речи добавляется?

- О прилагательном вы много знаете из 4 класса, и сегодня первый урок по этой теме в 5 классе.

1. Составляют кластер в парах.

2. Дают характеристику предмету, используя имена прилагательные.

3.Записывают тему урока.

4.Выделяют орфограмму

Мозговой штурм

Метод кластера

Целеполагание

Определение цели и задач урока

Регулятивные УУД: целеполагание

- Какую цель мы перед собой поставим?

Цель: вспомнить об имени прилагательном.

- Заполните правую часть таблицы (работа в парах, проверка)

- Для того чтобы вспомнить об имени прилагательном, какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны повторить и вспомнить?

Задачи:

1. Что обозначает?

2.Морфологические признаки.

3. Роль в предложении.

Ставят цель урока.

Выделяют задачи урока

Метод кластера

Актуализация и систематизация знаний

1.Повторение темы, изученной в 4 классе.

2.Умение работать в группе

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция в форме сравнения и способа действия и его результата с заданным эталоном.

Давая характеристику предмету, вы назвали его признаки. На что они указывают?

1. Игра «Слова в мешке»

(Приложение 3)

Учащиеся выполняют задание по группам, каждая группа объединяет слова по признакам.

Вывод: Что может обозначать прилагательное? На какой вопрос ещё может отвечать имя прилагательное?

1. Работа в группах.

2.Делают вывод

Метод контроля результатов обучения

Первичное усвоение новых знаний

Нахождение и определение имён прилагательных.

Умение отвечать на вопросы.

Умение делать вывод

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение,

построение логической цепи рассуждения,

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 

- Зачем нужны прилагательные?

- Когда и для чего используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Слайд 4

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту Сергея Есенина:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня высокая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Задание: найдите и выпишите имена прилагательные вместе с существительными в столбик.

Слайд 5.

Проверка.

Вывод: Что вы выписали, если бы мы с вами были на литературе?

Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Где встречались с этим понятием?

(Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.)

- Для чего использует автор в своём тексте прилагательные?

Вывод: помогают создать яркую картину природы.

1. Читают стихотворение

2.Выписывают прилагательные с существительными.

3.Проверяют.

4.Формулируют выводы наблюдений.

Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Динамическая пауза

Сменить вид деятельности.

Личностные УУД:

 установка на здоровый и безопасный образ жизни

Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово-прилагательное, топнуть - не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

Выполняют задания игры

Здоровье -

сбережение

Первичная проверка понимания

Умение работать в паре, выделять морфологические признаки имени прилагательного.

 

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение,

построение логической цепи рассуждения.

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1 вариант – крапива высокая

2 вариант– утро доброе.

(работа у доски)

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

-Какой вывод можем сделать?

- Значит, прилагательное изменяется  по падежам.

- А какая часть речи помогает нам определить падеж?

(Существительное.)

- Давайте внимательно посмотрим на существительные.

Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?(род, число)

Задание:

- Определите род и число существительных.

- Могут ли существительное и прилагательное быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

Слайд 6.

- Определите род прилагательных.

- Какая часть слова помогает?

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

 (Нет.)

- Как изменяются прилагательные?

Вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Слайд 7.

Проверка

-Что вы можете сказать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении?

Слайд 8.

- На примерах объясните, какими членами предложения могут быть прилагательные?

- Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное?

- Где стоит существительное в каждом предложении?

(П-О стоит перед сущ., к которому относится,

П-С стоит после сущ, к которому относится и имеет форму только именительного падежа).

1.Работают у доски

2.Выполняют задания.

3. Высказывают свои предположения в паре.

4. Устно отвечают по цепочке.

5. Выявляют ошибки, корректируют их.

6. Формулируют конечный результат работы.

Метод контроля результатов обучения (практический)

Корректи-

рование

знаний

Корректирование имеющихся знаний полученными

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция.

Заполнение кластера – правой части

(добавление)

Слайд 9.

- Где можем найти правило об имени прилагательном?

(стр. 85, правило)

Корректирующая

Проблемный

Метод кластера

Контроль и самооценка знаний и способов действия

Выполнение самостоятельно типовых заданий на новый способ действия.

Сопоставление работ с эталоном для самопроверки.

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Выполнение теста.

Проверка по эталону

Слайд 10.

Оценивание обучающихся.

Выполняют тест,

самоооценивание по ключу.

Метод контроля и самоконтроля

Информация о домашнем задании, инструктаж

Применение теоретических положений в условиях выполнения самостоятельно.

Познавательные УУД:

умение структуировать знания. Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция,

осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Слайд 11.

1.Выучить правило стр.85

2.Написать сочинение –миниатюру на тему «Мой посёлок» или

Упр. 574

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопрос, если не поняли, как правильно выполнить домашнее задание.

Метод диалогичности

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Слайд 12, 13

Организовать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Запишите четыре прилагательных.

Добавим их в текст, прочитайте, что у вас получилось

Сегодня день рождения Тани!

Мама с дочкой испекли … пирог.

На стол они поставили … цветы.

Скоро придут … гости.

Вывод:

Почему получилось смешно?

Прилагательные и существительные должны подходить друг другу по смыслу.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие задачи ставили на уроке?

- Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)

Определяют настроение в конце урока.

Подбирают 4 прилагательных

Рисуют соответствующий настроению смайлик

Метод диалогичности

 


Приложение
PPT / 1.03 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.