конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Колесникова Элла Анатольевна
Предмет русский язык Класс 3
Тема урока Глагол как части речи.
Цели:
- Создание условий для формирования навыков нахождения глагола среди других частей речи; для закрепления знаний об изученных ранее частях речи.
- Способствовать развитию познавательного интереса к русскому языку.
- Создание условий для развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, обосновывать, делать выводы, контролировать себя.
- Воспитание чувства взаимопомощи, взаимосотрудничества.
Оборудование:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
учебник (Русский язык: учебник 3 класс / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – М.: Баласс, 2010 г. Часть 2)
таблицы фиксации знаний;
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)
Этапы работы |
Содержание этапа (заполняется педагогом) |
|
1. |
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) |
1. Самоопределение к деятельности. (слайд 1) -Добрый день, друзья! Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем добывать новые знания. (слайд 2) Так давайте же пожелаем друг другу успеха! (Заряд бодрости: Желаю успеха Большого всегда и везде. Здравствуй!) -У вас на парте лежит таблица фиксации знаний. (Приложение 1) - С какого этапа начнём наш урок? (Проверка домашнего задания) -Какую цель поставим перед собой? (Проверить, как справились с заданием) |
2. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. |
2. Актуализация опорных знаний. 1)Проверка домашнего задания: - Какое задание нужно было выполнить? (придумать и показать какой-либо предмет). -Предлагаю вам сесть по группам, посовещаться и показать от каждой группы по одному предмету. (Одна группа показывает, другие – отгадывают) - Какую часть речи показывали ребята? (Им.существительное) - Как догадались? (обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?) (слайд 3) 2) Игра «Угадай предмет» - Сейчас я загадаю предмет, а вы должны называть только его признаки. Ответами будет только слово «да» или «нет». - Какую часть речи вы использовали, отгадывая предмет? (Им.прилагательное) - Как догадались? (обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?) (слайд 3) Вывод: Что мы с вами сейчас повторяли? (Части речи) Как вы думаете, для чего? (Чтобы лучше запомнить) Где нам могут пригодиться эти знания? (В будущем) - Давайте зафиксируем в таблице специальным значком свою работу на этапе проверки домашнего задания. |
3. |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; |
3. Постановка проблемы. -Какой следующий этап работы? (Открытие новых знаний) - Как считаете, мы уже все части речи изучили? (нет) - Какую цель мы поставим сейчас? (познакомиться с новой частью речи) 4.Формулирование темы и цели урока. - Рассмотрим рисунок на слайде. (слайд 4) - Кто изображён? (Человечек) Что он делает? (бежит, стучит и др.), т.е. что он совершает? (Действия) -Кто догадался, как называется часть речи, которая обозначает действие? (глагол) - Так какая же тема урока? (Глагол как часть речи) (слайд 5) - А для чего нам нужно изучение этой темы? - Людям каких профессий это важно?( Учителям, врачам, космонавтам.) - Какую цель мы поставим? (Учиться находить глагол) 5."Открытие" детьми нового знания - А давайте поиграем в деловую игру «Заседание редакционного совета классной газеты по русскому языку». - Все ученики нашего класса – корреспонденты, при этом: (слайд 6) 1 группа-отдел новостей 2 группа - оформительский отдел 3 группа -отдел писем - Кого выберем главным редактором нашей газеты? - От каждого из нас зависит успех нашего дела. Гл.редактор: -Начинаем заседание нашего редакционного совета. Слово отделу писем: - Наш друг Афанасий прислал нам необычное письмо, давайте его прочитаем. (Приложение 2) (слайд 7) - Отредактируйте текст, вставляя пропущенные слова. Проверка: (слайд 8) (Началась буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь.) - Зажгите зелёный фонарик, кто вставил точно такие же слова. А кто вставил другие слова – зажгите красный. - Чем похожи все эти слова? (слайд 9) - Мы открыли для себя новые знания? (Да) - Какую часть речи? (Глагол) - В таблице фиксации знаний отметьте свою работу на этапе открытия новых знаний. ФИЗМИНУТКА (музыкальная) |
4. |
Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
6. Первичное закрепление. а) Практическая работа -Какой следующий этап урока? (Закрепление) Какая цель? (Закрепить полученные знания) -Давайте приступим к изготовлению нашей газеты. У нас уже есть 2 выпуска. Вспомните и назовите основные элементы газеты. (Название, № выпуска, дата, тираж, содержание) - Итак, распределяем обязанности: 1 группа – отдел новостей. К вам вопрос: знаете ли вы, что означает слово «глагол» и как оно образовалось?(нет) Где можно об этом узнать? (В толковом словаре, в Интернете, в учебнике) Вам задание: найти и выписать, что означает слово глагол. Одни выписывают из учебника (упр.346), другие из толкового словаря. 2 группа - оформительский отдел оформляет название, № выпуска, дату, тираж. 3 группа - отдел писем оформляет модель, подписывая, какие действия можно совершить. Все приступают к оформлению газеты. б) Тренировочные упражнения. - Наша работа по изготовлению газеты завершена. И пока гл.редактор всё проверит, давайте выполним упражнение 345. - Прочитайте задание. Отдел новостей, дайте задание корреспондентам. (Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия – глаголов) 1 вариант - слово «мальчик», 2 вариант– слово «птица» Проверка: Взаимопроверка. Оценка на полях. Зажгите зелёный фонарик – кто получил высокую оценку, красный – кто не справился с работой. Давайте подведём итог на этапе закрепления. У нас готова газета, третий выпуск. - Что обозначают глаголы как часть речи? - От какого слова произошли? Что говорится об этом в толковом словаре и учебнике? (Слово «глагол» произошло от старославянского слова «речь», «глаголить» (говорить). - В таблице фиксации знаний отметьте свою работу на этапе закрепление. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. -Давайте выполним самостоятельную работу. Для чего? (проверить, как работу выполняют самостоятельно) -У вас лежат карточки трёх уровней. Те, которые помечены розовым цветом – оцениваться не будут. Их могут выполнить те ребята, которые не совсем уверены в своих силах по новой теме. Оранжевым цветом помечены карточки, в которых есть слова для справок. Они даже при правильном решении будут оцениваться максимальным баллом 4. И выполнив карточку зелёного цвета, можно заработать отметку 5 при условии, что задание выполнено верно. Итак, взвесьте все свои возможности, выберите карточку, и приступайте к выполнению самостоятельной работы. В таблице фиксации знаний отметьте свою работу на этапе самостоятельной работы. 8. Рефлексия. - Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?( Учились находить глагол как часть речи) - Какую цель мы поставим на следующий урок?( Закрепить полученные знания.) - Подведем итоги заседания. - Что такое глагол? - Чем он отличается от других частей речи? (вопросом, значением) В таблице фиксации знаний отметьте свою работу на уроке. |
|
Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
9.Домашнее задание. - Как вы считаете, нужно ли вам сегодня домашнее задание? - Сегодня у нас был маленький проект – издание классной газеты. Но все годы нашей совместной учебы – это длительная проектная деятельность. Чтобы она стала успешной, сегодня предлагаю вам выполнить задание по выбору – творческое задание сочинить сказку про глагол или выполнить упражнение 1 на стр. 253 - Спасибо всем. 10.Выставление отметок. |
Приложение 1.
Таблица фиксации знаний.
Фамилия имя_____________________ Урок _____________________________________
«+» - всё получилось; «V» - было трудно; «?» - нужна помощь
№ |
Этапы урока |
знаки |
1 |
Проверка домашнего задания |
|
2 |
Открытие новых знаний |
|
3 |
Закрепление |
|
4 |
Самостоятельная работа |
|
5 |
Итог. Работа на уроке. |
Приложение 2.
«Письмо.
Дорогие ребята Куйбышевской школы! Сегодня начался дождь, и некоторые слова исчезли из текста. Помогите! Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова!»
______________буря. __________ гром. _________ молния. ________ дождь.
Приложение 3.
Карточка розового цвета:
Задание: Соедини стрелками, что делает каждое животное Лошадь лает Корова блеет Собака ржёт Овца мычит Волк хрюкает Свинья воет |
Карточка оранжевого цвета:
Задание: подбери к именам существительным однокоренные слова - глаголы. лётчик - летает отдых - _______________________ грызун - ______________________ свет - ______________________ дружба - ______________________ Слова для справок: отдыхает, грызёт, светит, дружит |
Карточка зелёного цвета:
Задание: Подчеркни только глаголы. Затопили печь, чтобы пироги печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало всё поле покрывало. |
Кадырова Ольга Игоревна
Колесникова Элла Анатольевна