Урок «Наречие как часть речи» (Русский язык, 7 класс)
Конспект урока русского языка
Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (7класс)
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»
Программные требования
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- обнаруживает и формулирует проблему;
- планирует способы решения возникших проблем;
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- -переживает за успех учащихся.
Предметные результаты
- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль
- формулирует правило правописания наречий
- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;
- объясняет выбор написания.
ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Ход урока.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
Актуализация
1)Запишите предложение. Объясните знаки препинания. Найдите наречия. Объясните их написание
Радуемся мы, что ручей родился на припеке и вприпрыжку мчится от зимы.
2)Подставьте буквы и знаки препинания. Объясните написание наречий. Задание на слайде. Устная работа.
(С)нов… птиц… летят (из)далек….
К берегам ра…торгающим лед
Со…нце теплое ходит высок…
И душист… ландыша ждет.
Прочитайте стихотворение.
Определите тему, тип речи, стиль текста.
Объясните знаки препинания.
Какие наречия встретились в тексте? От каких глаголов они зависят?
Объясните написание наречий. От чего зависит написание суффикса –а в словах снова, издалека?
Работа над темой.
Мы вспомнили одно правило написания наречий. А теперь вспомните и другие правила написания наречий.
Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).
Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки ... (из-, до-, с-).
Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое-).
Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).
Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).
2) Орфографическая работа. Определи пару. Запишите слова с разными орфограммами, которые я продиктую. Придумайте к каждому слову пару на такое же орфографическое правило. Обоснуйте ответ
Наглухо –
Невтерпеж –
Горячо –
Крепко-накрепко –
Взволнованно –
Улики налицо –
Возможно ли другое написание слова налицо? В каком случае? К какой части речи оно будет относиться?
Как узнать, к какой части речи относится слово в предложении? Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение?
3) Составьте словосочетания со словами
Сначала……- с начала…..
Впервые….. - в первые…..
По-новому…. – по новому……
4) Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
честно |
|
далеко |
|
Рукой подать |
близко |
Как в аптеке |
точно |
Как баран на новые ворота |
недоуменно |
На широкую ногу |
расточительно |
Черным по белому |
ясно |
Битый час |
долго |
Бок о бок |
рядом |
Вверх дном |
кувырком |
Веки вечные |
навсегда |
На вес золота |
дорого |
Душа в душу |
дружно |
Не покладая рук |
старательно |
Рефлексия.
Итог. - Что повторили на уроке?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно … .
Мне было легко … .
Сегодняшний урок … .
Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.
Домашнее задание.