12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Ирина Евгеньевна152
Учитель русского языка и литературы с 20-летним стажем
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Тема урока: «Союз как часть речи»

 

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний


 

Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1.Организационный момент . СЛАЙД 1

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний.

- Какую служебную часть речи мы изучили?

- А какие ещё служебные части речи вы знаете? Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

Предлагаю вам «Морфологическую путаницу» СЛАЙД 2

.Задание: распределите слова в 2 столбика. Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы)

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока СЛАЙД3

-- С какой частью речи нам предстоит познакомиться?

Сообщается тема урока и цели: знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.

Записывают в тетради число, тему урока. СЛАЙД 4

4. Из истории возникновения термина «Союз». СЛАЙД 5 Историческую справку рассказывает ученик. Работа со словарями Ожегова и Ушакова.

5. Объяснение нового материала.

Предлагаю провести «Лингвистический эксперимент». СЛАЙД6

Организует работу учащихся по алгоритму:

1) прочитайте текст, заполните пропуски союзами

2) сделайте вывод по наблюдениям

Проверка Слайд 7

6. Систематизация знаний. СЛАЙД 8 ( отвечают на вопросы средние ученики, а обобщение делает сильный ученик)

--Союз служебная или самостоятельная часть речи?

-- Можно ли задать вопрос?

-- Что связывает союз в простом предложении?

-- Что соединяет в сложном предложении?

-- (Обобщение)

СЛАЙД 9

7. Работа по Теории.

8.Закрепление учебного материал

-- Потренируемся в нахождении союзов и определим их роль в предложениях. СЛАЙД 10

-- В предложениях выделить грамматические основы, составить схемы. Какую роль играет союз в каждом предложении? ( Проверка у доски ).

9. Применение знаний и умений на практике. СЛАЙД 11

1. Работа с текстом ( у каждого на столе).

2.Дополнительное задание СЛАЙД 12 (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами.

10. Проверка ( задания у каждого на столе) СЛАЙД 13, 14

11. Работа по практике. №334 ( задание на слайде) СЛАЙД 15

Какое пунктуационное правило мы должны помнить?

12. Обобщение.

-- Предлагаю проверить свои знания. СЛАЙД 16,17, проверка 18

Тестирование

Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя»

-- Игра «Найди лишнее». СЛАЙД 19

13 . Подведение итогов, выставление оценок. СЛАЙД 20

14.Задание на дом: Т 148, П №335. СЛАЙД 21

Работа с текстом.

Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В р...альном мире вещей и явлений нет н…чего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как т…хническое средство для выражения л…гической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедит…ся при непосредственном наблюдении различных р…альных с…туаций. Если вы видите, что молния ударила в дерево и оно сл…малось, вы (не) нуждаетесь в каких(либо) св…зующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщает (?) ся об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».


 

Задания:

1Выразительно прочитайте текст.

2 Озаглавьте его.

3 Определите его главную мысль.

4. Объяснить пропущенные и выделенные орфограммы.

4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?

Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)

5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация?


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 12:48 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, не опубликована презентация.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.