Русский язык. Тема урока: «Союз как часть речи»
Тема урока: «Союз как часть речи»
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1.Организационный момент . СЛАЙД 1
Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний.
- Какую служебную часть речи мы изучили?
- А какие ещё служебные части речи вы знаете? Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
Предлагаю вам «Морфологическую путаницу» СЛАЙД 2
.Задание: распределите слова в 2 столбика. Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы)
3. Сообщение темы урока, постановка цели урока СЛАЙД3
-- С какой частью речи нам предстоит познакомиться?
Сообщается тема урока и цели: знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.
Записывают в тетради число, тему урока. СЛАЙД 4
4. Из истории возникновения термина «Союз». СЛАЙД 5 Историческую справку рассказывает ученик. Работа со словарями Ожегова и Ушакова.
5. Объяснение нового материала.
Предлагаю провести «Лингвистический эксперимент». СЛАЙД6
Организует работу учащихся по алгоритму:
1) прочитайте текст, заполните пропуски союзами
2) сделайте вывод по наблюдениям
Проверка Слайд 7
6. Систематизация знаний. СЛАЙД 8 ( отвечают на вопросы средние ученики, а обобщение делает сильный ученик)
--Союз служебная или самостоятельная часть речи?
-- Можно ли задать вопрос?
-- Что связывает союз в простом предложении?
-- Что соединяет в сложном предложении?
-- (Обобщение)
СЛАЙД 9
7. Работа по Теории.
8.Закрепление учебного материал
-- Потренируемся в нахождении союзов и определим их роль в предложениях. СЛАЙД 10
-- В предложениях выделить грамматические основы, составить схемы. Какую роль играет союз в каждом предложении? ( Проверка у доски ).
9. Применение знаний и умений на практике. СЛАЙД 11
1. Работа с текстом ( у каждого на столе).
2.Дополнительное задание СЛАЙД 12 (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами.
10. Проверка ( задания у каждого на столе) СЛАЙД 13, 14
11. Работа по практике. №334 ( задание на слайде) СЛАЙД 15
– Какое пунктуационное правило мы должны помнить?
12. Обобщение.
-- Предлагаю проверить свои знания. СЛАЙД 16,17, проверка 18
Тестирование
Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя»
-- Игра «Найди лишнее». СЛАЙД 19
13 . Подведение итогов, выставление оценок. СЛАЙД 20
14.Задание на дом: Т 148, П №335. СЛАЙД 21
Работа с текстом.
Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В р...альном мире вещей и явлений нет н…чего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как т…хническое средство для выражения л…гической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедит…ся при непосредственном наблюдении различных р…альных с…туаций. Если вы видите, что молния ударила в дерево и оно сл…малось, вы (не) нуждаетесь в каких(либо) св…зующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщает (?) ся об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».
Задания:
1Выразительно прочитайте текст.
2 Озаглавьте его.
3 Определите его главную мысль.
4. Объяснить пропущенные и выделенные орфограммы.
4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?
Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)
5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация?
Евдакименко Ольга Юрьевна