Конспект урока чтения в 8 классе «Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого урока по чтению в 8 классе:
«Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество»
Подготовила: учитель русского языка
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Рычкова В. В.
Саранск 2017
Тема: Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Жизнь и творчество.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина.
развивать фонематический слух у учащихся, мыслительные операции, внимание
прививать чувство патриотизма.
Ход урока
Орг. Момент
Проверка домашнего задания
1.Беседа по вопросам
- Давайте вспомним, как называется рассказ, который мы читали на прошлом уроке?
- Кто автор этого рассказа? (Слайд 1)
- Как зовут главных героев этого рассказа? (Слайд 2)
2.Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где описывается Лойко Зобар.
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где Лойко просит Данило, отдать его дочь Радду в жены.
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где Лойко Зобар рассказывает своим товарищам о том, что ему велела сделать Радда.
- Чем закончился рассказ? Найдите в тексте и прочитайте.
Изучение нового материала
-
-
-
Сообщение темы урока
-
-
- Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию поэта, биографию которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке.
(Слайд 3) Е2С4Е5Н1И3Н
- Слышали ли вы когда-нибудь эту фамилию?
- Каждый год, начиная с младших классов, вы изучаете его стихи. Какие из его стихов вы помните? («Белая береза», «Пороша» - слой свежего снега, выпавшего за ночь.) Может быть, кто-то сможет рассказать наизусть?
-
-
-
Рассказ учителем биографии
-
-
- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Сергея Александровича Есенина.
(Слайд 4) – Сергей Александрович Есенин – русский поэт, родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Там и зародилась неугасимая любовь Есенина к Родине, ее природе, народу. (пейзажи поля, леса, природа какая красивая)
(Слайд 5) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Так определил Есенин мотив своей поэзии.
(Слайд 6) – Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики, но, проучившись полтора года, ушел из нее — профессия учителя его мало привлекала. То есть по профессии он был сельским учителем.
(Слайд 7) – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой – эти авторы произвели на него большое впечатление, были его любимыми.
(Слайд 8) Отец Есенина перебрался в Москву и устроился работать приказчиком, поэтому какое-то время Сергей жил в доме деда с матерью и бабушкой.
(Слайд 9) Дед Есенина Федор Андреевич Титов знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку.
(Слайд 10) Бабушка Наталья Евтихиевна рассказывала Сергею сказки. Именно она дала толчки к тому, что Есенин начал писать стихи. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились и тогда он переделывал их на свой лад.
(Слайд 11) Мать, Татьяна Федоровна была замечательной песенницей. Это оставило след на его творчестве. Многие из его ранних стихов написаны в песенном жанре. То есть легко запоминаются и их можно напеть.
(Слайд 12) В самые трудные минуты Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
(Слайд 13) - В 17 лет переехал в Москву, где продолжает свое образование. (Слайд 14) В Москве, с сентября 1913 года, Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.
(Слайд 15) - В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщице Айседоре Дункан. Вскоре вместе с Айседорой Дункан стал ездить с концертами по Европе и Америке. Он читал стихи, она танцевала. Но всегда и везде он очень тосковал по своей Родине и воспевал ее в своих стихах.
(Слайд 16)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(Слайд 17) - Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах. Его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным.
-
-
-
Вопросы по содержанию
-
-
- Где родился Серей Есенин? (В селе Константиново Рязанской губернии)
- В какой семье, богатой или крестьянской? (В крестьянской)
- Где учился Сергей Есенин? ( В Константиновском земском училище, в школе в селе Спас-Клепики)
- Кем по профессии был Сергей Есенин? (сельский учитель)
- Какие писатели произвели на Сергея Есенина большое впечатление? Произведения каких писателей он любил читать? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой).
- Какова главная тема его творчества? О чем он писал свои стихи? (Тема Родины. Писал о Родине, природе, народе)
- Как звали жену Сергея Есенина? (Айседора Дункан)
- Кем она была по профессии? (ТанцОвщица)
- Как погиб Сергей Есенин?
Физминутка
(Слайд 18,19,20,21,22,23,24) Упражнение на улучшение мозгового кровообращения, зрительная гимнастика. (Слайд 25)
Закрепление изученного материала
1. Работа над техникой чтения
Чтение учащимися с.171-173 (чтение по цепочке по предложению)
2. Словарная работа
(Слайд 26) Отрада – радость.
(Слайд 27) Роща – небольшой лиственный лес.
(Слайд 28) Старица – старое, покинутое рекой русло.
3. Составление краткого плана пересказа
(Слайд 29)
1 - Место рождения
2 - Место учебы
3 - Любимые писатели
4 - Главная тема творчества
5 - Семья С. Есенина
6 - Трагическая гибель
4. Пересказ биографии по плану (по этапам несколько учеников)
(Слайд 30)
Д/з с.171-173, пересказ биографии по плану
(Слайд 31)
Итог урока
- Биографию какого писателя мы сегодня изучали?
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Вам понравился урок?
- Мне понравилось, как вы работали, сегодня за урок оценки получают …
(Слайд 32)