Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ «С. Есенин "Поёт зима, аукает..."»

3
0
Материал опубликован 7 January 2023


Конспект урока чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы

для обучающихся с ОВЗ.


Тема: «С. Есенин «Поёт зима-аукает…»

Цель.Познакомить со стихотворением С.Есенина«Поёт зима-аукает…»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с творчеством С. Есенина;

- учить, определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в слова стихотворения.

Коррекционные:

- способствовать развитию  навыка  правильного  осознанного  выразительного чтения;

способствовать эстетическому развитию;        

-формировать умение передавать чувства поэта в своей речи.          

Воспитательные:

- воспитывать интерес к уроку чтения;

- воспитывать чувство любви к русской поэзии;

-воспитывать чувство любви к природе.

                   

Оборудование: портрет С. Есенина, презентация со слайдами,

Аудиозапись .А.Юрлова, Большой Симфонический Оркестр Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зима.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Расположите последовательно пункты плана к рассказу

1 . «3айчишкина беда».

2 . «Снегопад».

3 . «Запутаные следы»,

4 . «Добыча еды».

5. «В снежной норке».

6 . «Хорошо зимой».

Чтение отрывков рассакза к пунктам плана.

Индивидуальная работа.

-Найдите на иллюстрации, чему научился зайчишка у лосей, у тетеревов?

-Самое дорогое для каждого живого существа – это жизнь., Зайчишка смог приспособиться и выжить суровой зимой, несмотря на сложности

III. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний.

Дел у меня немало — я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … (Ответ: Зима)

Мы прододолжаем знакомство с произведениями русских писателей. Посвященных зиме.

Посмотрите на портрет. Это русский поэт Сергей Есенин.

2.Сообщение учителя о творчестве С.Есенина с опорой на показ слайдов презентации.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки Детство и юность провёл среди красот русских полей и лесов.. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях. Зима в стихах Есенина - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - прекрасной лёгкостью.

3.Чтение стихотворения учителем. «Поёт зима – аукает…» С. Есенин

Какие чувства вызывает у вас стихотворение? (Грусть, жалко маленьких воробышков)

Словарная работа.

Чтение слов на доске.

аукает-кричать "ау "

баюкает- укачать, напевая песню

метелица- - это сильный ветер, который переносит снег вдоль поверхности земли

4. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.

Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.

-  «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает ..» Как вы представляете выражение? (Воют вьюги, поют метели. Зима хочет усыпить лес.)

-Представьте себе,когда в лесу мороз, стоит тишина, когда даже потрескивание сосен от мороза раздается в тишине стозвонным эхом.

-  С кем автор сравнивает зиму? ( С человеком.)

-.  Какие слова подтверждают это? ( Она живая. Поет, аукает.)

-  Что значит – мохнатый лес? ( Пушистый снег, он лежит на ветках.)

-Как вы понимаете выражение «седые облака»? (Они белые, как волосы.)

 Прочитайте вторую строфу.

-С чем сравнивается метель? (С шелковым ковром.)

- Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер. Обратите внимание на ударение в слове-шелкОвым.

Произнесем это слово. Учитель добивается правильного ударения в слове.

-  Как автор называет воробьев?  ( Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют. Сиротливые. Их хочется пожалеть.)

-  Почему они прижались именно к окну? (Из дома идет тепло. Они ждут, что человек их покормит.)

Учащиеся вслух читают третью строфу вслух.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как выглядит деревенский домик зимой.

У таких домов часто есть ставни. С этим словом мы уже знакомились в рассказе «Слепой домик».Вспомните. Для чего нужны ставни?

Учащиеся вслух читают четвертую строфу вслух.

-Что снится воробышкам холодной зимой? (Весна)

-Изменится ли тон голоса при чтении трёх последних строк стихотворения?

Давайте прочитаем эти строки мечтательно, с надеждой на скорую весну.

IV. Применение  здоровьесбережения. Физкультминутка.

Отгадайте загадку.

Возле дома, по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый …? (Воробей) С. Бабинцев

Давайте попрыгаем как малеленькие воробышки, помашем крылышками, покрутим головой в разные стороны, как-будто ищем крошки.

- Птицам зимой очень трудно найти корм. Как люди могут помочь зимующим птицам?

Ответы учеников.

IV. Закрепление нового материала.

- Ребята, стихи С.Есенина легко ложатся на музыку. Это стихотворение прозвучит, как песня. Послушайте ее очень внимательно. Чтобы вам проще было представить, о чем хотел автор рассказать в своем стихотворении закройте глаза.

А.Юрлова, Большой Симфонический Оркестр Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зима

Проверка восприятия услышанного.

- Понравилось ли вам песня?

- Что вы почувствовали, когда слушали? (Грусть, жалость).

-.   Какие картины увидели? ( Стелется Метелица. Воробышки замерзли и жмутся к окну. Седые облака плывут).

V. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Упражнения в выразительном чтении.

Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом настроение стихотворения.

Индивидуальная работа.

Выразительное чтение обучающимися по строчкам.

VI. Задание на дом:

Учиться читать стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…» выразительно. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Индивидуальная работа. Чтение первой строфы стихотворения.

IX. Подведение итогов урока.

-С творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?

 -  Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения?

-Как автор относится к природе?


Интернет источники:
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-vorobya-dlya-detej-35-luchshix.html
Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-zimu/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.