Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ «С. Есенин "Поёт зима, аукает..."»
Конспект урока чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы
для обучающихся с ОВЗ.
Тема: «С. Есенин «Поёт зима-аукает…»
Цель.Познакомить со стихотворением С.Есенина«Поёт зима-аукает…»
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с творчеством С. Есенина;
- учить, определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в слова стихотворения.
Коррекционные:
- способствовать развитию навыка правильного осознанного выразительного чтения;
- способствовать эстетическому развитию;
-формировать умение передавать чувства поэта в своей речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к уроку чтения;
- воспитывать чувство любви к русской поэзии;
-воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: портрет С. Есенина, презентация со слайдами,
Аудиозапись .А.Юрлова, Большой Симфонический Оркестр Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зима.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Расположите последовательно пункты плана к рассказу
1 . «3айчишкина беда».
2 . «Снегопад».
3 . «Запутаные следы»,
4 . «Добыча еды».
5. «В снежной норке».
6 . «Хорошо зимой».
Чтение отрывков рассакза к пунктам плана.
Индивидуальная работа.
-Найдите на иллюстрации, чему научился зайчишка у лосей, у тетеревов?
-Самое дорогое для каждого живого существа – это жизнь., Зайчишка смог приспособиться и выжить суровой зимой, несмотря на сложности
III. Изучение нового материала.
1.Актуализация знаний.
Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … (Ответ: Зима)
Мы прододолжаем знакомство с произведениями русских писателей. Посвященных зиме.
Посмотрите на портрет. Это русский поэт Сергей Есенин.
2.Сообщение учителя о творчестве С.Есенина с опорой на показ слайдов презентации.
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки Детство и юность провёл среди красот русских полей и лесов.. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях. Зима в стихах Есенина - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - прекрасной лёгкостью.
3.Чтение стихотворения учителем. «Поёт зима – аукает…» С. Есенин
–Какие чувства вызывает у вас стихотворение? (Грусть, жалко маленьких воробышков)
Словарная работа.
Чтение слов на доске.
аукает-кричать "ау "
баюкает- укачать, напевая песню
метелица- - это сильный ветер, который переносит снег вдоль поверхности земли.
4. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.
Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.
- «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает ..» Как вы представляете выражение? (Воют вьюги, поют метели. Зима хочет усыпить лес.)
-Представьте себе,когда в лесу мороз, стоит тишина, когда даже потрескивание сосен от мороза раздается в тишине стозвонным эхом.
- С кем автор сравнивает зиму? ( С человеком.)
-. Какие слова подтверждают это? ( Она живая. Поет, аукает.)
- Что значит – мохнатый лес? ( Пушистый снег, он лежит на ветках.)
-Как вы понимаете выражение «седые облака»? (Они белые, как волосы.)
Прочитайте вторую строфу.
-С чем сравнивается метель? (С шелковым ковром.)
- Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер. Обратите внимание на ударение в слове-шелкОвым.
Произнесем это слово. Учитель добивается правильного ударения в слове.
- Как автор называет воробьев? ( Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют. Сиротливые. Их хочется пожалеть.)
- Почему они прижались именно к окну? (Из дома идет тепло. Они ждут, что человек их покормит.)
Учащиеся вслух читают третью строфу вслух.
- Посмотрите на иллюстрацию. Как выглядит деревенский домик зимой.
У таких домов часто есть ставни. С этим словом мы уже знакомились в рассказе «Слепой домик».Вспомните. Для чего нужны ставни?
Учащиеся вслух читают четвертую строфу вслух.
-Что снится воробышкам холодной зимой? (Весна)
-Изменится ли тон голоса при чтении трёх последних строк стихотворения?
Давайте прочитаем эти строки мечтательно, с надеждой на скорую весну.
IV. Применение здоровьесбережения. Физкультминутка.
Отгадайте загадку.
Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …? (Воробей) С. Бабинцев
Давайте попрыгаем как малеленькие воробышки, помашем крылышками, покрутим головой в разные стороны, как-будто ищем крошки.
- Птицам зимой очень трудно найти корм. Как люди могут помочь зимующим птицам?
Ответы учеников.
IV. Закрепление нового материала.
- Ребята, стихи С.Есенина легко ложатся на музыку. Это стихотворение прозвучит, как песня. Послушайте ее очень внимательно. Чтобы вам проще было представить, о чем хотел автор рассказать в своем стихотворении закройте глаза.
А.Юрлова, Большой Симфонический Оркестр Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зимаПроверка восприятия услышанного.
- Понравилось ли вам песня?
- Что вы почувствовали, когда слушали? (Грусть, жалость).
-. Какие картины увидели? ( Стелется Метелица. Воробышки замерзли и жмутся к окну. Седые облака плывут).
V. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Упражнения в выразительном чтении.
Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом настроение стихотворения.
Индивидуальная работа.
Выразительное чтение обучающимися по строчкам.
VI. Задание на дом:
Учиться читать стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…» выразительно. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
Индивидуальная работа. Чтение первой строфы стихотворения.
IX. Подведение итогов урока.
-С творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?
- Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения?
-Как автор относится к природе?
Интернет источники:
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-vorobya-dlya-detej-35-luchshix.html
Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-zimu/