Конспект урока "Глаголы- исключения"
Фрагмент урока русского языка в 4классе по теме:
«Спряжение глаголов «брить», «стелить»
Цели:
1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;
2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;
3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.
УУД:
Познавательные УУД
- работа с таблицами
- поиск информации в словарях
- задания, нацеленные на проверку понимания информации
Коммуникативные УУД
-коммуникация как сотрудничество
Регулятивные УУД
-контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование: презентация “Спряжение глаголов брить, стелить”.Ход урока
I. Организационный момент
Сейчас урок русского языка. На уроке предстоит интересная и очень ответственная работа. Присаживайтесь на свои места и пожелайте друг другу удачи.
2. Повторение изученного.
А) Минутка чистописания.
-Посмотрите на доску. Это строчки букв . найдите в каждой строке сочетания букв, которые чаще всего встречались на последних уроках русского языка.
С П Е Т Р Я Е Т Л Е Т Н П Е Т Й А
Г Л И Т Г И Т О М И Т О В И Т
-Что это за сочетания?
-Запишите окончание ЕТ на первой строчке, а сочетание ИТ на второй строчке.
-Какие вы ещё знаете личные окончания глаголов, по которым можно определить спряжение?
-Допишите их на соответствующих строчках. Постарайтесь выполнить работу, соблюдая правильность написания и соединения букв.
Б) Взаимопроверка
- обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания своего товарища.
- на экране образец выполнения задания.
-оцените не только наличие всех окончаний, но и правильность написания букв и соединений.
-поставьте на полях значок оценивания %
- в верхнем кружке оцените правильность выполнения, а в нижнем аккуратность.
- кто получил в верхнем кружке +, а в нижнем +? У кого в обоих кружках плюсы?
МОЛОДЦЫ!
В)Постановка цели урока
- После этой работы, я думаю, вы догадались о чём мы продолжим беседовать на уроке.
-Что такое спряжение глагола?
-Для чего нужно определять спряжение глагола?
-- Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики
.
- Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)
- В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.)
-Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке «особенные глаголы», которые не подчиняются этим правилам
Попробуем в этом разобраться!
Г) Практическая работа
-Предлагаю вам применить свои знания в практической работе.
-Перед вами 4 глагола. Что вы можете сказать про все окончания глаголов?
-Чтобы правильно выполнить задание составим план действий. На доске пункты плана . Расставим их по порядку.
- У вас есть цветовые кружки. С помощью их будете показывать порядок шагов.
Начальная форма вставляю букву окончания
Является ли слово исключением записываю слово в тетрадь
Смотрю на суффикс определяю спряжение
Д) Самопроверка
-Проверим задание по образцу
- Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.
- Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.
(Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)
- Как спрягается глагол стелить?
- Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.
(Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)
Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)
- Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)
Ф - Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? - спросил Петя.
- Букву Е! - кивнул Миша и рассмеялся.
- Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? - расстроилась Евдокия Васильевна.
- Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)
“Наступить на одни и те же грабли” - повторять свои ошибки.
- Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.
Вывод:
- К какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?