13 февраля 2019 года
Тема раздела : ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Тема урока: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАДИОЛУСА
Тип урока: Получение новых знаний.
Общая дидактическая цель по типу урока: Создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся, на основе использования фотоиллюстраций, рисунков, выполнения коррекционных заданий, работы с текстом презентации.
Задачи урока:
образовательные:
-закрепить знания о классификации растений путем выполнения коррекционных заданий (приемы: исключение четвертого лишнего и обобщение);
- ознакомиться с историей происхождения гладиолусов;
- изучить строение гладиолуса, зарисовать, подписать и назвать его основные части;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение сравнивать, делать умозаключения, доказывать правильность ответа;
- обогащать словарный запас и развивать устную речь;
воспитательные
- поднимать интерес к изучаемому предмету;
-стимулировать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы;
-учиться видеть прекрасное, приобретать желание выращивать растения своими руками.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение урока: ноутбук, телевизор, презентация «Отличительные особенности гладиолуса», таблица «Строение гладиолуса», распечатки рисунков для вклеивания в рабочие тетради, наборы карточек для индивидуальной работы, макет цветка гладиолуса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Используемые методы и приёмы обучения: словесные (беседа, объяснение, дидактическая игра), наглядные (иллюстрации, презентации), репродуктивные (выполнение заданий в рабочей тетради), проблемный (постановка проблемного вопроса).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность учащихся
|
1.
Организа-ционный момент
|
Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку
У: Скоро, 15 февраля, народный праздник-Сретенье-встреча зимы с весной. Предлагаю вам для поднятия настроения назвать какое-либо слово или словосочетание, связанное с весной, например, утро прекрасное.
У: Сегодня на уроке мы с вами освежим знания о классификации растений и познакомимся с историей происхождения и строением одного из известных вам садовых цветов.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Озвучивают свои варианты, садятся за парты
Определяют для себя цель урока
|
2.
Актуализация знаний
|
Детям предлагаются дидактические игры
У: Для начала давайте поупражняемся в классификации. Я буду показывать вам ряд картинок. Вы должны назвать изображенные на них растения и убрать одно лишнее. Своё решение надо обязательно аргументировать. (слайды 2-4)
У: А сейчас другое задание-назовите изображенные на фотографиях цветы и объедините их одним словом. (слайд 5)
У: Отгадайте загадку (слайд 6)
На шесте-флаги.
Под шестом-шпаги.
У. предлагает выбрать из предложенного набора фотографий цветов изображение гладиолусов.
У: Молодцы! Теперь вы знаете, о каком садовом цветке мы будем сегодня с вами говорить. (озвучивает цель и задачи урока). (слайд 7) Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока «Отличительные особенности гладиолусов»
У: Хотите узнать легенду о происхождении названия этого цветка? (слайд 8-9)
(слайд 10) Родина гладиолусов – Южная Африка
(слайд 11) Запишите в тетрадях первое предложение из слайда.
Задание на проверку внимания
У: Встаньте, посмотрите на табличку 5 сек, сядьте и закройте глаза на 5 сек. Назовите то, что вы увидели на табличке.
|
Герань, алоэ, тюльпан, фиалка.
Гладиолус, петуния, ирис, пион.
Тюльпан, гладиолус, ирис, бархатцы.
Учащиеся называют растения на слайде - лилия, нарцисс, гладиолус, ирис, тюльпан. Это луковичные растения.
Гладиолус
Работают с карточками
Записывают.
Записывают.
|
3.
Изучение нового материала
|
Введение в тему.
У: Перечислите, пожалуйста, надземные и подземные органы растения.
У: Растение гладиолус состоит из двух частей: подземной
(клубнелуковица, клубнепочки, корневая система)
и надземной (стебель, листья, соцветие, семена).
(слайд 12) У. раздаёт обучающимся распечатки рисунка со слайда
А теперь подпишем, что изображено на рисунке под номерами 1-2 (слайд 13)
Номера 8-10
Какая корневая система?
Номер 11 (слайд 14)
Какую часть растения мы рассмотрели?
Учитель предлагает вниманию обучающихся луковицы гладиолусов
У: Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению надземной части гладиолуса, предлагаю провести физминутку:
(показывает картинки с изображением человечка и просит детей встать в ту же позу, затем упражнение на общее расслабление)
(слайд 15) Характерные особенности гладиолусов (зачитывает текст слайда)
(слайд 16) Листья гладиолуса бывают трёх видов: низовые, клубнелуковичные и стеблевые. Найдите на рисунке низовые листья –номер 3. Подпишите в своих распечатках. А где клубнелуковичные листья? И, наконец, стеблевые?
Под каким номером стебель? Молодцы, под номером 5.(слайд 17)
А теперь мы подобрались к верхушке растения. Цветки образуют соцветие «колос». (слайд 18)
Плод-трёхгранная коробочка с семенами
(слайд 19)
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к предлагаемому материалу:
-представление материала в виде презентации;
-использование загадок, ситуаций, привлекающих внимание;
-работа с иллюстративным материалом.
|
Перечисляют-стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Корень.
Слушают учителя, смотрят на слайд и распечатки
1-2 клубнелуковица материнская и замещающая
8-10 корневая система
-мочковатая
11 клубнепочки или детки
-подземную
Рассматривают
3-низовые листья
4-клубнелуковичные листья
12-стеблевые листья
5-стебель
6-бутон
7-цветок
13-плод-коробочка
14-семена
|
4.
Закрепле-ние изученного материала
|
У: Очень хорошо, мы с вами обозначили все части растения гладиолус.А теперь составим таблицу: (слайд 20)
Части растения
|
Описание
|
Луковица
|
есть
|
Стебель
|
прямостоящий
|
Листья
|
трёх видов с параллельным жилкованием
|
Цветок
|
цветки (20-25) собраны в соцветие «колос»
|
Плод
|
3-гранная коробочка
|
Недавно на уроках мы с вами изучали тюльпан. Что общего у тюльпана с гладиолусом? (слайд 21-22)
Какой из этих цветов не зимует?
Мы уже составили таблицу для гладиолуса. Давайте составим подобную для тюльпана. (слайд 23). Что можете сказать?
У: Молодцы! Скоро мы свами будем выставлять на свет тюльпаны, чтобы получить цветущие растения к празднику. Как называется этот процесс?
Можно ли заниматься выгонкой гладиолусов?
(слайды 24-25). Учитель знакомит с информацией на слайдах.
У: Наш урок подходит к концу. Предлагаю вам полюбоваться на фотографии гладиолусов и очароваться их красотой. Ждем весны и тепла, чтобы высадить в почву эти прекраснейшие растения.
|
Отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу
1.Класс Однодольные
2.Семейство Луковичные
3.Многолетние
Гладиолус
Гладиолус и тюльпан отличаются друг от друга листьями и цветами. У тюльпана цветки одиночные, а у гладиолуса они образуют соцветие.
Выгонка.
Заслушиваются ответы
|
5.
Подведение итогов урока
|
Рефлексия.
-Хочется всем сказать огромное спасибо за работу на уроке! Какие трудности вы испытали? Что нового узнали?
Оценки за урок
|
Учащиеся отвечают
|