12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осовская Татьяна Викторовна38
Учитель русского языка и литературы высшей категории. Педагогический стаж: 25 лет. Педагогическое кредо: Каждый мой ученик потенциально одарен!
Россия, Ростовская обл., Таганрог

Урок русского языка «Особенности публицистического стиля речи»

Класс: 8

УМК: Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Раздел: Стили речи. Публицистический стиль речи.

Тип урока: Вводный

Планируемые результаты:

ученики

- вспомнят особенности официально-делового стиля речи;

- познакомятся с языковыми и структурными особенностями рекламы как жанра публицистики, на основе наблюдений назовут стилевые особенности публицистического стиля;

- создадут текст рекламы, представят его классу согласно правилам презентации проектного продукта;

- познакомятся со значением слова «флешмоб», проведут акцию «Флешмоб», выразив свое отношение к уроку.

Цели:

Образовательная:

практическое овладение навыками публицистического стиля.

Воспитательная:

создание условия для воспитания любви и интереса к русскому языку;

формирование активной жизненной позиции;

воспитание уважения к профессии учителя.

Развивающая:

развитие речи обучающихся;

развитие логического мышления, наблюдательности;

развитие творческих способностей.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся об официально-деловом стиле;

- познакомить обучающихся с жанром публицистического стиля – рекламой, по итогом анализа различных текстов реклам сделать вывод об основных особенностях публицистического стиля;

- организовать работу в группах по созданию творческого продукта (текста рекламного объявления);

- провести презентацию творческих работ обучающихся;

- провести акцию «Флешмоб» как способа рефлексии.

Технология: Игровые технологии. Деловая игра.

Оборудование: аппаратура для презентации, конверт с «заявкой», стикеры на 3-х стульях со словами «заголовок», «основная часть», «заключение», деформированный текст рекламы на трех листах А4 разных цветов.

На столах:

1-стол – красный и желтый флажок; 2-стол – зеленый и фиолетовый; 3 стол – голубой и синий.

Рабочая тетрадь

Основные части рекламного объявления

Содержание

Примеры

Рекламное объявление

Рекламный лозунг

Лаконичная, яркая, легко запоминающаяся фраза

Хотите каждый день зажигать звезды?!

Тогда станьте учителем, ведь…

 

Основная часть

Здесь говорится о достоинствах рекламируемого товара (услуги), приводятся аргументы в его пользу.

Учитель – это художник!

Учитель – это поэт!

Учитель –это ваятель!

И детских душ воспитатель!

В каждом ребенке солнце, и вы можете дать ему светить!

 

Заключение

Справочная информация (адрес, телефон, e-mail , время работы фирмы)

Получить эту достойную профессию вы сможете в любом педагогическом вузе России.

 

Карточки со слоганами

Памятки проведения презентации

Для презентации творческих работ: бумажная гармошка-растяжка, маркеры, флажки-ладошки

Разноцветные карточки с указаниями ролей участникам группы во время составления текста рекламы и подготовки к презентации: 1- пишет слоган, 2-основная часть. 3-закалючение, 4- пишет слоган на растяжке, 5- придумывает движения для команды и распределяет роли для презентации.

Ход урока:

Деление класса на группы: (Презентация, слайд «Радуга») 2 минуты

Предлагаю это сделать, используя технологию «Радуга»: на слайде презентации радуга, она напоминает о солнечном, ласковом лете. Я хочу подарить вам всем частичку этой радуги, а цвет выберите себе сами… Кому нравится красный цвет? желтый, зеленый, синий? (По цветам распределяю в группы)

И вот наш класс засиял всеми цветами радуги, в нем стало солнечно и тепло от ваших улыбок.

II. Создание игровой ситуации и постановка проблемы – 1 минута

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня не обычный урок, у нас заседание специалистов по рекламе. Вы представители солидного рекламного агентства, а я ваш директор. Уважаемые специалисты, к нам в агентство поступила заявка:

Текст заявки: (достаю из конверта)

Генеральному директору

рекламного агентства

Заявка.

Уважаемые сотрудники рекламного агентства, просим вас в рамках проведения рекламной акции образовательных учреждений создать рекламное объявление одной из школ города.

III. Коммуникативный этап – 5 минуты

Итак, уважаемые специалисты, согласно заявке вы должны написать текст рекламного объявления школы (например, той, где обучаетесь вы). Для этого выясним, что…

(слайд «Что такое реклама»)

рекламный текст - особый жанр публицистики и строится он по правилам публицистического стиля. Само слово Реклама происходит от латинского "громко кричать, извещать". Реклама - это информация о товарах или услугах, она пропагандирует их достоинства, чтобы повысить популярность.

Особенность рекламного текста состоит еще и в том, что это, своего рода, пограничный жанр, так как в нем легко обнаруживаются стилевые признаки как публицистического, так и официально-делового стиля речи. Именно поэтому вам, уважаемые специалисты, для успешного выполнения задания необходимо вспомнить все, что вы знаете об официально-деловом стиле. (Ученики, актуализируя знания о деловом стиле, обязательно должны назвать такие его особенности, как клишированность речи, стандартизированность, стереотипность построения текста)

Каким же должен быть рекламный текст, чтобы он соответствовал названным целям, обладал, так сказать, эффектом «выкрикивания»? Ваши предположения, уважаемые специалисты: (броский заголовок; краткость и четкость изложения мысли; использование средств выразительности; правильная структурированность; выразительность; информативность)

Вы абсолютно правы. И строится этот текст тоже по своим законам:

(Слайд «Композиция рекламного объявления»):

Первая часть – это рекламный слоган - лаконичная, легко запоминающаяся фраза;

Далее – основная часть, в которой кратко и четко говорится о достоинствах рекламируемого объекта, приводятся аргументы в его пользу;

И последняя часть – заключительная. Она содержит информацию о том, где можно получить рекламируемый товар или услугу.

IV. Наблюдение – 3 минуты

Предлагаю рассмотреть на слайде презентации рекламные плакаты.

Посмотрите на эти хорошо знакомые вам рекламные плакаты: они яркие, красочные, на всех есть надпись. Прочитайте ее. Как лучше прочитать? (эмоционально) Почему? (стоит восклицательный знак) Почему текст рекламы требует употребления восклицательного знака? (реклама должна обратить на себя внимание, привлечь клиентов, заинтересовать…) Как называются эти фразы? (слоганы)

Уважаемые специалисты, реклама – это отличительная примета не только сегодняшнего времени. Люди всегда стремились рекламировать себя, свою продукцию. Взгляните. Это рекламное стихотворение В.В.Маяковского, найдите в нем вышеназванные элементы композиции:

Стихотворение Маяковского выведено на слайд презентации:

Остановись,

Уличное течение!

Помните:

в Моссельпроме

лучшее печенье!

Печенье не черствеет!

Питательнее, выгоднее булки!

Продает Моссельпром,

Отделения в каждом переулке.

(Представители каждой группы читают одну часть рекламы: слоган, основную часть, называющую рекламируемый товар, и заключительную часть)

V. Здоровьесберегающий элемент занятия – 5 минуты

Уважаемые специалисты, я очень довольна вашей работой, и у меня есть для вас сюрприз, а точнее три сюрприза, но я их спрятала, поэтому вы должны их найти. Подскажу: сюрпризы прикреплены на спинках ваши стульев. (В качестве сюрпризов на стулья прикреплены стикеры с надписями «слоган», «основная часть», «заключение». Для того чтобы найти «сюрприз», ученики должны «обследовать» со всех сторон свои стулья, встать, подвигаться)

Счастливых обладателей находки прошу ко мне, у меня для вас очень ответственное задание. (Конструирование текста. Работа над композицией.)

Обучающиеся получают заготовки текста (заголовок, основная часть, концовка).

Прочитав фрагменты текста рекламы, они совещаются и становятся в соответствующем порядке: 1-м тот, у кого на листе заголовок, 2-м – у кого основная часть, 3-м – у кого концовка текста). После этого они читают фрагменты так, чтобы получился текст.

Выбор учащихся для этой работы проходит следующим образом: предварительно учителем прикрепляются к нижней стороне сидения ученических стульев стикеры (3 шт.), учащиеся узнают о предмете и цели поиска и встают, нагибаются, двигаются, разминаются, ища стикеры. Те, у кого на стуле они оказываются прикрепленными, выходят для работы с текстом у доски.

Текст рекламного объявления: (три части рекламного объявления распечатаны на листах разных цветов)

Вы хотите владеть в совершенстве русским языком?! Выберите профессию учителя русского языка и литературы

и вашими личностными качествами станут:

грамотность

выразительная речь

терпение

коммуникабельность

эмоциональная устойчивость

Вы всегда будете востребованным специалистом, так как

русский язык — один из главных предметов в школьной программе,

вы можете заниматься репетиторством: в последнее время растет спрос на данный вид услуг,

ваши знания языка будут ценными не только в учебных заведениях, но и

- в отделах ведения деловой документации,

- в департаментах образования,

- в редакциях, СМИ, рекламных агентствах и т.д.

Сделай правильный выбор, а преподаватели педагогического института помогут тебе стать высококвалифицированным специалистом!

Адрес педагогического института:

Справки по телефону:

Слайд «Здесь могла бы быть ваша реклама»

VI. Посткоммуникативный этап – 8 минут

Итак, уважаемые коллеги, это был мой вариант рекламы: я как учитель русского языка и литературы захотела прорекламировать свою профессию. Пришло время и вам показать, какие вы специалисты. Наш заказ срочный, поэтому примемся за работу.

Я напомню, что девизом нашего агентства являются слова В.В.Маяковского: «Реклама должна быть разнообразием, выдумкой». Докажем этот слоган на практике!

Создание собственных текстов.

Слайд «Рабочая тетрадь»

(Учитель говорит о том, что для каждой группы заготовлен и лежит на столах листок «Рабочая тетрадь», в котором содержится таблица-композиция рекламы(см.в разделе «Оборудование»). На каждом столе также лежат памятки для презентации своих текстов рекламы и необходимые для презентации принадлежности.)

Дети начинают работу, учитель помогает, распределяет роли в группе, раздавая карточки.

VII. Презентация текстов – 9 минут

VIII. Подведение итогов – 4 минуты

Уважаемые специалисты! Благодарю за отличную работу. Ваши рекламы будут размещены на достойном для них месте: сайте нашей школы.

А сейчас я попрошу вас назвать те особенности текста рекламы, которые соответствуют официально-деловому стилю. (Построение текста согласно строгому клеше). А на какие еще необычные «приметы», характерные для данного текста, вы обратили внимание? (Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, яркость, броскость и т.д.) Спасибо за наблюдательность, вы совершенно правы. Можете ли вы самостоятельно сформулировать, каковы задачи публицистического стиля речи? (Информирование, убеждение, побуждение, внушение, призыв…)

Сегодня вы получили представление о том, что такое публицистический стиль. О других его особенностях и возможностях мы поговорим на следующем уроке.

IX. Рефлексия. Технология «Флешмоб» – 2 минуты

Спасибо, ребята, вы были сегодня хорошими специалистами, приятно удивили меня своим творчеством, активностью, я довольна вами и хочу узнать ваше мнение об уроке. Проведем акцию «Флешмоб» (напомню, что Флешмо́б (от англ. flashmob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, проводят пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия, и затем одновременно расходятся).

Оговорим действия:

Те, кому понравилось, было интересно, делают так……

Те, кому не понравилось, делают так……

Те, кто остался равнодушен, делают так……

(Движения делаются одновременно, но каждый совершает свое движение).

X. Домашнее задание: Составить таблицу «Признаки публицистического стиля речи».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.