Урок русского языка «Имя существительное - хлеб языка» 5 класс

6
1
Материал опубликован 22 February 2018 в группе


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область


 


 


 


 


 

«Имя существительное – это хлеб языка».

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»

5 класс


 


 


 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильева


 


 


 


 


 


 

2018 год

«Имя существительное – это хлеб языка».

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»


 

Цели урока:

- создание условий для повторения основных вопросов раздела, систематизации знаний о морфологических признаках имени существительного, закрепления орфографических навыков по правописанию имен существительных;

- формирование универсальных учебных действий.

Оборудование: кейсы (набор заданий), сигнальные карточки.

 

Ход урока.

Работа на уроке построена с применением метода «кейса», структура которого представляет ситуацию, вопросы и задания, источники, к которым обращаются учащиеся. Класс можно разделить на группы с четным количеством участников или организовать работу в парах. Каждая группа получает кейсы с пятью заданиями, что удобно для оценивания работы (правильный ответ оценивается в один балл, неверный ответ – ноль баллов, итоговая оценка за урок – среднее арифметическое). Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работу одноклассников. Количество кейсов планирует учитель в зависимости от класса.

Организационное начало урока.

Объявление и анализ ситуации.

Учитель:

- Л. Успенский сказал: «Имя существительное – это хлеб языка». Согласны ли вы с высказыванием? Почему? Сегодня на уроке вы докажете правоту этого высказывания. Рассмотрите задания кейсов, сформулируйте тему и цели вашей работы (повторение имени существительного; роль имени существительного в речи; доказать, что без имени существительного язык не будет существовать).

3. Работа в группах.

Перед работой повторяются правила работы в группах, правило «Пишем правильно, быстро, красиво».

Учащиеся выполняют задания кейса по порядку. Время выполнения задания строго регламентировано. О выполнении работы сигнализируют красными карточками. Проверку начинает группа, закончившая работу первой.

Кейс № 1.

Родина.

Родина – это очень много. Это и привольные степи, и величавый Дон, и тропинка через ручей, бегущий возле порога. Это и Москва, и моя родная станица Вешенская. Это имена людей, название улиц, машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке. Это мой отец – комбайнер и твой отец – машинист.

Родина – это огромное дерево. И добрые дела наши добавляют ему сил.

Задания.

Выпишите собственные имена существительные.

Выпишете одушевленные имена существительные.

Найдите разносклоняемое имя существительное.

Определите род и склонение существительных в предложении № 2.

Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным.

Ответы.

Дон, Москва, Вешенская.

Конструктор, бакенщик, отец, комбайнер, машинист.

Имя.

Степь ( 3 скл., ж.р.); Дон (2 скл., м.р.); тропинка (1 скл., ж.р.); ручей (2 скл., м.р.); порог (2 скл., м.р.).

Родина – это огромное дерево.

Взаимопроверка.

Кейс № 2.

 

Выборочный диктант.

Сильного и благородного человека отличают незлобивость, великодушие. Поступить великодушно – значит пожертвовать чем-то важным ради друзей, поставить на первый план не выгоду, а дело. Воспитанный человек великодушен и в мелочах. Вы совершили неловкость – он её не заметит. Вы перед ним виноваты – он простит, не дожидаясь доказательств вашей невиновности. Ваша неправота в споре очевидна – он оставит вам возможность сохранить лицо.

Задание.

Выпишите существительные с не. Объясните написание.

Ответы.

Незлобивость (всегда слитно).

Не выгоду, а дело (есть союз а ).

Неловкость (промах).

Невиновность (честность, безгрешность).

Неправота (ошибочность).

Оценивание работы самостоятельное.

Кейс № 3.

Орфографический футбол. (Задание выполняется по группам. Победителем становится команда, выполнившая работу быстро и правильно).

Задание. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ик-/-ек-.

Горох, карандаш, цветок, мяч, дом, стол, кирпич, мешок, заяц, дождь, листок, чиж, гвоздь, комок, нож, платок, куст, камень.

Ответы.

Горошек, карандашик, цветочек, мячик, домик, столик, кирпичик, мешочек, зайчик, дождик, листик, чижик, гвоздик, комочек, ножик, платочек, кустик, камешек.

Взаимопроверка. 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «2».

Кейс № 4.

Задание. Замените данные выражения сложными существительными.

Мальчик, который учится в 8-ом классе.

Фигура, которая имеет 3 угла.

1000 лет.

Человек, который выращивает хлеб.

Шкаф с раздвижными дверями.

Ответы.

Восьмиклассник.

Треугольник.

Тысячелетие.

Хлебороб.

Шкаф-купе.

Самостоятельное оценивание работ.

Подсчитывание количества баллов, выставление оценки за урок.

Итог урока.

- Согласны ли вы с высказыванием Л. Успенского «Имя существительное – это хлеб языка»? Почему?

5. Домашнее задание.

- написать сочинение-миниатюру по высказыванию Л. Успенского.


 


 

Литература.

Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В.Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.

Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии