Технологическая карта урока «Имя существительное как часть речи» (Русский язык, 5 класс)
Учитель: Преснякова Е.А.
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Имя существительное как часть речи »
Цели урока и задачи урока для учителя:
- предметные: формирование системы знаний о существительном как части речи, формирование умений выявлять морфологические признаки имени существительного;
-метапредметные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения учебных задач, уметь работать с различными источниками информации, классифицировать, обобщать, делать выводы, использовать речь для аргументированного отстаивания своих выводов;
- личностные: воспитание любви к родному языку и к своей Родине, обучение навыкам коммуникативной компетенции, формирование научного мировоззрения, формирование уважительного отношения к русскому языку.
Цели для ученика: повторить морфологические признаки имени существительного (род, число, падеж, одушевленность – неодушевленность, собственное имя или нарицательное); узнать, какие явления, помимо предметности, может обозначать имя существительное; выяснить каким членом предложения может быть существительное; пополнить свой словарный запас. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, словари русского языка (орфографические).
Обуч. и развив. упражнения и задания |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации взаимодействия |
Формируемые умения (УУД) |
Промежуточный контроль |
||
1 этап урока – организационный момент |
|||||||
Эмоционально- психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала |
-Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, |
Учащиеся слушают учителя, вступают с ним в диалог, демонстрируют готовность к уроку. |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
Устные ответы |
||
2 этап урока – актуализация субъективного опыта учащихся |
|||||||
Воспроизведение ранее изученного, эврестическая беседа с элементами игры |
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об очень важной части речи. А о какой, вы сами мне скажите, отгадав загадку: 3. Давайте составим кластер, об имени существительном и отразим в нем всё, что мы знаем об этой части речи. |
Отвечают на вопросы, строят высказывания, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. |
Фронтальная |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. |
Устные ответы Письменная работа |
||
3 этап урока – Творческая практическая деятельность |
|||||||
Установка преемственности между старыми и новыми знаниями, |
С существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? -Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь. Итак, первая остановка «Живое – неживое». Поговорим об одушевленности - неодушевленности существительных. (Вызвать четверых учеников к доске. Они определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными) - Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить) - А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.) - Какой признак бывает трудно, а иногда невозможно определить у сущ-х во множ.числе? Третья остановка – «Род» -Что мы знаем о роде существительного? Физминутка. Игра «Отдохни и подумай». - Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны – если существительное женского рода, и ставьте на пояс – если существительное среднего рода. дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра, мышь, кафе (ср.р.), кофе (м.р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м.р.) Задание. Перед вами представлены нарицательные существительные. Ваша задача- подобрать к нарицательным собственные имена сущ-е. - Что такое склонение? |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы своих товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, оценивают свои действия, высказывания и поступки. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. |
Устная и письменная работа в тетради, маршрутных листах и у доски. Работа в маршрутных листах. |
||
5 этап урока – закрепление пройденного материала |
|||||||
Установка преемственности между старыми и новыми знаниями, самостоятельная работа. |
Задание: Выпишите существительные, определите их род, число, склонение и падеж. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители. В.Песков. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы своих товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. |
Фронтальная и индивидуальная |
Познавательная: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Регулятивная: коррекция. Коммуникативная: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Письменная работа |
||
6 этап урока – обобщение и систематизация |
|||||||
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника. Давайте составим план морфологического разбора существительного. Задание. Произведите морфологический разбор имен существительных: |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы. Задают вопросы для уточнения информации. |
фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: подведение итогов под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Регулятивные: коррекция. |
Листы обратной связи |
|||
7 этап урока –домашнее задание |
|||||||
Запишем домашнее задание: |
Работают с учебником, выполняют упражнения. |
Индивидуальная |
Письменная работа |
||||
8 этап урока – рефлексия (продолжите фразу) |
|||||||
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) |
Рефлексия. - занимательно - интересно - познавательно - полезно - ничего интересного Оценка деятельности на уроке: - запутался - удивился - убедился - осознал - принял решение Оценка внутреннего состояния на уроке: - тревожное - приподнятое - отличное - Какую оценку вы поставили бы себе? - Какое настроение у вас в конце урока? Изменилось ли оно? - Ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок! |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. |
фронтальная |
Познавательная: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; |
Оценивание работы учащихся на уроке. |
Светлана Лушникова (Кузнецова)