Конспект урока в 5 классе по теме «Имя существительное»
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Фетисова Елена Николаевна
Предмет:_Русский язык
Класс 5
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения:
личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
предметные: знать правила (что означает имя существительное), морфологические признаки существительного, синтаксическая роль в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания, уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов.
метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, компакт- диски учебного назначения, Интернет- ресурсы.
Техники и технологии:
http://festival.1september.ru
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) :презентация по теме урока,
|   			 Этапы урока (время)  |   			  			 Деятельность учителя  |   			  			 Деятельность учащихся  |   			  			 Формируемые УУД  |   			  			 Формы оценивания  |   		|||
|   			 Личностные:  |   			  			 Регулятивные:  |   			  			 Коммуникативные:  |   			  			 Познавательные:  |   			||||
|   			 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности  |   			  			 Вступительное слово  |   			  			 Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе  |   			  			 Планируют необходимые действия, операции  |   			  			 Работают в парах, обмениваются мнениями  |   			  			 Понимают познавательную задачу  |   			  			 Листы обратной связи  |   		|
|   			 2.Актуализация и пробное учебное действие  |   			  			 -Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам. --Что это? -Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде) -Докажите справедливость этого высказывания. -Объясните постановку тире.  |   			  			 Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.  |   			  			 Имеют мотивацию к учебной деятельности  |   			  			 Принимают и сохраняют учебную задачу.  |   			  			 Выполняют учебно – познавательные действия. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи.  |   			  			 Устные ответы  |   		|
|   			 3. Выявление места и причины затруднения. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.  |   			  			 -Что вы знаете о существительном? С существительным Вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? -Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь.  |   			  			 Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.  |   			  			 Имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке.  |   			  			 Осознают недостаточность своих знаний  |   			  			 Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации  |   			  			 Устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.  |   			  			 Листы обратной связи, задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа  |   		
|   			 5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта  |   			  			 1 остановка «Опознавательная» -Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Оказывается можно.Вот как это сделала писательница Л.Петрушевская.А вы попробуйте узнать существительные и доказать это. (Текст на слайде) -Что такое существительное? Что оно обозначает? 2 остановка «Теоретическая» -На столах у вас лежат карточки. Прочитайте слова, что они обозначают? Выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия. 3 остановка «Морфологическая» Задание1 Распределите существительные по родам. Сделайте выводы.(Слайд) 2 задание. Распределите существительные На одушевленные и неодушевленные. (слайд) 4 остановка «Синтаксическая» -Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях. (слайд) -расскажите о синтаксической роли существительного.  |   			  			 Осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.  |   			  			 Планируют необходимые действия , операции, работают по плану.  |   			  			 Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно- познавательных задач.  |   			  			 Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.  |   			||
|   			 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой  |   			  			 -Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника. По итогам этой работы составьте опорный конспект о существительном. 1. Опорный конспект 1.Существительное обозначает…, отвечает на вопросы.. 2. Морфологические признаки.. 3.В предложении являются..  |   			  			 Работают с учебником, отвечают на вопросы. Составляют опорный конспект. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы  |   			  			 Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля  |   			  			 Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных задач, умеют задавать вопросы.  |   			  			 Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника  |   			  			 Листы обратной связи, письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации  |   		|
|   			 8.Включение в систему знаний и повторение  |   			  			 -Расскажите о существительном по опорному конспекту.  |   			  			 Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.  |   			  			 Понимают, в чем значение знаний для человека  |   			  			 Оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки  |   			  			 Оценивание работы учащихся на уроке  |   		||
|   			 9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)  |   			  			 -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? -Дайте оценку нашей работе.  |   			  			 Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.  |   			  			 Устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.  |   			  			 Листы обратной связи  |   		|||