Конспект урока истории Древнего мира, 5 класс. Древний Египет
История Древнего мира,5 класс
Тема: «Страна в долине жизни»
Автор: учитель истории и обществознания, МБОУ «Менделеевская СОШ»
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний
(оборудование: карта Древнего Египта, презентация, документы)
Цель:
Обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет» с целью повышения мотивации к изучению истории, развития их логического и аналитического мышления.
Задачи:
Познакомить учащихся с неизвестными фактами истории Древнего Египта.
Развить у учащихся навыки работы с историческими источниками.
Воспитывать у учащихся умение работать в группе, толерантное отношение к культуре и истории другой страны.
I. -Добрый день, уважаемые ребята и гости! Сегодня у нас в гостях ученица 8г класса Яковлева Полина, которая хочет рассказать нам что-то интересное!
(Рассказ Полины)
- Ребята, какой вопрос вы бы хотели задать Полине? (О какой стране идёт речь?- о Египте)
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об удивительной стране – Египет. Эта страна всегда зачаровывала людей. От гр. историка Геродота, жившего в 5в.до н.э. и до путешественников 18 в., а также в нашем 21 веке не угасает интерес к этой стране. Каждый год тысячи туристов приезжают в Египет, чтобы полюбоваться древностями, которые почти не тронуло время.
Далее читается эпиграф :
«А ведь знает и коршун бессонный:
Вся страна – это только река,
Окаймлённая рамкой зелёной
И дугой золотого песка».
Н.Гумилев (слайды 1-6)
- А на какой вопрос вы бы хотели бы получить ответ сегодня на уроке? (Чем интересен Египет для многих людей) (слайд 7с вопросом) → далее переходим к теме (Слайд 8 с темой)
II. – Что нам надо сделать, чтобы ответить на наш вопрос? Что мы будем делать сегодня на уроке? (слайд 9 с целями)
Эффективнее наша работа будет, если мы будем работать в группах (поэтому вы и сидите так сегодня). (объяснение правил работы в группе). За каждый правильный ответ вам будут выданы жетоны, по количеству которых подведём итоги в конце нашей встречи.
III. – Когда мы с вами говорим о какой-либо стране, мы всегда представляем её на карте. Я предлагаю попутешествовать по карте Древнего Египта.
От каждой команды я приглашаю по одному представителю, каждому из которых будет дано задание.
1гр.- показать на карте главную реку Египта.(Нил)
2 гр.- показать столицу Египта.(Мемфис)
3 гр.- показать Долину, где располагаются пирамиды фараонов (Гиза)
- Молодцы!
- Ребята, а почему Египет называют страной в долине жизни? (обсуждение по группам, высказывание мнений).
- Ещё Геродот писал: «Египет-дар Нила», т.к. река после разлива оставляла плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, что явилось основой будущей цивилизации.
- Спасибо за ваши ответы, за ваше умение работать с картой!
IV. А теперь мы с вами поработаем с историческими источниками. А для чего они нужны? (обсуждение и обмен мнениями)
Предполагаемый ответ: исторические источники дают нам достоверную информацию о жизни людей в прошлом, мы можем соприкоснуться с живой историей, научимся анализировать такого рода информацию, применять её.
- Для каждой группы будет дан источник, который нужно внимательно прочитать, проанализировать и правильно ответить на вопросы и выполнить задания. (слайд 10 с заданиями)
(Работа в группах, ответы учащихся)
- Вы научились анализировать источники и работать с их информацией. Спасибо за работу, за ваши умные, доказательные ответы. Ваша речь была убедительной.
V. Египет хранит в себе много тайн и загадок. О 2х интересных фактах жизни древних египтян вы сейчас услышите от своих одноклассников. (Артём Першин – о Сириусе, Даша Дмитриева о петрушке) (слайд 11)
- Спасибо за интересные сообщения.
- Эти две занимательные е истории раскрыли нам небольшую часть таинственной истории Египта. А сколько других тайн вы раскроете, прочитав исторические энциклопедии об истории этой очаровательной страны. Успехов в раскрытии тайн!
VI. В исторической науке есть свои понятия, без знания которых будет трудно изучать историю разных стран. А какие понятия дополняют своеобразие Египта?
Сейчас каждой группе я предлагаю раскрыть одно из следующих понятий, и объяснить какая особенность проявляется в данном понятии.
1 гр.- фараон
2 гр. – шадуф
3 гр. – папирус (слайд 12 с терминами) (работа в группах, обсуждение)
- Спасибо за ваши грамотные и логичные ответы. Мы с вами доказали, что Египет- это действительно необычная страна. В этом нам помогла работа с терминами, которыми вы уверенно оперируете.
VII. Изучение любой страны не мыслимо без изучения её обычаев, нравов и религии. Религия древних египтян также отличается своеобразием и необычностью. Египетские боги были существами высшего порядка: по мнению египтян, они жили на земле ещё до появления человека, и могущество их было так велико, что никто не смел и равняться с ними. Боги Египта были нечеловечески мудры, отличались нечеловеческими чертами лица, нося головы птиц и животных, обладали нечеловеческими особенностями телосложения. А знаете ли вы основных богов Египта?
- Я вам предлагаю посмотреть на изображения богов Египта (слайд 13) и назвать их имена и предназначение.
(Амон – бог Солнца, Осирис – царь и судья в царстве мёртвых, Нут – богиня неба, Геб – бог земли, Тот – бог мудрости, Бастет – покровительница женщин и их красоты)
-Молодцы! Спасибо за верные ответы. Мы вместе с вами вспомнили основных богов Египта и раскрыли их предназначение.
VIII. Пожалуй, самым привлекательным местом в Египте для туристов является известная вам долина Гиза, где расположены пирамиды фараонов. Обратите внимание на экран (слайд 14). Вам предлагается прослушать рассказ и ответить на вопрос: что нового вы узнали из этого рассказа?
А какая пирамида является гладкостенной? (пирамида Хеопса – 1е из семи чудес света). Это самое большое и загадочное сооружение в мире. Высота пирамиды 146 м. Эта Великая Пирамида является поистине наиболее поразительным достижением мировой архитектуры. Стороны пирамиды ориентированы точно на север, юг и восток.
- О чём говорит этот факт? (Египтяне владели научными знаниями и системой точных измерений)
- Великим примером ступенчатой пирамиды является пирамида фараона Джосера. Эта пирамида была построена самой первой из всех пирамид. Ступенчатую пирамиду называют «мастаба». Мастаба Джосера поражает нас своей сложностью и тщательной разработанностью.
- Мы с вами ещё раз убеждаемся в том, что Египет хранит множество неразгаданных до сих пор тайн, которые нам ещё предстоит разгадать!
- Ещё раз обратимся к эпиграфу. Ребята, ответили мы на наш вопрос?
Египет действительно интересует и очаровывает людей. Туристов, исследователей притягивает таинственный и удивительный Египет, который интересен своей природой, своими верованиями, своими архитектурными сооружениями, своим удивительным и своеобразным миром!
X. – Обратите внимание на экран. (слайд 16). Здесь вам представлены высказывания. Прочитайте внимательно их и скажите, какое из них, на ваш взгляд, подходит к теме нашего разговора.
А теперь давайте подведём итог урока (представляется слово руководителям групп, подсчитывание жетонов ) (слайд 16)
- Дома вам предлагаются задания на выбор (слайд 17)
- Спасибо за приятные минуты общения, за отличную работу на уроке!
Приложение 1. Документы
«Египетский раб», В.Брюсов.
Я - раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю тяжкий труд.
И кус гнилой – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрёт как, плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Задание: составьте иллюстрацию к стихотворению
Геродот. История. (1 группа)
124. …Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях)… сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы… сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.
125. Построена же эта пирамида вот так. Сначала она идёт в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни ан первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъёмных приспособлений.
Задание: Сравните способ строительства пирамиды, описанный Геродотом, и способ, описываемый в учебнике (§ 11, п. 1,2)
Восхваление авторов поучений.
(текст содержится в одном из папирусов 2го тысячелетия до н.э)
(2я группа)
Они не строили себе пирамиды из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили своё наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные пока они жили,
И память о том, кто писал их,
Вечна!
Задание: Какие чувства вызывает у вас это поучение? Почему?
Книга мертвых
( вера в загробную жизнь)(3 группа)
«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю твоё имя, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе, владыка правды; Я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист…»
Это клятва человека перед судом Осириса.
Задание: Задайте самостоятельно вопросы к тексту и ответьте на них.
5