Урок по истории древнего мира «Древняя Индия» для 5 класса
Урок по истории 5 класс.
Тема урока: Древняя Индия.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Сформировать у школьников представления о географическом положении Древней Индии, процессе образования государства в долине рек Инд и Ганг, особенностях устройства индийского общества и его образа жизни.
Сформировать представление об особенностях индуизма и буддизма.
Закрепить умение извлекать исторические сведения с помощью карты и делать на их основе выводы.
План изучения нового материала.
1. местоположение и природа Древней Индии.
2. Занятия жителей Индии.
3. Варны и касты.
4. Индуизм.
5. Учение Будды.
6. Повседневная жизнь Древней Индии.
Основные понятия урока: джунгли, варны, касты, индуизм, карма, буддизм.
Средства обучения: настенная карта древней Индии и Китая, современная фотография джунглей, мохенджодаро.
Преемственные связи: внутрикурсовые: культура Египта. Двуречья, библейские сказания.
Подготовка к уроку: опрос по темам: Древняя Персия.
Изучение нового материала:
Этап урока |
Учитель |
Ученик |
УУД |
Актуализация знаний. Сообщение нового материала |
Предлагает ученикам определить, с чего начинается изучение истории новой страны. Предлагается выявить общее в природно – климатических условиях изучаемой страны и стран, раннее изученных. |
Географического положения и природно – климатических условий изучаемой страны. Сравнивают условия жизни в индии и в изученных раннее странах, делясь на пары. Для описания климатических условий и географического расположения Индии ученики применяют памятку №5. Свои познания они демонстрируют на карте. |
умение извлекать исторические сведения с помощью карты и делать на их основе выводы. |
Сообщение нового материала. |
Исходя из сведений о природе предлагает определить, насколько различаются занятия древних индийцев и жителей других стран. |
Парами изучают занятия населения разных стран и Индии. На основе изученного и повторенного ученики делают выводы о сходстве и различии в занятиях древних индусов и ранее изученных народов. Доклад имеет форму сравнительной таблицы. |
Умение сравнивать. Выявлять сходство и различия, работать с текстом Сформировать представление об особенностях индуизма и буддизма, умение извлекать исторические сведения |
Занятия жителей Индии. Сообщение учителя о том, что индийское общество делилось на группы, так же как и в Древнем Египте. Учитель предлагает сравнить деление индийского общества и египетского. Спросить о существовании подобного наследственного деления и правового неравенства в современном мире. |
Ученики сравнивают деление индийского и египетского общества и ищут сходство и различие. Ученики делают вывод, что индийское общество было очень закрытым, Ученики постепенно подходят к мысли о том, что в современном мире нет такого жёсткого деления общества, что перед законом все равны. Но есть неравенство в финансовом отношении, но что происхождение не определяет положение человека в обществе. |
||
Индуизм в Индии была создана сложная система правил поведения. Она восходила к двум древним религиозным учениям: индуизму и буддизму. Предлагает далее сравнить религию Древнего Египта и выявить различия между ней и индуизмом. |
Ученики делают вывод, что жители Индии верили не только в священных животных, жизнь души после смерти, но ещё верили, что есть карма – сумма добрых и злых дел каждого человека, предопределяющую его перерождение. |
||
Учение Будды. Учитель сообщает о жизни Будды и его идеях, |
Ученики записывают в тетради. Что буддизм – это учение о достижении счастья – нирваны. |
||
Повседневная жизнь в Древней Индии. Предлагает организовать работу на основе вопроса №4 § 18 учебника. |
С помощью памятки №2 составляют план рассказа о повседневной жизни в Древней Индии. |
||
Закрепление изученного материала |
Заполнение сводной таблицы по странам Древнего Востока |
Заполняют таблицу для повторительно – обобщающего урока по странам Древнего Востока |
Систематизация знаний и обобщение изученного материала. |
Подведение итогов |
Учитель предлагает сравнить жизнь Индийского общества с обществами ранее изученными. Выставляет оценки за работу. |
Ученики приходят к мнению, что Индийское государство возникло в долинах рек Инд и Ганг, имело выраженный земледельческий характер и т.д. |
|
Домашнее задание. |
Предлагает записать Д/З §17-18, РТ §17-18. |
Записи в дневниках. |