Конспект урока литературы на тему «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» (10 класс)
Тема урока: Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)
Предметные результаты:
познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, презентация, иллюстрации, фрагмент фильма.
Продолжительность урока: 45 минут.
Предварительная работа: учащиеся проводят исследовательскую работу по следующим темам:
Исследователи. Презентация «Образ Петербурга в русской литературе».
Историки. Сообщение «Проценты Алены Ивановны».
Ход урока:
Организационный момент (1 минута):
- Кто прочитал 1 часть романа?
- Кто прочитал весь роман? Кому он был интересен?
Целеполагание и мотивация (1-2 минуты):
- С каких событий начинается роман?
- Как зовут главного героя? (Раскольников)
- Где происходит действие? (Петербург)
- Место действия является у Достоевского важным фоном для основных событий романа. Давайте подумаем, какая сегодня будет тема урока? (Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
- Какие цели мы должны себе поставить? (Понять, какую роль играет окружающая обстановка в жизни героев: как влияет на мировоззрение, психику, настроение человека, его образ жизни)
Актуализация имеющихся знаний по теме (7 минут):
- В каких произведениях художественной литературы мы встречали образ Петербурга? (В поэме Пушкина «Медный всадник», в повестях Гоголя «Невский проспект», «Портрет»).
- Давайте вспомним, каким представляли Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов?
- Есть ли сходство в изображении города?
- Презентация подготовленного ученика.
- Как вы думаете, почему авторы обращают столько внимания на образ города? (Атмосфера города влияет на психологическое состояние героев).
Усвоение новых знаний. Фронтальный опрос. Анализ 1 части романа (15 минут)
- Теперь нам необходимо рассмотреть образ Петербурга в романе Достоевского.
- Найдите на первых страницах романа описание улиц города.
(«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»)
- Как ощущает себя Раскольников в этом городе? («Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»)
- Похож ли Петербург Достоевского на Петербург Пушкина или Гоголя? (Есть некоторое сходство, но все же никто до Достоевского не показал столь мрачные, угнетающие душу районы Петербурга)
- Куда идет Раскольников? («совершать пробу своему предприятию» - разведать квартиру старухи-процентщицы, чтобы потом совершить убийство)
- Найдите описание внешности главного героя («Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»)
- Прочитайте описание внешности старухи-процентщицы ( «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка»)
- Как через описание портрета героев раскрывается позиция автора? (Симпатия на стороне Раскольникова)
- Зачем Раскольников приходил к старухе ранее? Какой формальный предлог у него есть, чтобы зайти к ней в квартиру? (Старуха берет заклады и дает деньги под проценты)
- Сейчас в нашей жизни есть банки, которые могут дать кредит, когда это необходимо человеку. В 19 веке люди часто нуждались в деньгах и готовы были делать подобные заклады. Достоевский – реалист, поэтому обращает внимание даже на детали.
- Расскажите о процентах, которые назначала Алена Ивановна.
Сообщение заранее подготовленного ученика / учеников.
Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику: «Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».
Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описывал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, которые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в месяц. За нарушения этих правил выносились устные предупреждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Старушка становится выразителем новой экономической реальности и этим вызывает у своих клиентов негодование.
- Ради чего Алене Ивановне нужно было брать такие проценты? (Просто копит)
- Какую героиню русской литературы она напоминает своим бессмысленным накопительством? (Коробочка из «Мертвых душ» Гоголя).
- В каком психологическом состоянии находится Раскольников? Почему?
(«С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».
«Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! -- прибавил он решительно. -- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."….Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце…»
Раскольников замышляет убийство, но в то же время отказывается от своего замысла)
- Куда идет Раскольников после посещения старухи? (в распивочную).
- Как описано это место?
- Фрагмент фильма «Преступление и наказание» 2007 года (серия 1, мин.9:55 – 13.00).
https://www.youtube.com/watch?v=RXwXF68TRZM
- Кто этот собеседник Раскольникова? (Мармеладов)
- Почему Достоевский так подробно описывает судьбу Мармеладова и его семьи? (Таких семей много в Петербурге, люди губят себя и своих близких).
- Как ведет себя Раскольников у Мармеладовых? (Он ужасается их жизни, жалеет их)
- Зачем оставляет им последние деньги? (Раскольников в душе очень добрый и сочувствующий человек. Он бессознательно пытается помочь нуждающимся людям)
Усвоение новых знаний. Групповая работа (7 минут)
Учащиеся делятся на 2 группы.
- Первой группе необходимо найти описание комнаты Раскольникова, второй - Мармеладовых. Выпишите основные художественные детали, составляющие интерьер комнат.
Комната Раскольникова:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; … и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье».
Художественные детали: каморка, низкий потолок, сломанные стулья, крашеный стол, софа в лохмотьях, маленькая подушка.
Комната Мармеладовых:
«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».
Художественные детали: проходная комната, беспорядок, дырявая простыня вместо ширмы, два стула, ободранный диван, старый стол.
- Сделайте вывод о влияние окружающего интерьера на жизнь людей, находящихся там (Бедность, одиночество душит человека)
- Соотнесите описание комнаты с одной из иллюстраций к роману (иллюстрации на экране)
- Что объединяет комнаты героев?
VI. Первичная проверка понимания (5 минут)
- Составьте синквейн по образу Петербурга в романе «Преступление и наказание».
1. Петербург
2. Грязный, бедный.
3. Губит, убивает, заставляет страдать.
4. Вызывает «чувство глубочайшего омерзения»
5. Зло для человеческой души.
VII. Обобщение. Первичное закрепление знаний. Учебный мозговой штурм (3 минуты)
- Каково ваше отношение к Раскольникову и к его замыслу?
- В чем сложность героя? (В противоречиях героя)
- Какие внутренние противоречия Раскольникова мы наблюдаем на первых страницах романа? (Желание убить старуху и тонкая натура героя, способность к состраданию и бессознательные порывы помощи)
- Какие противоречия встречаются в самом Петербурге? (Царственная Нева и бедность и мерзость отдельных районов).
- Как влияет Петербург на сознание человека? (В Петербурге Раскольников одинок до и после преступления. То, что Раскольникова окружает, является прямым отражением его внутреннего состояния)
- О судьбах каких людей мы узнаем? (Мармеладовы, мать и сестра Раскольникова)
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
Прочитать 2 часть романа.
Обратить внимание на психологическое состояние Раскольникова до и после преступления.
Подумать надо причинами убийства.
IX. Рефлексия (2 минуты)
- Какую работу мы проделывали? На что она была направлена?
- Давайте подумаем, зачем мы читаем художественные произведения? Что нам даст прочтение романа Достоевского?
Выставление оценок (1 минута)
Ирина Владимировна Казарцева