Урок литературы в 10 классе «Образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели: определить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- Героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», которым по жизненным позициям близка теория Раскольникова, которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей, называют «двойниками» бывшего студента. «Мы одного поля ягоды», - говорит Раскольни-кову Свидригайлов. Действительно ли это так? Является ли Свидригайлов двойником бывшего студента? Что сближает этих героев? На этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Кто такой Аркадий Иванович Свидригайлов? Что мы узнаём о жизни этого героя? Как эта жизнь характеризует его? Расскажите о Свидригайлове, опираясь на материал письма матери Раскольникова, слова Лужина и рассказы самого героя.
И письмо Пульхерии Александровны, и слова Лужина характеризуют Свидригайлова как злодея, раз-вратника: преследовал Дуню, причастен к делу «душегубства» (жестоко оскорбил глухонемую девочку, и она повесилась), повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, был выкуплен Марфой Петровной из тюрьмы, где сидел за долги. Однако именно Свидригайлов избавил Дуню от позора и восстановил её доброе имя, отдав жене письмо Дуни. Сам Свидригайлов говорит о том, что он «дворянин, служил два года в кавалерии, потом … в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне», «был шулером».
- Свидригайлов – самая загадочная фигура в романе: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для обыкновенного подлеца. Какие эпизоды романа характеризуют героя с положительной, а какие - с отрицательной стороны?
Отрицательные стороны |
Положительные стороны |
Пользуясь своим положением, пытается оболь-стить Дуню. Делает пребывание в его доме невы-носимым. |
Сам отдал Марфе Петровне обличавшее его письмо Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь. |
По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и глу-хонемой девочки также на совести Свидригай-лова. |
Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость «спасти» ее от Лужина. |
Возможно, смерть Марфы Петровны на его совести. |
|
Думал жениться на 16-летней девочке. |
Не женился, зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету. |
Обманом заманил Дуню в квартиру, пытался силой добиться любви. |
|
Сам о себе говорит: «Я человек развратный и праздный». |
Откровенен. |
Дает деньги на похороны Катерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют |
|
- Уже во время первой встречи с Раскольниковым Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды». Действительно ли это так? Какие параллели между героями можно провести, опираясь на их первый диалог?
Явившись к Раскольникову, Свидригайлов сразу же сообщает о цели своего визита и тут же начи-нает оправдывать свои преследования Дуни: «…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?...и я способен прельститься и полюбить». Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие.
Свидригайлов объясняет происхождение денег, которые предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери или за часы его отца. По сути дела, герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.
Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – «на что-то твёрдо решившийся человек» - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.
Рассказ Свидригайлова о «подстрекательных «немках», оправдывающий насилие по отношению к ним: «…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…» – параллель теории Раскольникова и его преступления.
- Свидригайлов чувствует своё сходство с Раскольниковым, потому и говорит, что между ними «есть какая-то точка общая», что они «одного поля ягоды». Это на самом деле так: идея вседозволенности и отрицания моральных законов, неразличение добра и зла — те принципы, по которым живёт Свид-ригайлов, напоминают теорию Раскольникова о право имеющих и тварях дрожащих.
Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Свидригайлов ис-пользует как руководство к действию. Если жизнь Раскольникова показывает возникновение, разви-тие, проверку теории, её выбор или отрицание, то Свидригайлов — это уже реализованная в жизни теория Раскольникова. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он всю жизнь считает себя право имеющим.
Раскольников показан в момент выбора. У него три возможных пути решения проблемы: первый — признать себя тварью дрожащей, второй — Наполеоном, третий — отречься от своей теории. Раскольников в финале романа встает на третий путь, признавая несостоятельность своей теории, ее ошибочность. Свидригайлов идет по пути Наполеона, считая единичные преступления оправдан-ными, он не обременяет себя вопросами добра и зла.
Переступая через чужие жизни, Свидригайлов переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожида-емого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету доб-рых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возро-дить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал.
У Свидригайлова вроде бы нет четко сформулированной и оформленной теории, однако в разго-ворах с Раскольниковым герой высказывает несколько интересных мыслей, например, о вечности. Как представляет её Свидригайлов?(с.284)
«…одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…»
- Свидригайлов утверждает правду субъективности мира: «быть может, вечности-то и нет», а потому - какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям, все равно никто не знает, что за пределами этого мира ждет человека, а потому каждый живет согласно своим убеждениям и никого упрекнуть, стало быть, нельзя.
Как нравственный циник, Свидригайлов – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Свидригайлов перепробовал в жизни все, и ничто не трогало его души. И вдруг в этой пустой жизни появляется Дуня. С чего начинаются отношения с Дуней?
- Чем заканчиваются?
- Любит ли её Свидригайлов?
- Можно ли согласиться с мнением искусствоведа К. М. Исаевой, считающей, что «Достоевский почти поэтизирует Свидригайлова в момент последней его встречи с Дуней. Здесь пробуждается в нем человек, тоскующий по идеалу, по красоте, но растерявший все человеческое и способный лишь на минутный добрый порыв под влиянием впервые нахлынувшего на него чувства — увы, безответ-ного»?
Можно: Свидригайлов говорит: «…Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать… Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я всё сделаю! Я невозможное сделаю!»
- Свидригайлову нужна любовь Дуни, нужны живые, чистые отношения. «Воздуху, воздуху надоб-но», говорит герой, и эти слова так похожи на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне всё по-зволено» отделяет от людей. Поднимает над ними, но отделяет.
Свидригайлов отступает перед душевной силой Дуни, перед своей любовью к ней. Отпустить Ду-ню - значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же, как все. Теория вседозво-ленности рухнула, и не остаётся в его жизни ничего другого, кроме смерти. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Герой уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград».
Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольни-кова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Сообщение о самоубийстве Свидригай-лова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания.
4.Д/З: перечитать эпизоды встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем, отметить авторские ремарки, сопровождающие речь и поведение героев, и внутренние монологи Раскольникова (ч.3 гл.5, ч.4 гл.5, 6, ч.6 гл.2)
Литература: Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
Кольцов Алексей Вячеславович