12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сенякина Татьяна Петровна23
5

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне.





​​​​​​​



Конспект урока

литературы в 5 классе

на тему:

«У войны не детское лицо».

Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне.



Автор:

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 20 г. Пензы

Сенякина Татьяна Петровна

2020 год

Предмет:

Литература

Тема урока:

«У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.

Цель урока:

познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)

Планируемые результаты:


Личностные:

- привитие литературного вкуса;

- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

- планирование и регуляция деятельности;

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста” и Симонова К.М. “Майор привез мальчишку на лафете”;

- овладение приёмами работы с текстом: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.


Тип урока:

урок художественного восприятия  произведений.

Формы и методы работы:

фронтальная, индивидуальная;

вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),

практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)

Приемы:

«Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое»

Оборудование:


портреты поэтов;

Тексты лирических произведений о войне;

таблица «Ассоциативный ряд к слову «Война»;

мультимедийная презентация «У войны не детское лицо», проектор, экран, ноутбук;

Фильм (цифровой образовательный ресурс) «Дети войны»;

Творческие работы учащихся: рисунки


ХОД УРОКА:

Этапы урока/время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Оргмомент

1 мин.

- Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы.

Приветствие детей

Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).

1 мин.

- Начать мне бы хотелось с необычного вопроса: чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? Что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным?

В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.


ответы учащихся

Формулировка учащимися темы урока

(просмотр фильма «Дети войны» - 3,43 мин.)

5 мин.

Эпиграф (читает учитель): СЛАЙД 1

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

(Р.Рождественский)

- Как вы думаете, о чем эти стихи?

- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и подумать над темой сегодняшнего урока.

(просмотр фильма «Дети войны»)

- Итак, какова же тема нашего урока?


СЛАЙД 2.

Тема урока звучит так: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.


Дети слушают







- о том, что дети должны жить долго и счастливо


- нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны


Учащиеся смотрят фильм.



Ответы учащихся

Актуализация темы (ассоциативное поле).

3 мин.

Ассоциативное поле «Война».

- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах)


- Давайте прочитаем, что у нас получилось.


Дети заполняют таблицу:

Звуки

войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь, копоть, дым

Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль, ненависть, страх…


Формулировка учащимися цели урока.

1 мин.

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях.

Ответы учащихся

Вступительное слово учителя


4 мин.

9 мая наша страна отметит 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.

- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Герой  стихотворения  поэта А. Иоффе говорит:

СЛАЙД 3.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

(звучит 1 куплет песни «Священная война»)

- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
  
СЛАЙД 4.

 Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами.   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

СЛАЙД 5. Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

СЛАЙД 6. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей, в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже. СЛАЙД 7.










Знакомство с пионерами-героями

5 мин.

СЛАЙД 8.

- Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.


(во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев)



































- К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.

Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.



Сообщения учащихся: 

Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

16-летний партизан пал смертью храбрых в бою .

Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
 Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Награжден посмертно.

Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений

13-15 мин.

СЛАЙД 9.











- Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

- Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете?

- Назовите стихотворения, которые мы уже читали?

- Как поэты выражают свою любовь к Родине? Какими показали поэты детей на войне?


- О войне писали и пишут до сих пор.


СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны.

Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение)

Читайте выразительно, вдумчиво, искренне. А после чтения расскажите по данному вам плану, как вы поняли данное стихотворение.


СЛАЙД 11.


Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

А) Название стихотворения и его автор.

Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)

В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)

Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

Е) Главные образы стихотворения.

Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

- В этом стихотворении говорится о том, как…

- Главная мысль заключается в том, что…

- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)

- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…



1. С.Маршак «Мальчик из села Поповки» - выразительно читает 1 ученик, а затем рассказывает по плану о том, как он его понял.



(при желании дети демонстрируют свои рисунки к данному стихотворению)





2. А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий…» - другой ученик читает и анализирует так же.

























3. С.Маршак «Десятилетний человек» (читает 3 ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов: зипунишко, русоголовый, скоротавши)






































4. «Мечты блокадного мальчишки»

Читает 4 ученик. После чтения коротко рассказывает о блокаде Ленинграда и том, через что пришлось пройти жителям блокадного города, затем анализ по плану и объяснение слов:

Канонада, взахлёб


















5. Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…»

Ученица читает стихотворение.


Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал...

Татьяна Шишова







- А. Твардовский, К. Симонов



- «Рассказ танкиста» и «Сын артиллериста»

- ответы учащихся















Мальчик из села Поповки

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок —

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы —

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.












В пилотке мальчик босоногий…

А.Т.Твардовский

В пилотке мальчик босоногий

С худым заплечным узелком

Привал устроил на дороге,

Чтоб закусить сухим пайком.


Горбушка хлеба, две картошки —

Всему суровый вес и счет.

И, как большой, с ладони крошки

С великой бережностью — в рот.


Стремглав попутные машины

Проносят пыльные борта.

Глядит, задумался мужчина.

Сынок, должно быть, сирота?


И на лице, в глазах, похоже, —

Досады давнишняя тень.

Любой и каждый все про то же,

И как им спрашивать не лень.


В лицо тебе серьезно глядя,

Еще он медлит рот открыть.

Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя,

Ты лучше дал бы докурить.


Десятилетний человек

(С. Михалков)


Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.


Мечты блокадного мальчишки

На окнах – надоевшие кресты...

И сутки не смолкает канонада,

А светлые мальчишечьи мечты

Ведут меня по дедовому саду.


Так хочется дотронуться рукой

До яблочной прозрачно-спелой кожи,

Увидеть вновь улыбки и покой

На лицах торопящихся прохожих!


Так хочется, чтоб мамочка моя,

Как прежде, заразительно смеялась,

Израненная взрывами земля

В цветочных росах снова искупалась!


Бумажным лёгким змеем с ветерком

Умчаться ввысь распахнутого неба.

И съесть – взахлёб!

До крошки!

Целиком!

Буханку вкусно пахнущего хлеба!


Они с детьми погнали матерей... (Муса Джалиль)


Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля...

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...


Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия


4 мин.

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.

СЛАЙД 12.

Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.


- Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?

И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 13.

Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу:

1 строка – ключевое слово.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола

4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.

5 строка – синоним ключевого слова.


Например:

Война

Беспощадная, жестокая

Губит, уничтожает, убивает.

Война и дети несовместимы.

Зло.
















Ответы учащихся









Учащиеся пробуют составить синквейн с ключевыми словами: дети, мир, Победа

Домашнее задание


1 мин.

- Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, я хотела бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.


Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!


Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы


17


Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 05.03.21 в 22:24 0Ответить Пожаловаться
мне очень понравился конспект урока! Спасибо, Татьяна Петровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.