Конспект урока литературного чтения по теме «И.А.Крылов. Басни»

0
0
Материал опубликован 15 November 2020

Конспект урока чтения


Тема: И.А.Крылов «Басни»

Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, ин­терес к литературе как части общей культуры.

Оборудование: у каждого ученика учебник «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюст­раций по произведениям И.А.Крылова.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчест­вом великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

Вспомните, пожалуйста, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова.

(высказывания детей, опираясь на материал статей «Заветный сун­дучок», и «Лавровый венок» (по И.Сергееву))

2. Обобщающая беседа. (Показ портрета И.А. Крылова)

t1605470776aa.jpg

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. «Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек».

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и про­ницательные глаза мудрого человека)

Как люди проявили любовь к этому человеку?

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображе­ния персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт во­плотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: «У сильного всегда бессильный виноват...», «Кукушка хвалит пе­туха за то, что хвалит он кукушку...».

И вы, ребята, можете продолжить зачитывать мораль разных басен и везде, как говорил, тот же Н.В.Гоголь «всюду у него Русь и пахнет Русью».

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

Что такого русского, необычного в баснях Крылова?

А что такое вообще басни?

Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Инсценирование басни «Ворона и лисица».

Сейчас ребята покажут и прочитают одну из самых известных клас­сических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, ува­жающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть. Итак, «Ворона и лисица» (инсценировка).

Мораль прочитаем все вместе.

4. Творческие задания.

А сейчас кольцовка басен по рядам. Каждый ряд по очереди назы­вает прочитанную басню И.А.Крылова. Кто назовет последним, тот ряд и победил.

Победители будут читать басню «Свинья под дубом» (в учебни­ке).

Чтение басни в учебнике по ролям.

t1605470776ab.jpg

Какие слова из басни являются моралью?

А какие слова из других басен И.А.Крылова стали крылатыми выражениями или пословицами. Откройте тетради, зачитайте их и назови­те, из какой басни они выписаны.

t1605470776ac.jpg



t1605470776ad.jpg


А из какой басни эта пословица «А проку на волос нет в них».

5. Инсценировка басни «Мартышка и очки».

6. Выразительное чтение басни «Две бочки».


t1605470776ae.jpg


А в какой басне Крылова героиня тоже хотела попасть в большие за­бияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала («Слон и Моська»).

7. Инсценировка басни «Слон и Моська».

8. В какой басне показывается значимость музыкального таланта? («Квартет»).

Инсценировка басни «Квартет».

9. Чтение наизусть басен Крылова детьми.

t1605470776af.jpg



5. Викторина

Кто лето красное пропел? {стрекоза)

Кто нашел жемчужное зерно? {петух)

Какие грызуны щуке хвост отъели? {крысы)

На кого лягушка хотела быть похожа? {вол)

Кто наделал славы, а моря не зажег? {синица)

Кому осел посоветовал познакомиться с петухом?

Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? {виноград)

Кто насолил всей деревне? (волк)

t1605470776ag.jpg

Кривляки в баснях Крылова (обезьяны,)

В какой басне лев воевал и с кем?

В какой басне лев говорил с пчелой?

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились рус­скому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедуш­ка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: «...Крылов превзошел всех нам известных баснопис­цев».

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.