Серия уроков исследования литературного чтения в начальной школе по теме «Басни» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 14 March 2022

Серия уроков- исследования литературного чтения в начальной школе

Руденко Валентина Михайловна

учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 54

имени Василия Коцаренко г. Краснодар

 

Аннотация: одним из эффективных способов формирования УУД у младших школьников является урок-исследование. Это обусловлено тем, что смысл метода заключается в моделировании естественного мыслительного процесса, начинающегося с возникновения вопроса и завершающегося ответом на вопрос, решением проблемы.

В статье представлена серия уроков- исследования литературного чтения для обучающихся начальной школы по теме «Басни». На первом уроке обучающиеся, проведя исследование, знакомятся с жанром басен, выделяют особенности данного жанра. На втором уроке - исследования обучающиеся на основе критериев учатся отличать басню от произведений других жанров (сказки и рассказа). На третьем уроке (индуктивного типа) в результате фронтального исследования обучающиеся находят сходства и различия басен И.А. Крылова И Эзопа «Лисица и виноград»

 

Ключевые слова: проблемно- исследовательский метод обучения, урок- исследование, урок индуктивного типа.

 

 

Список литературы

Урок-исследование в начальной школе: Русский язык. Литературное чтение. школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова/, под редакцией Н.Б. Шумаковой – Москва, Просвещение, 2011 –

с. 107 - 115

Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова/, под редакцией Н.Б. Шумаковой – Москва, Просвещение, 2011 – с. 54 -61

 

 

© В.М. Руденко,2021


 


 

Серия уроков- исследования по теме «Басни»

Урок 1 по теме: «Что такое басня»

Обобщение урока: басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ

Цель урока: познакомить детей с понятием «басня», особенностями басенного жанра.

Материалы к уроку: басни И.А. Крылова; карточки с записью характеристик литературного произведения; портрет И.А. Крылова; рабочий лист «Анализируем басню»; карточка с записью обобщения урока.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

выделять жанровые особенности басни: наличие морали и высмеивание недостатков людей через образы животных;

фиксировать особенности басенного жанра;

доказывать свое суждение с опорой на выделение характеристики басенного жанра;

наблюдать отличия басни от произведения других жанров (рассказа, сказки и др.)

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

анализировать текст басни, выделяя главные особенности;

соотносить особенности басни с характеристиками басни;

фиксировать выделенные особенности басни в рабочем листе;

делать вывод.

Ход урока

I. Мотивация. Прием загадка [1, с. 31]

- Ребята, на доске вы видите круг со знаком «?» и два списка слов или выражений: в одном списке слова со значением «Да», в другом - «Нет»

ДА

Содержит скрытый смысл (иносказание)

Мораль, вывод

Описание какого-либо случая

НЕТ

Описание подвига

Чувства, переживания человека

Волшебство

Учитель: Я загадала какое-то слово. Оно спрятано под знаком «?». Попробуйте его отгадать. На доске записаны подсказки, которые помогут вам разгадать загадку, - в левом столбце вы видите слова и выражения, которые

Относятся к загаданному слову, в правом столбце – то, что к этому слову не относится.

2. Поиск решения.

Дети высказывают свои предположения относительно загаданного понятия.

(дети приходят к выводу, что это басня)

-У вас на столах лежат листочки с утверждениями, в какой столбик вы бы их отнесли?

Высмеиваются недостатки с целью поучения («Да»)

Описание биографии героя («Нет»)

Действующие лица – животные («Да»)

Действующие лица: люди, фантастические животные («Нет»)

 

3. Обобщение. Подведение итогов

Учитель. Итак, какое понятие описывают слова в столбике «Да»?

(Выслушиваются ответы детей, на доске открывается слово «басня», спрятанное под знаком «?»)

Что такое басня? Сформулируйте определение понятия «басня», на доске появляется понятие:

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или рассказ.

Учитель. Какие басни вы знаете?

(Дети называют басни, с которыми они уже знакомы)

4. Применение

Учитель читает выразительно басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Учитель. Обоснуйте, почему это литературное произведение относится к басне?

Чем вы будете пользовать, чтобы доказать, что это басня? (критериями, которые записаны на доске)

Поработайте в парах: у вас на столах лежат рабочие листы «Анализируем басню», обсудите и заполните рабочий лист.

(Обучающиеся доказывают, что «Стрекоза и муравей» - это басня)

5. Подведение итога. Рефлексия.

С каким жанром литературы мы познакомились? Назовите критерии басни.

Домашнее задание.

Найдите басню И.А. Крылова и заполните рабочий лист.

 

 

 

 

Урок 2 по теме: «Басни И.А. Крылова»

Обобщение по теме: басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Цель урока: научить детей выделять отличительные признаки басенного жанра; учиться находить басню среди произведений другого жанра, расширить круг чтения басен.

Материалы к уроку: басни И.А. Крылова; стихотворения русских поэтов.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

выделять жанровые особенности бани; наличие морали и высмеивание недостатков людей через образы животных;

находить (распознавать) образцы басен среди стихотворений русских поэтов;

басни;

формулировать задачу урока.

 

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

анализировать и демонстрировать понимание прочитанного текста басни, определяя мораль и поведение героев;

доказывать, что данный образец литературного произведения является басней;

сравнивать, сопоставлять и формулировать выводы;

строить устное высказывание- доказательство.

 

Ход урока

1.Мотивация. (прием выполнимое/невыполнимое) [1, с.33]

На доске карточки с названиями литературных произведений: «Волк и Кот», «Собака и Лошадь», «Бабочка», «Барсук», «Щука и Кот».

Учитель. Ребята, посмотрите, на доске – названия литературных произведений, среди которых есть и басни. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «басня», и вы быстро, без труда справитесь с этим заданием: нам необходимо выделить басни.

Давайте вспомним, какое открытие мы сделали на прошлом уроке.

Как вы думаете, какие произведения являются баснями, запишите названия басен на листе, который лежит у вас на парте.

(Обсуждение и запись названий басен идет в малых группах)

Заслушиваются ответы детей, приходим к выводу, что невозможно выполнить задание

Учитель. Почему вы не можете выполнить задание? В чем причина? Что вы не знаете?

(Мы не знаем, что можно отнести к басне)

Учитель. Какие у вас есть предложения, как решить эту проблему?

(Сначала надо прочитать эти литературные произведения)

Учитель. Действительно, пока нельзя сказать точно, какой вариант правильно, необходимо с этими произведениями познакомится и найти среди них те, которые относятся к басням.

Сформулируйте цель урока: определить, что является басней, а что нет.

 

2. Исследование в малых группах. [2, с. 38]

Каждая группа получает одно произведение и критерии литературного жанра

1 группа читает и анализирует рассказ В.Сутеева «Бабочка»,

2 группа читает басню И.Крылова «Собака и Лошадь»

3 группа - басню И.Крылова «Щука и Кот»

4 группа - басню И.Крылова «Волк и Кот»

5 группа – рассказ Е.Чарушина «Барсук»

 

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Обучающиеся читают в группах произведение и в соответствиями с критериями делают вывод о жанре произведения.

Ребята, теперь мы можем составить точный список басен из предложенных произведений.

Учитель. Какие характеристики басенного жанра помогли нам решить проблему?

1.Басня содержит скрытый смысл.

2. В басне есть вывод – мораль.

3.Героя ми басни являются животные.

4.В басне высмеиваются недостатки и пороки людей с целью поучения.

 

 

 

 

 

 

 

Урок №3 по теме: «Эзоп. «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лисица и виноград»

Обобщение урока: басни Эзопа и И. Крылова имеют много общего. И.А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создает свои неповторимые, уникальные басни.

Цель урока: сравнить басню «Лисица и виноград» Эзопа с басней «Лисица и виноград» и И.А. Крылова; развивать критическое мышление.

Материалы к уроку: портреты Эзопа и И.А. Крылова; иллюстрация к басне «Лисица и виноград»; бумажные облачка для записи детей; критериальная таблица; карточка с записью обобщения урока.

Планируемы результаты:

Дети учатся:

отмечать жанровые особенности басен: наличие морали и высмеивание недостатков людей через образы животных;

выделить критерии (основание) для проведения сравнения образцов литературных произведений;

сравнивать тексты басен разных авторов;

систематизировать полученные в ходе сравнения сведений в сводной таблице.

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

анализировать, текст басни, выделяя главные особенности;

выдвигать гипотезы и обосновывать их ;

сравнивать басни, опираясь на выработанные критерии, и формулировать выводы;

фиксировать данные, полученные в ходе сравнения текстов басен;

анализировать найденную информацию.

Ход урока (индуктивного типа)

1.Мотивация (прием загадки)

На доске портреты Эзопа и И.А. Крылова и иллюстрация к басне «Лисица и виноград»

Учитель. Ребята, чьи портреты вы идите?

Молодцы, правильно, на одном из портретов изображен Иван Андреевич Крылов (подписывается фамилия, имя, отчество и годы жизни)

Рядом вы видите портрет другого человека. Это Эзоп (подписываются годы жизни )

Как вы думаете кто это? Почему этот портрет помещен на доске?

(Наверное, он тоже писал басни)

Учитель. Да, вы правы, но почему портреты этих людей помещены рядом?

Дети высказывают свои гипотезы:

Крылов переводил басни Эзопа. Оба были баснописцами. Оба сочиняли одну басню. Эзоп иллюстрировал басни Крылова. Крылов басню Эзопа переработал, улучшил.

Учитель. Ребята, вы молодцы. В ваших ответах прозвучали отличные гипотезы о творчестве И.А. Крылова. Но как нам решить кто прав? Какая всё таки есть связь между Эзопом и Крыловым?

Какова будет цель нашего исследования сегодня?

Совместно с учителем дети формулируют цель исследования: прочитать басни Эзопа и Крылова «Лисица и виноград», сравнить их, чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

2. Фронтальное исследование.

Давайте составим план исследования:

Прочитать обе басни.

Провести сравнительный анализ текстов басен

Сделать вывод.

Учитель. Как вы думаете, какие критерии (основания) мы можем выделить, чтобы сравнить обе басни? Что нам важно пи сравнении басен?

Дети предлагают свои варианты, учитель фиксирует критерии оценки на доске. В результате формируется список критериев:

Тема

Герои

Форма

Мораль

Язык

Событие

Словарная работа:

Кума – (устар.) Употребляется как обращение к пожилой женщине. (Толковый словарь Ожегова).

Рделись – Рдеть - рдею, рдеешь, совершенная форма (книж.). Краснеть, отливать красным цветом. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

Яхонты – Яхонт -  старинное название рубинасапфира и некоторых других драгоценных камней. (Толковый словарь Ожегова).

Отколь – нареч. (устар. и простореч.). Откуда. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

Око –  (устар.) очей. Мн. ч. от око. Глаз. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

Неймет – безл., несов. (простореч.). Не берет, не схватывает. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

Попусту – разг. напрасно, бесцельно, зря. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

Оскомину – (простореч.) терплое состоянье зубов, тупое нытье в зубах, от кислого питья или пищи, особенно  от не зрелых плодов. (Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова).

 

Чтение басен Эзопа и И.А. Крылова, сравнительный анализ басен. Дети доказывают, что прочитанные произведения – басни:

В произведениях содержится описание конкретного случая –

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет. (И.А. Крылов)

 Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда (Эзоп)

Есть мораль (поучение): Ирония –  насмешка над людьми, которые не могут добиться успеха по причине того, что им не хватает сил, либо силы воли, или ума,  винят в этом обстоятельства, и  которые, потерпели  неудачу в чем-либо, оправдывает ее тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха.

Героями басни являются животные, в этой басне – лисица

 

3. Организация информации. (фронтальная работа)

Учитель. Итак, что общего в обеих баснях? Чем они отличаются?

Давайте найдем сходства и отличия и заполним таблицу. У вас на столах лежат схемы, которые мы сейчас заполним (рис.1)

Учитель. Ребята, давайте синим цветом выделим сходство, красным цветом различия.

4. Связывание информации, формулирование вывода

Учитель. Итак, что у нас получилось? О чём свидетельствует наличие и красного, и синего цветов? Какое заключение о баснях Крылов и Эзопа можно сделать по данным в этой схеме?

Формулируется обобщение урока: басни Крылова и Эзопа имеют много общего. И.А. Крылов взяв за основу лучшие традиции басен Эзопа, создает свои, неповторимые, уникальные басни.

5.Подведение итогов Рефлексия.

Учитель. Давайте вернемся к гипотезам, которые вы выдвигали в начале урока.

Крылов переводил басни Эзопа. (Нет)

Оба были баснописцами. (Да)

Оба сочиняли одну басню. (Да)

Эзоп иллюстрировал басни Крылова. (Нет)

Крылов басню Эзопа переработал, улучшил. (Да)

Оцените правильность каждой выдвинутой гипотезы.

Учитель. Даже если гипотезы были не совсем верными, они нам помогли провести наше исследование.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации