12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабкина Галина Алексеевна361
Россия, Вологодская обл.

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель: Бабкина Галина Алексеевна

УМК «Школа России»

Тема урока: Чтение и анализ рассказа А. И. Куприна «Слон» (1урок).

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для развития читательских и исследовательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям на примере рассказа А.И. Куприна «Слон».

Задачи: формирование навыков правильного, выразительного чтения; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять последовательность событий, умение давать оценку поступкам героев; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему.

Ход урока.

1.Мотивационный этап.

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Проверьте свое рабочее место (проверка готовности к уроку).

- Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).

- Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами вернёмся к этому вопросу.

2. Актуализация знаний.

Послушайте загадку и определите, о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

Он большой, как будто дом.

Весит он почти 6 тонн. (Слон).

Учитель прикрепляет картинку со слоном.

- Что вы знаете о слонах?

2 ученика рассказывают сообщения о слонах.

3. Определение темы и цели урока.

Откройте учебники и назовите тему и цель урока.

Тема нашего урока – чтение произведения А.И. Куприна «Слон».

Цель – прочитать и проанализировать произведение, определить главную мысль произведения.

4. Постановка учебных задач

Задачи урока нужно расположить в правильной последовательности (на карточке).

Рассказ о творчестве А.И. Куприна

Чтение и анализ произведения

Определение главной мысли произведения

Составление плана

Проверьте и прочитайте задачи урока.

5. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

-Ребята, посмотрите на фотографию, вы узнали этого человека? (А.И.Куприн)

Что вы узнали о жизни писателя на прошлом уроке? (Рассказывает 1 ученик).

Выставка книг автора.

6. Первичное чтение и анализ произведения.

Работа с толковым словарем.

Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Найдите выделенные слова в словарях. (Пуд, вершок.)

Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.)

Аршин – старая русская единица измерения длины – 0,71 м.

Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг.

Чтение 1 и 2 частей

Физминутка

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

К какому отрывку подходит иллюстрация?

Чтение 3 и 4 частей

Физминутка для глаз

Чтение 5 и 6 частей

Анализ произведения

От чьего лица ведется рассказ?

- Как звали героиню рассказа?

Давно ли болеет девочка?

- Дайте характеристику Наде (Послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне).

Что посоветовал доктор родителям девочки?

Что приснилось однажды Наде?

О каком желании она рассказала матери?

-В чём состояла трудность исполнения желания?

Какого слона принес ей папа?

Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

Куда отправился отец девочки в поисках живого слона? Почему он так поступил?

Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей.

- Как звали слона? Какой он?

- Как вы думаете, какой самый волнительный момент в рассказе? (разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.)

- Почему хозяин зверинца согласился?

Этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально.

Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Определим основную мысль произведения.

Чему учит это произведение?

Ради здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.

- Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн? (Ответы детей)

Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства. Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Рассказ «Слон» общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными. Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

Составление плана.

Работа в парах. Восстановите последовательность событий.

Непонятная болезнь девочки Нади

Родители переживают за Надю.

Надя хочет друга — живого слона.

Папа идёт на представление в зверинец

Слон идёт к Наде домой

После игры со слоном Надя выздоравливает

Проверьте план, расскажите.

7. Подведение итогов, рефлексия.

Возвращаемся к вопросу начала урока.

- Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.)

- Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди.

Работа с листами самооценки.

- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.

1. Я давал ответы на поставленные вопросы 1 2 3 4 5

2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5

3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5

Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот эти сердечки. Мы говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы и папы, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках. Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. «Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».

Домашнее задание. Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ одной из частей.

Приложения

Сообщение о слонах

1 ученик. Слон – самое большое животное на суше. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн, а африканский 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту

У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

2 ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. В 19 веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.


t1674994637aa.jpg

Рассказ о творчестве А. И. Куприна

А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.

В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.

Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.

Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов.

t1674994637ab.jpg

Раздаточный материал.

Задачи урока

Рассказ о творчестве А.И. Куприна

Чтение и анализ произведения

Определение главной мысли произведения

Составление плана

План

Непонятная болезнь девочки Нади

Родители переживают за Надю.

Надя хочет друга — живого слона.

Папа идёт на представление в зверинец

Слон идёт к Наде домой

После игры со слоном Надя выздоравливает

Листы самооценки

1. Я давал ответы на поставленные вопросы 1 2 3 4 5

2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5

3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5


Интернет-ресурсы.

Картинка слонов https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/28/s_5ddf5917df608/img23.jpg

Портрет писателя https://avatars.dzeninfra.ru/get- zen_doc/4120782/pub_60c64aa803088a3a1a607fb9_60c64ced03088a3a1a672a08/scale_1200

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.