Конспект урока математики по теме: Доли и дроби.
Математика
Тема. Доли и дроби. 3 класс
УМК «Школа России»
Цель урока: формирование у обучающихся первичного представления о том, что такое доли и дроби, как правильно записывать дроби, развитие умения отличать целое от его части, а также воспитание уважительного отношения к иному мнению в процессе организации совместной работы.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
обучающие
продолжить формировать представления обучающихся о том, что такое доли и дроби, умение правильно записывать дроби;
формировать соотносить дроби с графическим изображением, а также сравнивать дроби между собой;
развивающие
учить осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать целое от его части;
развивать умение доносить свою мысль до окружающих, владея приемами диалогической речи;
воспитательные
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу;
воспитывать познавательный интерес к предмету математики, потребность в получении нового знания.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные
имеют представление о том, что такое доли и дроби, умение правильно записывать дроби;
умеют соотносить дроби с графическим изображением, а также сравнивать дроби между собой;
метапредметные
регулятивные
способны осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
познавательные
развивают умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать целое от его части;
коммуникативные
развивают умение доносить свою мысль до окружающих, владея приемами диалогической речи;
личностные
демонстрируют уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу;
проявляют познавательный интерес к предмету математики, потребность в получении нового знания;
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, раздаточный материал (карточки), пирог
Этап фрагмента урока и его образовательная цель | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические средства обучения, оборудование |
Организационно-мотивационный. Цель: настроить учащихся на активную. продуктивную деятельность | Беседа, девиз урока, Хоровое чтение | Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, урок-игру «Кулинарное шоу «МАСТЕР ШЕФ»». И девизом нашего урока станут слова: «Готовить – это же просто! Главное следовать рецепту. Написано положить две чашки соли-кладешь две чашки соли!» Давайте прочитаем наш девиз хором. Все улыбнулись, почему? Нас сегодня ждет много интересного, но прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила посадки: спину, держи ровно, локти положи на стол, ноги вместе. Вот теперь я вижу, что вы действительно готовы к работе. | Приветствуют учителя, читают хором девиз урока, объясняют его смысл, вспоминают правила посадки | проектор и презентация |
Постановка учебной задачи. Цель: вовлечь обучающихся в формулировку темы, цели, задач урока | задание «Реши пример» - хронологическая цепочка, беседа | Откройте, пожалуйста свои тетради – отступите 4 клетки вниз от домашней работы - запишите дату и «Классная работа», а какая будет тема нашего урока мы с вами сейчас и узнаем. Перед вами очень сложные примеры и предлагаю их вместе решить: если вы все решите правильно и расставите буквы с номерами полученных ответов в порядке возрастания – мы с вами узнаем тему нашего урока. Для этого, я предлагаю вам поработать с первым заданием. Итак, вот оно: 360:9:40 = (1) 480:10:24 = (2) 21*3:7:3 = (3) 720:9:20= (4) 250:10:5=(5) 240:10:4 = (6) 490:10:7 = (7) 128:2:8 = (8) 810:9:10 = (9) 10000:100:10 = (10) Молодцы! Что у вас получилось? Верно! Доли и дроби – действительно тема нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте, пожалуйста цель нашего урока. Давайте составим план на урок, чтобы ничего не забыть, с чего мы начнем? Все верно! Молодцы! Теперь мы действительно готовы работать с рецептом, но какой-то неумеха облил листочек с рецептом и количество продуктов исчезло. Выполняя задания нашего урока мы восстановим рецепт и сможем приготовить блюдо. | -слушают учителя, решают примеры, выстраивают буквы в порядке возрастания по номерам, чтоб получилось слово рецепт. -Доли и дроби -узнать, что такое доли и дроби - узнаем, что такое доли и дроби - закрепим свои знания - проверим свои знания - оценим свою работу | Интерактивная доска, сопровождающая презентация |
Учебное действие. Цель: вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность | Беседа, задание по типу «Соедини», «Сравни дроби» Беседа, решение задачи | Начнем мы с того, что же такое доли и дроби и чем они отличаются? Итак, доля – это количественная часть чего-то целого. Например – 1 кусок пирога. Приведите свои примеры. Все верно! Молодцы! А что же такое дробь? Дробь – это число, состоящее из одной или нескольких долей. Она записывается с помощью дробной черты, которая обозначает действие деления и если рассматривать дробь буквально – то ее запись обозначает деление числа, которое стоит над чертой, на то, которое стоит под чертой. Их называют числитель и знаменатель. Числитель – число сверху, знаменатель – число снизу, а между ними знак деления. Знаменатель показывает нам, на сколько частей число разделили, а числитель – сколько из них взяли. Например, разделим пирог на 4 равные части и возьмем из них только 2, тогда мы можем записать это дробью – 2/4. На 4 разделили, а взяли всего 2. Приведите свой пример. Хорошо. Какое число будет числителем (над чертой)? А знаменателем (под чертой)? Все верно! Молодцы! Сейчас, я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить несколько интересных заданий. Начнем с того, что мы проверим, как хорошо вы усвоили понятия доли и дроби. Повара очень устают во время работы и делают разминки ( физминутки) Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку) Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики) И получится тогда Очень вкусная еда. (гладят по животику). Молодцы! Мы с вами хорошо отдохнули, а теперь нам пора вернуться к работе! Для нашего рецепта нужен следующий ингредиент, получить его мы сможем, решив задачу: Ящик с апельсинами и Чебурашкой весил 20 килограммов. После того, как Чебурашка выбросил из ящика четверть всех апельсинов, вес уменьшился на 4 кг. Сколько килограммов весит Чебурашка, если пустой ящик весит 1 кг? | Слушают учителя, приводят примеры долей и дробей, вспоминают правила работы в паре, выполняют задание тренажера. . -работают в паре, выполняют задание по карточке -делают физминутку. -работают фронтально и у доски, выполняют решение задачи | Интерактивная доска, сопровождающая презентация и онлайн сервис Learning apps https://learningapps.org/watch?v=pxgjaohxn25 Карточка (приложение 1) Интерактивная доска, сопровождающая презентация |
Действие контроля и самоконтроля. Цель: осуществить контроль уровня усвоения материала | Самостоятельная работа | Ребята, мы с вами сегодня работали все вместе, вы работали в парах и сейчас я предлагаю вам проверить ваши новые знания и поработать самостоятельно. | -работают самостоятельно, выбирая карточку по уровням. | индивидуальные цветные карточки по уровням (приложение 2) |
Действие оценки и самооценки. Цель: оценка результатов деятельности, осознание качества усвоения учебного материала | Самооценка | Наш урок заканчивается и пора подвести итоги! С какой темой мы сегодня работали? Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы ее? Настало время оценить свою работу на уроке: Если вам было все понятно и вы без труда справились со всеми заданиями – сделайте руками волну, если возникли трудности, но вы с ними справились – треугольник, а если вам был трудно и вы не справились с заданиями – соедините руки в замок. И вот в конце нашего урока-шоу, по нашему рецепту испекли пирог. На сколько частей мы его раздрежем? Какую часть получит каждый, если это записать дробью? Спасибо за работу! Урок окончен! | -доли и дроби -да -да -оцениваю свою работу на уроке. | готовый пирог и нож |
Используемая литература:
Г.Вилейтнер История математики от Декарта до середины 19 столетия (перевод А.П.Юшкевича). – Москва, Изд-во Государственное Физико-математической литературы, 1960.
И.Я.Депман История арифметики, – Москва, Просвещение, 2-е издание, 1965.
Дорофеева Г.В. Учим дроби и доли: для начальной школы-Москва, Эксмо,2011.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. – М.: Аванта +, 1998.
Приложение 1
Приложение 2
Карточка среднего уровня
Карточка достаточного уровня
В рулоне ткани 45 м. Для штор купили 1/5 часть рулона. Сколько метров ткани купили для штор?
Карточка высокого уровня
В рулоне ткани 45 м. Для штор купили 1/5 часть рулона. Сколько метров ткани осталось в рулоне?