Урок математики в 5 классе тема: Доли и дроби
« Урок в память о ВОВ. Блокада Ленинграда»
Учитель: Пименова О.В.
Цель:
― воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, уважения к Отечеству.
― сравнивать обыкновенные дроби, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.
Планируемые результаты:
― осуществлять переработку математического материала в исторический.
― перебор вариантов. Развивать умения выдвигать гипотезы, задавать вопросы, сравнивать.
― вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, обосновывать математические результаты, сравнивать.
― владеть устной и письменной речью.
Ход урока.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Задание 1
Вычислите устно:
от 54 дней,
от 248 лет,
от 1800 ночей?
Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 900 дней. Блокада длилась целых 900 дней! Самым трудным периодом была зима 1941–1942 г, когда основные городские запасы уже закончились или были уничтожены немецкими самолётами. В городе оставалось много детей, стариков, раненных и больных людей. И увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами.
Задание 2
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по
кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по
кг =? г.
Задание 3
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
Задание 4
«Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам….»
Только зимой 1942 года стал лёд на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная “дорогой жизни”. Но Ленинград не сдавался. Люди от мала до велика работали на заводах и фабриках, помогая фронту. Дети тоже работали наравне со взрослыми, им подставляли под ноги ящики, чтобы они доставали до станка. Несмотря ни на что, дети ходили в школу. Из дневника девочки Вали “Пока с учёбой всё благополучно. Имею две четвёрки и одну пятерку, а троек нет. С едой очень плохо. Сегодня не было во рту ни крошки до трёх часов. А потом съела одну тарелку жидких кислых щей без хлеба и выпила две чашки чая с одной конфеткой. Голова кружится от недоедания. А что будет дальше? Надо всё-таки учиться как можно лучше, ведь это всё зачтётся на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться! Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет”.
Декабрь 1941 года. Выдавался хлебный паёк: 500 г рабочим, 400 г служащим, 300 г иждивенцам и детям. Давали также немного мяса, крупы, сухих овощей. Но запасы продуктов заканчивались, и паек всё уменьшался и уменьшался, и в конце концов дошел до 125 г. Из дневника Елены Николаевны Аверьяновой: “Нам давали хлеб по 125 г, представляете?! И отпускали нам буханкой, и вот мы приносили весы и начинали делить её по 125 г”.
ВОПРОС:
- На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов? (Буханку хлеба нужно разделить на 8 частей.)
– Достаточно ли для полноценного питания съедать 1/8 часть буханки в день?
(норма в день составляет 200 гр.)
(1/8 кг = 0,125кг. Норма в день составляет 200 г. 200–125 = 75г. Не достаточно.)
– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение. Сегодня мы с вами на уроке познакомились с великими событиями, которые прошел наш народ, живя в блокадном Ленинграде. Нельзя забыть, ведь ваши сверстники, жившие в блокадном Ленинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе, ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу.
Сколько будет
кг,
кг?
Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.
Задание 5
Первая волна эвакуации:
Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них вывезено 395 091 детей, но впоследствии 175 000 возвращено обратно.
Вторая волна эвакуации:
Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.
За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 чел., авиацией — 35 114 чел., походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22.1.1942 — 36 118 чел., с 22.1.1942 по 15.4.1942 по «Дороге жизни» — 554 186 человек.
Третья волна эвакуации:
С мая по октябрь 1942 г. вывезли 403 тысячи человек. К октябрю 1942 г. эвакуация всех людей, которых власти считали нужным вывезти, была завершена.
ВОПРОС:
Сколько детей вывезено из города в первую волну эвакуации населения? Сколько всего человек за период блокады были эвакуированы из города?
Задание 6
30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась.
Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.
3. Итог урока.
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
Р. Рождественский
Давайте подведем итоги: Трудные ли были задачи?
Что нового сегодня вы узнали?
Назовите самое интересное задание
4. Оценка деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают своё участие на уроке по десятибалльной шкале.
Рефлексия учащихся.
5. Домашнее задание
Составить задачи на тему ВОВ.
Большое спасибо вам всем за сегодняшнюю работу.
Использованная литература:
- Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5–9 классы: Методическое пособие. М.: 2003.
- Материалы журнала “Математика в школе” № 4 2003.
- Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. Изд. “Малыш” – М.: 1987.
- Гранин Д., Донович А. Блокадная книга