Технологическая карта урока математики «Доли. Обыкновенные дроби», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Доли. Обыкновенные дроби" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Доли. Обыкновенные дроби"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием дроби;
- формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности понятия обыкновенной дроби ;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей;
- формировать умения работать с математическим текстом;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
|
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Устный счет (Слайд № 2): 1. Ребро куба 2см. Найдите его объем . 2. Деревянный куб красного цвета с ребром 1дм распилили на кубики с ребром 1см. Сколько получилось кубиков, у которых три грани красного цвета? 3. Площадь полной поверхности куба равна 54 см3. Чему равно его ребро? |
Решают задания , результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1).
Проверяют свои результаты. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и расположите однозначные ответы в порядке убывания (Слайд №3): 15∙11(А) 520:10 (О) 24∙ 3 (З) 64:32 (Л) 0 ∙17 (И) 51:17 (О) 125 ∙8 (К) 40∙60 (Т) 25∙9∙4 (М) 1000:125 (Д) - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №4). -Отсюда, цели урока ... |
Решают примеры и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают в Лист самоконтроля
Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля.
Формулируют цели (Слайд №5): |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.23 учебника. - Что такое доли? Что такое дробь?(Слайд № 6): - Какие дроби называются обыкновенными? (Слайд № 7): Что называют числителем, знаменателем дроби? (Слайд №8): Историческая справка (Слайд № 9): |
Читаю текст учебника.
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд № 10) |
Выполняют упражнения |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания (Слайд № 11): - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задания № 884(устно), 887 (устно). -Какая часть фигуры закрашена? (Слайд № 12): |
Решают результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задачи устно. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть все понятия, связанные долями, обыкновенными дробями). -Давайте повторим(Слайды № 13; 14): -Какая часть фигуры закрашена? (Слайд № 15): |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Решают ,результаты записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой.
|
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 910- устно по цепочке , 2) № 915, 3) № 924(1).
|
Выполняют задание № 924(1), записывают ответы в Лист самоконтроля
|
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №16): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №17). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №18) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 925, 928, 929, 934(а). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устный счет |
2 |
||
Определение темы урока при работе с таблицей |
3 |
||
Запись темы урока |
2 |
||
Запишите в виде обыкновенной дроби ... |
3 |
||
Какая часть фигуры закрашена? |
3 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Решение № 924(1) |
4 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
165 |
72 |
0 |
1000 |
900 |
52 |
2 |
3 |
2400 |
8 |
Приложение 3:
1вариант
1) Вычислите:
14700 : 21:7 ∙ 49
2) Сколько минут :
а) в трети часа;
б) в десятой доле часа;
в) в шестой доле половины часа?
2вариант
1) Вычислите:
22624:56∙(816: 8)
2) Сколько минут :
а) в четверти часа;
б) в половине часа;
в) в двенадцатой доле часа?
презентация к уроку
PPT / 2.3 Мб