Урок математики в 5 классе «Доли. Обыкновенные дроби»

1
0
Материал опубликован 11 November 2018

Пояснительная записка к презентации

ФИО учителя: Лебедева Наталья Ивановна

Должность: учитель математики и информатики

ОУ: МКОУ Мирнинская СОШ

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.

Базовый учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Место в общей структуре курса: глава II «Дробные числа», раздел 1 «Обыкновенные дроби», урок №2

Тип урок: урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с понятием дроби

Планируемые предметные результаты: уметь читать, записывать и объяснять значение обыкновенной дроби; знать названия чисел при записи дроби; понимать значение дробной черты в записи дроби.

Задачи урока:

- обучающие: ввести понятие «доли», «обыкновенные дроби»; сформировать умения записи, чтения обыкновенных дробей, а так же их отображения на числовом луче; 

 -развивающие:  развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

-воспитательные:  воспитывать коммуникативные умения;  способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.

 

Организационный блок

Планируемые результаты урока

Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Доли. Обыкновенная дробь. Дробная черта. Числитель. Знаменатель.

 

Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся читать дроби, записывать их, определять долю от целого, числитель, знаменатель дроби, определять место дроби на числовом луче

 

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, самостоятельно и адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить поправки.

Личностные: мотивация учения, ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи,

самоопределение, формирование позитивной самооценки

 

Инструкции и пояснения

   

Вводное слово учителя

   

Распределение по группам

2 этап (актуализация) Работа в группах - 1 группа - кто сидит справой стороны за партой и следующие за ним, 2 группа - слевой стороны.

4 этап (усвоение новых знаний) работа в парах.

 

Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

При работе в группе:

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- не мешать другим группам;

- соблюдение регламента работы.

 

Мотивационный блок

Кодирование темы урока на координатном луче.

   

Встречались ли в повседневной жизни с понятиями «доля», «дробь».

Пробуют ответить на вопросы: как можно разделить торт на всех ребят нашего класса? Как можно замесить тесто, если требуется половина чайной ложки соды? четверть стакана кефира?

 

Информационный блок.

Устные источники

Чтение и запись дроби

№887,888, 894

История «дроби».

Интернет-ресурсы

Определение части закрашенной фигуры, определение дроби на числовом луче

слайды

Письменные источники

Расшифровка темы урока при работе с координатным лучом.

Бумажный вариант+слайд

Работа с текстом учебника - вставка пропущенных слов, новых понятий.

Бумажный вариант + слайды

Запись дроби

 

Арифметический диктант.

слайд

Графические источники (схемы, диаграммы)

   

Электронные источники

презентация

 
   

Видео источники

   

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

   

Источники информации для учащихся подбирает учитель

   

Аналитический (практический) блок.

Упражнения из учебника

Чтение и запись обыкновенной дроби

История чисел

Работа с учебной литературой, отбор материала по заданной теме.

Письменные источники

Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы

Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка

Рефлексивный.

Методика «Все в твоих руках»

Описание на слайде

Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку

«Цветные заметки на полях»

Отмечают цветными «галочками» понимание нового материала

 


 

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания

детей.

«Учитесь думать, объяснять, учитесь мыслить, рассуждать, ведь в математике, друзья, без логики никак нельзь»

И

Включаются в деловой ритм урока. Проверяют свою готовность к уроку.

 

1

 

2

Актуализация знаний

актуализация опорных знаний и умений

Организует работу в группах, в результате которой учащиеся узнают тему урока.

Г-И

По цепочке с последней парты до первой: каждый ученик определяет букву по ее координате и записывает, передает следующему ученику своей группы. И так далее до первой парты. Проверка по слайду.

Слайд 2-3

3

Проявлять ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся - задает вопросы («Помогите мне замесить тесто…»), вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Молодцы! Мы встретили для нас с вами новые понятия «доли», «дроби». Вы их слышали ранее? Где? Встречали в жизненных ситуациях?

Какие цели мы поставим на урок?

На следующих уроках мы научимся решать различные задачи с дробями.

Кроме того, полученные знания помогут вам в жизни (например: девочкам - правильно замесить тесто, мальчикам - развести бензин с маслом в нужной пропорции)

Ф


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд

Отвечают на вопросы: как можно разделить торт на всех ребят нашего класса? Как можно замесить тесто, если требуется половина чайной ложки соды? четверть стакана кефира?


 


 


 


 


 


 

Дают ответы на вопросы.

Рассматривают примеры на слайде: из повседневной жизни - доли арбуза, круг разделен на секторы, рецепты с указанием дробной части.

Пробуют ставить цели урока.

Слайд 4

3

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

4

Усвоение

новых знаний

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного запоминания

изучаемой темы.

Предлагает учащимся поработать в парах с текстом учебника.

Правила работы в группе. Организует самостоятельное выполнение задания в парах.

Организует самоконтроль по образцу.

П

Знакомятся с текстом учебника с.138-139, в парах обсуждают и выполняют диктант (пропущены слова). Решения возвращаются и с помощью слайда проверяют правильность выполнения задания. Желающие объясняют новые понятия у доски (по слайдам).

(слайды 5-8) Карточка 1:

Каждая из равных частей единицы называется долей.

Для записи любой доли используют горизонтальную черту.

Эту черту называют дробной чертой.

Число под чертой

показывает на сколько

равных частей (долей)

разделили единицу.

Карточка 2.

Дробь – это часть целого.

Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

После проверки - делают записи в тетради.

6

Познавательные:

Организовывать поиск и выделять необходимую информацию; анализировать объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Личностные: проявлять ответственность за результат своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: контролировать и корректировать

     

Организация межпредметных связей. До урока предложить одному из желающих учащихся подготовить сообщение «Из истории дроби».

И

Выступление заранее подготовленного ученика. Ознакомление с историей понятия «дробь».

В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах - встречаются не только целые числа, но и дроби. Дроби были нужны для измерения различных величин в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первыми названиями дробей. В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие учёные считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Впервые в привычном для нас виде дроби стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали употреблять только с XVI века.

3

(Выступающий) Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

(Класс) Слышать, слушать и понимать товарища.

5

Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. (Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Ф

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

 

1

Коммуникативные: проявлять сотрудничество с учителем и сверстниками

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Контроль выполнения заданий учащимися, определение уровня понимания нового материала учениками

Ф-и

Читают дробь, называют числитель и знаменатель. объясняют, как понимают каждую дробь. Записывают дроби.

№887, 888, 894

10

Познавательные: выполнять логические действия и операции.

Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя, оказывать поддержку друг другу.

       

Определяют часть закрашенной фигуры.

Слайд 9-10 Определите, какая часть фигуры закрашена?

5

   

Учитель показывает как определить место дроби на числом луче и предлагает самостоятельно определить учащимся

ф

Учащиеся по заранее заготовленному слайду определяют дробь, которая отмечена на числовом луче.

Слайд 11

Упражнение в определении места дроби на числовом луче (выше указанные дроби) - 1 ученик работает у доски, остальные тетради (так по цепочке)

3

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Предлагает выполнить арифметический диктант с проверкой по эталону (1-3 задания , 4-е задание - проверяет учитель после сдачи тетрадей)

И

Выполнение арифметического диктанта, проверка по эталону (1-3 задания).

Слайд 12-13

Арифметический диктант:

1.Запишите дроби:6/9, 8/10.

2.Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9.

3.Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1.

4. Придумай дробь сам, запиши ей, определи ее место на числовом луче.

5

Личностные: формировать самооценку

Регулятивные: самостоятельно и адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить поправки.

8

Рефлексия:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Напоминает самооценку (учащиеся ознакомлены и практикуется с начала уч.года)

и

На полях в тетради отмечают галочками:

Красная - не понятно, нужна помощь,

Синяя - нужно еще поработать,

Зеленая - все понятно.

 

1

- оценивать свою учебную деятельность.

- понимать личностный смысл учения

   

Предлагает по методике «Все в твоих руках» оценить деятельность ученика\класса в целом на уроке.

Ф

Анализируют свою работу и работу класса в целом на уроке отвечают на вопросы (на слайде 15)

Высказывают свои мнения, впечатления

2

Формулировать свою речь, оценивать собственную и командную деятельность на уроке

9

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.

Комментирует выполнение заданий, проверяет запись их в дневники

ф

Записывают домашнее задание

№895, 884 (м,н,о), по желанию: на рисунке изобразить доли от целого ¼ яблока, 3/6 торта, 1 придумать и изобразить свою

2

Слышать, слушать и понимать учителя, планировать свою работу.

 

Предварительный просмотр презентации

Разработала: учитель математики МКОУ Мирнинской СОШ Лебедева Н.И. Урок математики в 5 классе «Доли. Обыкновенные дроби»

Определите букву по ее координате Б О Л Д Р И 0 1 5 . 1 группа: 2 группа: ? (4) ? (6) ? (4) ? (1) ? (5) ? (3) ? (1) ? (6) ? (0) ? (6)

Определите букву по ее координате Б О Л Д Р И 0 1 5 . 1 группа: 2 группа: ? (4) - Д ? (6) - И ? (4) - Д ? (1) - О ? (5) - Р ? (3) - Л ? (1) - О ? (6) - И ? (0) - Б ? (6) - И

Доли. Обыкновенные дроби.   третья часть стакана четвертая часть яблока шестая часть арбуза  

Что такое доли? Каждая из _____ ______ единицы называется долей. Для записи любой доли используют __ __. Эту черту называют _____ чертой. Записывают: _____. Число под чертой показывает____.

Что такое доли? Каждая из равных частей единицы называется долей. Для записи любой доли используют горизонтальную черту. Эту черту называют дробной чертой. Число под чертой показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу.

Обыкновенная дробь - … Дробь – это___ ____. ____ стоит ____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. ____стоит ____чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

Дробь – это часть целого. Дробь – это часть целого. Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое. числитель Запись: знаменатель

Часто встречаем: - половина - третья часть - четверть - пятая часть  

Определите, какая часть фигуры закрашена?

1 2 3 4 5 6 7 7 7 7 7 7 7 7 0 7 Определи: ? ? ? 0 4

Арифметический диктант: 1.Запишите дроби: шесть девятых, восемь десятых. 2.Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9. 3.Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1. 4. Придумай дробь сам, запиши ей, определи ее место на числовом луче.

Арифметический диктант (проверка): 1. . 2. . 3. .  

Оцени свою работу на уроке отметкой на полях: Красный цвет- не понятно, нужна помощь; Синий цвет - нужно еще поработать; Зеленый цвет - все понятно.

Методика «Все в твоих руках» Методика «Все в твоих руках» Я научился… Я приобрел… Урок дал мне для жизни… Мне было трудно… Было интересно…

Домашнее задание: №895, 884 (м,н,о), по желанию: на рисунке изобразить доли: четверть яблока, треть торта, одну придумать и изобразить свою

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.