Технологическая карта урока математики в 5 классе «Доли. Обыкновенные дроби»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Сазонова Анастасия Сергеевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарска
Предмет: Математика
Класс: 5
Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности понятия обыкновенной дроби
Задачи урока:
Предметные:
Формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей;
Формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Высказывать свое предположение;
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
самостоятельно определяют тему, цели урока;
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно формулируют определения таких понятий, как «доли», «числитель», «знаменатель»;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
выполняют практические задания на вычисления;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Технология проведения урока деятельностный метод
Этап урока (обязательные этапы урока) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Результат |
Коррекция |
Время |
Этап Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся. Настраивает на работу. Предлагает проверить готовность рабочего места. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. |
Создание благоприятного психологического настроя на работу |
1 мин |
|
Постановка проблемы. Целеполагание |
Предлагает сформулировать тему урока: один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами. Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, мы посмотрим с вами мультфильм «Апельсин». (Слайд 1-2) - Предлагает заполнить таблицу (Что вы знаете о долях? Что вы хотите узнать о долях?) |
Выдвигают свои предположения. Под руководством учителя формулируют тему и записывают её в рабочую тетрадь. Заполняют таблицу. Ставят цели урока. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач. Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации. Личностные: самоопределение |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
5 мин |
|
3.Открытие новых знаний |
Проводит фронтальный опрос. - На сколько равных частей нужно разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? - Какую часть апельсина получил каждый герой мультфильма? - Как называются части, на которые разделили апельсин? - Что такое доля? Предлагает попробовать сформулировать определение доли и записать его в рабочую тетрадь. - Как записываются доли? Вводит обозначение записи долей. - Что показывает число под чертой? Над чертой? Вводит понятие обыкновенной дроби. |
Отвечают на вопросы учителя. - на 8 частей; - 1/8 часть. - дольки. Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Доля – каждая из равных частей целого. Делают в тетради соответствующие записи |
Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение. |
Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
6 мин |
|
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Физминутка |
-Учитель предлагает учащимся прочитать дроби, указать для каждой дроби числитель и знаменатель. |
Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах. |
Регулятивные: способность к волевому усилию; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
3 мин 1 мин |
|
5. Включение нового знания в систему знаний |
- Какая часть фигуры закрашена цветом? (выводится на экран) (Слайд 5-10) - Решить задачу: Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Петя прошел 3 км. Какую часть дороги он прошёл? (Слайд 11) Дополнительные задачи (Слайд 12,13) - Какую долю тонны составляет килограмм? - Как называется десятая доля сантиметра? - Сколько сантиметров составляет ¼ метра? - Как называется тысячная доля килограмма? - Сколько метров в 1/5 км? - Как называется тысячная доля метра? Учитель предлагает самостоятельную работу. - Задание 1. Словами записаны доли, а вы их должны записать с помощью цифр и черты. -Задание 2. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок и записать в таблицу, какая часть фигуры закрашена, какая не закрашена. (Слайд 14, 15) |
Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах. Объясняют свой выбор. Производят необходимые вычисления устно. Проверяют и исправляют свои ошибки. Выполняют самопроверку. Выполняют самостоятельную работу на карточках |
Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов. Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата. Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
Умение самостоятельно решать задачи |
20 мин |
|
6.Самоконтроль, взаимоконтроль |
Предлагает обучающимся проверить свои знания с помощью ответов, представленных на слайде. (Слайд 14, 16) |
Обмениваются листами, выполняют взаимопроверку с помощью эталона. |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Познавательные: рефлексия; анализ и синтез объектов. Коммуникативные: оценка своей деятельности и деятельности других людей Личностные: самоопредление. |
Владение основами самоконтроля |
1 мин |
|
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Просит вернуться к таблице, которую заполняли в начале занятия. Какую цель ставили на урок? Удалось ли достичь цели? Каким способом? Где можно применить новые знания? Просит нарисовать улыбку смайлику в таблице (Слайд 17) Задание на дом: п. 23 изучить; № 895, №886, № 926. (Слайд 18) |
Отвечают на вопросы учителя, ставят «+» напротив выполненных задач во второй колонке таблицы. Выражают свои эмоции с помощью рисунка. Записывают домашнее задание в дневник. |
Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию. Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать. Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей Личностные: смыслообразование. |
Оценка своей деятельности и деятельности других людей |
3 мин |