Конспект урока литературы «М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Сказка "Дикий помещик"» (7 класс)
презентация Жизнь и творчество
PPT / 1.69 Мб
аудиозапись
MP4 / 51.13 Мб
Тема урока: М.Е. Салтыков -Щедрин.
Очерк жизни и творчества. Сказка «Дикий помещик»
Цели урока:
- образовательная- познакомить с основными этапами жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, познакомить со сказкой «Дикий помещик», формировать умение анализировать литературное произведение.
-развивающая – совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений; развитие логики, умения систематизировать, делать выводы/
-воспитательная – представить в образах помещика и крестьян то, что подлежит отрицанию: лень, паразитизм, излишняя покорность.
Через отрицание пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.
Методические приёмы: прослушивание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» (аудиозапись), рассказ учителя, презентация к уроку, приемы критического мышления.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока. Запись темы. Целеполагание.
II. Учитель. В сказках Щедрина нашла правдивое отражение, борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками — «дикими помещиками» — и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» — все это собственность барина. Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки» (1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика Светлоокова)» Подпись: Н. Щедрин.
Краткая биография М.Е.Салтыкова- Щедрина. (Презентация).
III Сейчас мы с вами познакомимся со сказкой М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». Прослушивание сказки (аудиозапись).
IV Учитель. Беседа, анализ. Итак, сказка «Дикий помещик»
1.Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите. По каким признакам мы определили, что это сказка?
2.Почему помещик носит такую странную фамилию- Князь Урус-Кучум-Кильдибаев (комментарий учителя- Приём иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, уничтожить крестьянина-кормильца.)
3.Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя. Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Найдите их в тексте.
4.Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?
V Подведение итогов. Ребята, какие качества помещика высмеивает,
даже обличает Салтыков-Щедрин?
1.Назовите синонимы к слову дикий.
2.Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?
3.Ученик: В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.
Учитель-
Крестьяне обездолены и ограблены в годы реформ, не имеют средств к существованию. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик — создатель всех благ на земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка — такова идея этой сказки.
Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства
Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке
Мне понравилось на уроке то, что…
Я бы изменил концовку сказки….
VI Домашнее задание (одно по выбору)
1. Составьте сценарий по сказке «Дикий помещик»
2. Напишите характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
Селиванова Галина Геннадьевна