12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Евгения Борисова826
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Продолжительность урока: 45 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 3 класса и мамы, которые приглашены на открытый урок

Тип урока: углубления в тему

Вид урока: урок-беседа

Цель урока: формировать и развивать музыкально-художественную культуру личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства

Планируемые результаты

Предметные:

Продолжают знакомство с музыкальными произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери;

Вспоминают о том, как велика роль матери в жизни каждого человека;

Учатся подбирать слова, которые передают чувства при слушании музыки, просмотре картин, чтении стихотворений, посвященных матери;

Получат возможность сопоставить музыкальные и художественные образы: Ф.Шуберта и Рафаэля, С.В.Рахманинова и В.Васнецова

Развивают вокально-хоровые умения и навыки, через исполнение песен о мам

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, слушателя; учиться оценивать достигнутые результаты;

Познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентируются в учебнике; анализируют музыкальные произведения; делают выводы;

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

Личностные: воспитывать духовно – нравственных качества (ценить и уважать свою мать, проявлять заботу о ней)

Основные понятия и термины урока: песнопение, молитва, пение без сопровождения - a capella, хор, солист, картина

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная.

Техническое обеспечение урока: фортепиано (синтезатор), ПК (ноутбук) учителя, проекционный экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Программное обеспечение: мультимедийная презентация к уроку (Приложение №1)


Приложение №1
PPTX / 36.06 Мб

Образовательные ресурсы: Учебник, с.40-47

Дополнительное оборудование:

Музыкальный материал:

  • сл. В. Гаврилина, муз. А.Шульгинапесня «Мама»;
  • С.В.Рахманинов – молитва «Богородице Дево, радуйся»
  • Ф.Шуберт – «Аве, Мария»;
  • сл. А.Волосникова, муз.Е.Обуховой –  песня «Мамуля – красотуля»

К данному открытому уроку необходимо провести предварительную подготовку:

  1. раздать стихотворений ученикам о маме, проверить выразительность чтения;
  2. разучивание с классом песню о маме;
  3. договориться с учителем технологии о изготовление классом открыток для мам в виде сердечка

С ц е н а р и й   у р о к а

Организационный момент.

Слайд №1 – черный экран

Учитель приветствует участников и гостей урока.

Доброе утро дети, доброе утро уважаемые родители. Сегодня у нас особенный урок и я надеюсь, каждый из присутствующих вынесет для себя новое знание, наполнит свою душу новыми чувствами и приятными впечатлениями.

Эмоциональный настрой.

Слайд №2

- Начать наш урок я предлагаю с прослушивания песни Валерия Гаврилина.

На слайде появляются задания:

  • Послушай песню!
  • Подумай, как назвать песню…
  • Ответь! Как звучала песня?

Звучит 1 куплет песни «Мама» В.Гаврилина
"Мама" В.Гаврилин
MP3 / 5.66 Мб

Актуализация знаний.

- Поднимите ручки те, кому понравилась песня?

Слайд №3

- А как она звучала? (тихо, нежно, ласково, с любовью, неторопливо, искренно)

Слайд №4

- Почему мы перечислили именно эти слова?

Потому что каждое из них связано с самым прекрасным словом на земле - МАМА.

Мама — это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. «Мама, мамочка!»

Слайд №5

Дети за учителем пропевают припев: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

Слайд №6

- Прослушав песню, какое название вы бы предложили композитору В.Гаврилину?

o1593884266.jpg
Дети озвучивают свои варианты

Сообщение темы урока.

Слайд №7

А я бы предложила назвать словами припева: «Тихая моя, нежная моя, добрая мама!»

Так звучит тема и нашей встречи.

- На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Слайд №8

- Потому, что в воскресенье 24 ноября в нашей стране отмечался добрый праздник - День Матери.

Дети читают стихотворения:

___________: День матери – великий праздник

Для всех времён, для всех веков.

Для каждого он очень важный –

И выразить порой не хватит слов.


___________: День матери - День всех любимых,

День первозданной красоты.

Он во всём неповторимый,

Ему обязан жизнью ты.


__________: И опустись ты на колени,

И руки матери согрей.

Избавь её от огорчений,

Она нам в жизни всех милей.


___________: Ты говори почаще «мама» -

На сердце будет ей теплей.

И в этот День – прекрасный самый –

Её ты лаской обогрей.

- Материнская любовь греет нас до старости. Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

Повторение и изучение нового материала.

Слайд №9-10

- Посмотрите на эту картину. (В.Васнецов. Богоматерь с младенцем).

- Кого мы называем самой главной мамой на земле и на небе? (Богородицу)

Можно предложить ученикам воспользоваться учебниками (стр. 42)

r1593884303.jpg
- Какие еще обращения к Богородице вы знаете? (Всепетая, Царица Небесная, Мадонна)

- Мы с вами на прошлом уроке слушали духовное произведение о Богородице.

Как оно называлось, кто автор? Дети: С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

Слайд №11

- Послушайте уже знакомое вам произведение и постарайтесь заполнить графы таблицы.

(Карточка с табличкой вклеена заранее ученикам в тетрадь)

Звучит фрагмент произведения С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
С.В.Рахманинов
MP3 / 6.74 Мб

- Поделитесь впечатлениями о прослушанной музыке.

- Какое настроение у произведения, какие чувства вызывает?

- Как оно звучало?

Дети заполняют 5 колонку таблицы используя словарь эмоциональных терминов

Слайд №12

Название произведения

Композитор

Кто исполнял?

Исполняется:

с сопровождением «+» или без «-»?

Произведение звучит:

«Богородице Дево, радуйся»

С.В.Рахманинов

хор

_

задумчиво

задушевно

сдержанно

возвышенно

светло


- В исполнении кого мы услышали произведение?

Дети: Эту музыкальную молитву исполняет - хор

- Есть ли музыкальное сопровождение? Дети: Нет, звучали только голоса.

- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения? (a capella)

Слайд №13

- Сейчас мы услышим еще одно произведение, посвященное Божией Матери, которое написал австрийский композитор Франц Шуберт. Называется оно - «Радуйся, Мария!»

Слайд №14

Звучит произведение Ф.Шуберта «Аве, Мария» в исполнении Робертино Лоретти.
Ф.Шуберт
MP3 / 9.32 Мб

- Я обратила внимание, что многие из Вас слушали произведение Шуберта «затаив дыхание». А это значит как?

  • Вслушиваясь
  • Сосредоточенно
  • Очень внимательно, ничего не пропуская
  • С интересом

Слайд №15

Название произведения

Композитор

Кто исполнял?

Исполняется:

с сопровождением «+» или без «-»?

Произведение звучит:

«Радуйся, Мария»

Ф.Шуберт

солист

+

певуче

мелодично

возвышенно

нежно

спокойно

солнечно

Задание: Посовещайтесь в паре и заполните таблицу. Даю вам пару минут для выполнения задания.

- Как звучала музыка? (певуче, мелодично, возвышенно, нежно, спокойно, с любовью и др.)

- Кто исполнял? Обратили ли вы внимание, что песня звучит не на русском, а на итальянском языке.

- Как по-итальянски звучит слово «радуйся»? Ответы детей - «Аве»

- Верно! Послушайте, как красиво распевается это слово солистом. Слайд №16

- Был ли аккомпанемент? Слайд 17

Сравнение двух произведений по таблице.

Слайд 18

- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами С.Рахманинова и Ф.Шуберта. Давайте попробуем сравнить их по таблице, которую мы в течение урока заполняли.

- Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?

Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность.

Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.

Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова, и у Шуберта.

- В чем различие этих произведений?

Учитель благодарит учеников за участие в анализе.

- А теперь порадуем мам своими успехами и проверим, как вы сегодня работали, все ли на уроке усвоили…

Закрепление материала.

Слайд №19

Задание с карточками на повторение.

Установите соответствия между словом и определением. Укажите их стрелочками.

(Можно разрезать слова в виде карточек и сложить в конвертик. Так ученикам еще интереснее работать в парах)

солист

молитва

Ф.Шуберт

аккомпанемент

a capella

С.Рахманинов

хор

обращение

«Богородице Дево, радуйся»

коллектив исполнителей

пение без сопровождения

«Радуйся, Мария»

один исполнитель

сопровождения

c1593883819.jpg

Слайд №20

- «Богородице Дево, радуйся!» и «Ave Maria» - это два гимна, две молитвы, посвящённые всем матерям.

Завершение урока, рефлексия.

- А мы нашим мамам посвящаем эти замечательные слова.

Слайд №21

Чтецы выходят к доске. Встают полукругом, чтобы каждого было видно.

j1593883895.jpg

_________:

Мама – это первое слово.

Мама – это главное слово!

Мама! Для тебя пою песню, родная.

Мама любимая и дорогая!

_________:

Мама – это солнце и небо!

Мама – вкус душистого хлеба!

Мама! Для тебя пою песню, родная.

Мама любимая и дорогая!

_________:

Мама – это шелест листочка!

Мама – это сын или дочка!

Мама! Для тебя пою песню, родная.

Мама любимая и дорогая!

__________:

О маме сложено много песен, одну из них мы сейчас подарим Вам:

1 группа: самым добрым, (поднимают карточку)

2 группа: самым чутким, (поднимают карточку)

3 группа: самым нежным, (поднимают карточку)

4 группа: самым заботливым, (поднимают карточку)

5 группа: самым трудолюбивым, (поднимают карточку)

6 группа: и, конечно же, самым красивым,   Вместе: нашим мамам

x1593883971.jpg
Слайд №22-23

Дети исполняют песню:

сл. Артёма Волосникова, Музыка Е.Обуховой - «Мамуля – красотуля»

r1593884040.jpg

________:Пусть солнце светит ярко, пусть улыбнется нам.

Мы сделали подарки, для наших милых мам!

_________: Мы сделали их сами, хотим вас удивить!

И в этом светлом классе с любовью подарить!

Учитель:

- Дорогие, любимые, мамочки! Примите от ваших детей эти пламенные сердца, которые символизируют безграничную любовь Вам! 

Звучит мелодия песни «Мамуля-красотуля». Дети вручают подарки.

- Ребята, подойдите к своим мамам, подарите им открытки.
Не забывайте, что маму нужно чаще радовать. Это мамам нужно, это мамам приятно.


- Наш открытый урок подошёл к концу. Спасибо, что нашли время и пришли.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Лапина Светлана Александровна, 04.07.20 в 21:44 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробный конспект.
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.07.20 в 07:57 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественно выполненную работу! Заходите в гости!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.