Конспект урока музыки в 5 классе «О доблести, о подвигах, о славе!»

2
0
Материал опубликован 2 June 2016 в группе

О подвигах, о доблести, о славе…

Автор: Емельянова Людмила Вячеславовна учитель музыки «МБУ Лицей №37» г. Тольятти

Класс: 5 класс

Тип урока: урок-беседа, урок закрепления нового материала.

Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

  • развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств, раскрывающих тему защиты Родины;
  • знакомство с жанром реквиема;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, по группам.

Основные термины, понятия: Былина, солдатская песня, ария, реквием, графический рисунок, лирическая поэма.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, видеофильм «Защитникам Отечества посвящается».


                                                           

Ход урока

1. Введение.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок начнется не совсем обычно, посмотрите внимательно на экран. (Видео №1 «Подвиги героев в музыке»)

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

Ответы учащихся: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.

Учитель: Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока, на который нам предстоит найти ответ?

Ответы учащихся: Как разные виды искусства раскрывают тему защиты Родины.

 

2. Актуализация.

Учитель: Действительно, образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины.

Ответы учащихся: былины о русских богатырях; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», русские народные солдатские песни; С.С. Прокофьев опера «Война и мир»; Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 года; Петровские канты; Д.Д. Шостакович «Симфония №7»; А.П. Бородин опера «Князь Игорь» и «Богатырская симфония”; М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.

Учитель: Молодцы, идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве.

 

3. Новый материал.

Знакомство с термином «реквием».

Ре́квием – (от лат. requies покой, отдых, умиротворение) траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. Многие века этот жанр был строго кононическим и исполнялся только в церквях, но к 17 веку превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра.

«Реквием» - так назвали свои произведения поэт Роберт Рождественский, композитор Дмитрий Борисович Кабалевский и литовский художник-график Стасис Красаускас. Именно эти роизведения помогут нам раскрыть и понять тему защиты Родины в искусстве.

Ро́берт Ива́нович Рожде́ственский родился 20 июня 1932 года. Советский поэт, переводчик. Его имя в Советском Союзе было известно всем и каждому. Важнейшим произведением о Великой Отечественной войне в творчестве поэта стала поэма «Реквием». Р. И. Рождественский раскрывал суть событий, отозвавшихся в поэме следующим образом: «На моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть парней. Это – шесть братьев моей мамы. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они в том же самом 41 ушли на фронт, а с фронта вернулся один… Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».

Поэма состоит из 10 глав. Давайте послушаем первую и вторую главы, и сравним их между собой.

(Приложение №1)

Учитель: Сравните пожалуйста эти две части, чем они схожи и чем отличаются между собой?

Ответы детей: В первой главе звучит призыв к современным читателям, к людям Земли: «Убейте войну! Прокляните войну!». Во второй главе отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.

Учитель: Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

Теперь обратимся к музыке с одноименным названием.

Дми́трий Бори́сович Кабале́вский (1904—1987) — советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, доктор искусствоведения, профессор. «Реквием» Д.Б. Кабалевского – сочинение для симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и двух солистов. Трудно переоценить значимость этого произведения как в истории музыки XX столетия, так и в творчестве самого композитора. Д. Кабалевский считал «Реквием самым серьезным произведением из всех своих сочинений. Премьера прошла с огромным успехом, как в нашей стране, так и за рубежом. После премьеры «Реквиема» в США, в декабре 1965 г. газета «Кроникл» писала: «Реквием» Кабалевского – наиболее впечатляющее из всего, что может быть названо музыкальным утверждением этого жанра». В таком же духе высказывались газеты Германии, Венгрии, Болгарии и ряда других стран (2.255). За это произведение Д.Б. Кабалевский был удостоен Государственной премии РСФСР – премии имени М.И. Глинки.

Написан на стихи Р. Рождественского. Реквием состоит из десяти частей. Мы послушаем с вами вступительную и заключительную части. Попробуйте их сравнить.

Слушание музыки («Реквием» Д.Б. Кабалевского «Помните!» и «Наши дети»)

Ответы детей: Эти фрагменты как и главы поэмы «Реквием» контрастны между собой. Первый фрагмент исполнялся солистами, а второй детским хором. В первом фрагменте слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях. А во втором фрагменте слышится надежда на светлое будущее, так как звучат детские голоса. Схожи между собой общей мелодией.

Стаси́с А́льгирдо Краса́ускас (лит. Stasys Krasauskas, родился 1 июня 1929—1977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977). Был близким другом поэта Роберта Рождественского. Так, в совместной дружбе появился альбом гравюр и стихов художника и поэта. В альбом включены 35 гравюр известного советского художника Стасиса Красаускаса и большой цикл стихов поэта Роберта Рождественского, объединенных общей темой — воспоминаниями о павших в Великой Отечественной войне.

Работа с иллюстрациями: (Приложение №2)

- Какая идея воплощена в гравюрах художника?

- Как влияет черно-белый цвет гравюр на их эмоционально-образный строй?

Ответы детей: На гравюрах четко выделяются два плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды мирной жизни людей. Благодаря такой цветовой гамме зритель еще тоньше ощущает конфликт в этих гравюрах: жизни и смерти, добра и зла.

Учитель: Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые», вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Я не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»

 

4. Хоровое пение.

Учитель: А теперь ребята, давайте вспомним и напоем известные вам песни, которые звучат в День победы на 9 мая?

Ответы детей: «День победы», «Катюша», «Синий платочек», «Три танкиста».

Первая группа исполняет песню «Безымянный солдат»

Вторая группа исполняет песню «Последний бой»

Задача каждой группы исполнить песню с эмоциональным откликом, передать смысл, заключенный в ней. А так же внимательно послушать и оценить исполнение другой команды. Высказать свое мнение об этом. (Соответствует ли исполнение художественно-образному содержанию песни? Все ли получилось, как было задумано? Чего не хватило?)

 

5. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Как вы думаете, почему поэт, художник и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? Наш урок я бы хотела закончить просмотром видеофильма «Защитникам Отечества посвящается!»

Приложение 1

Это песня  о солнечном свете,

это песня  о солнце в груди.

Это песня о юной планете,

У которой  все впереди!

Именем солнца,  именем Родины

Клятву даем.

Именем жизни клянемся  павшим героям:

то, что отцы не допели,—

Мы  допоем!

То, что отцы не построили,—

Мы построим!

Устремленные к солнцу побеги,

Вам  до синих высот вырастать.

Мы — рожденные песней победы —

Начинаем жить и мечтать!

Именем солнца,  именем Родины

Клятву даем.

Именем жизни  клянемся павшим героям:

то, что отцы не допели,—

Мы допоем!

То, что отцы не построили,—

Мы построим!

Торопитесь, веселые весны!

Мы погибшим на смену пришли.

Не гордитесь,  далекие звезды,—

Ожидайте гостей с Земли!

Именем солнца,  именем Родины клятву даем.

Именем жизни   клянемся  павшим героям:

то, что отцы не допели,—

Мы допоем!

То, что отцы не построили,—

Мы  построим!

Помните! Через века,  через  года,— Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,—

Помните! Не плачьте!

В горле   сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших  будьте  достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами,

Жизнью  просторной,

каждой секундой, каждым дыханьем

будьте достойны! Люди!

Покуда сердца  стучатся,— Помните!

Какою ценой завоевано счастье,—

пожалуйста,  помните!

Песню свою отправляя в полет,— Помните!

О тех, кто уже никогда  не споет,— Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям  детей расскажите о них,

чтобы тоже  запомнили!

Во все времена  бессмертной  Земли Помните!

К мерцающим звездам   ведя корабли,— о погибших Помните!

Встречайте  трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите  через  года

 

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

 никогда,— заклинаю,—

ПОМНИТЕ!

 

Приложение 2

 
 
 
 
 
Комментарии
Комментариев пока нет.