Конспект урока географии в 9 классе на тему «Пищевая промышленность»
Предмет. Социальная и экономическая география.
9 класс.
Раздел ІІІ. Хозяйство.
Тема 10. Агропромышленный комплекс (6 ч.).
Урок № 45 (№ 3 в теме 10).
Тема урока. Пищевая промышленность.
Цель урока:
Образовательная: сформировать представление об особенностях пищевой промышленности, её значении и роли в АПК; изучить отраслевую структуру, факторы размещения и географию производства пищевой промышленности России и Донецкого края; определить проблемы и перспективы развития пищевой промышленности.
Развивающая: развивать умения работать с картой, в группе, решать проблемные задачи, аргументировать свои мысли, устанавливать причинно - следственные и межотраслевые связи, систематизировать материал и делать выводы о современном состоянии развития отрасли.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемой теме через профориентацию школьников, понимание значения пищевой промышленности в хозяйстве региона и для себя лично; способствовать формированию положительного отношения и творческого подхода к учебной деятельности, укреплению желания самостоятельного получения знаний и их практического применения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая и административная карты Донецкой области, политическая карта мира, схема «Структура агропромышленного комплекса», географические атласы и контурные карты Донецкой области, учебник (География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.), тетради, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Пищевая промышленность», творческие работы учащихся.
Структура урока:
І. Организационный момент 2 мин
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин
ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 8 мин
ІV. Изучение нового материала 18 мин
V. Закрепление изученного материала 5 мин
VІ. Подведение итогов. 5 мин
VІІ. Домашнее задание 2 мин
VІІІ. Рефлексия 2 мин
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие и учебная организация учащихся. Сообщение темы урока. (Слайд 1).
Постановка цели урока с учётом плана характеристики отрасли промышленности. (Слайд 2).
План характеристики отрасли промышленности.
Значение отрасли
Отраслевая структура
Факторы размещения
География производства
Проблемы и перспективы развития
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Учитель выясняет, что для человека, как живого существа, наиболее важно. Для подтверждения мыслей учитель декламирует стих, не говоря последнего слова в нем.
Ешь, сын мой, хлеб и не бросай на землю,
А подними его, коль он не так лежит.
И если сядешь, сын мой, пообедать,
То помни, хлеб имеешь – значит будешь ………
Ученики все вместе говорят последнее слово «жить» и делают вывод о том, что одной из наиболее важных потребностей человека является потребность в питании.
Выясняется, что отрасль, которая обеспечивает людей продуктами питания, называется «пищевая промышленность», продукция которой является жизненно необходимой для каждого человека.
Конфеты, консервы произвожу,
Хлебом с маслом всех накормлю.
(Пищевая промышленность)
ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Учитель организует беседу.
Какой комплекс мы изучаем?
Что такое АПК?
Вспомните, какую структуру имеет АПК, из каких звеньев состоит?
Учащиеся отвечают у доски, используя схему «Структура агропромышленного комплекса». (Слайд 3).
Географический диктант «Звенья АПК».
Класс делится на три группы соответственно звеньям АПК: 1-е звено – отрасли, обслуживающие АПК; 2-е звено – сельское хозяйство; 3-е звено – отрасли по заготовке, переработке и реализации продуктов. Учитель называет различные отрасли, а учащиеся записывают только те, которые относятся к данному им звену. Затем представитель от каждой группы зачитывает свой ответ и проверяет ответы других групп.
Учитель. Распределите отрасли по звеньям АПК: производство сельскохозяйственных машин, свиноводство, торговля, пищевая промышленность, овцеводство, виноградарство, сахарная промышленность, производство удобрений, лёгкая промышленность, производство комбикормов.
Учащиеся определяют место пищевой промышленности в структуре АПК.
ІV. Изучение нового материала.
1. Значение отрасли.
Пищевая промышленность — основная перерабатывающая отрасль в составе АПК, производящая пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия, мыло и моющие средства (на жировых производствах). Учащиеся записывают определение пищевой промышленности в тетрадь.
Это наиболее распространенная на территории России и Донецкого края отрасль. В каждом городе и районе обязательно есть пекарня или хлебозавод, очень часто молокозавод. В каждом крупном городе – мясокомбинат, кондитерская фабрика, завод безалкогольных напитков.
Приём «Микрофон».
Учащиеся берут в руки условный микрофон и по очереди высказывают свое мнение о роли и значении пищевой промышленности.
2. Отраслевой состав пищевой промышленности.
Пищевая промышленность, насчитывающая более двадцати отраслей.
Крупнейшими группами отраслей пищевой промышленности являются: мясная, рыбная, молочная, мукомольно-крупяная, продовольственных товаров. (Слайд 4).
3. Сырьё для пищевой промышленности.
Учитель. Какая отрасль хозяйства поставляет сырьё для пищевой промышленности? Ответ учащихся: сельское хозяйство.
Приём «Найди пару». Определите, какие отрасли пищевой промышленности обеспечивают сырьем растениеводство, а какие – животноводство:
1. Мясная.
2. Мукомольно-крупяная.
3. Макаронная.
4. Молочная.
5. Чайная.
6. Рыбная.
7. Масложировая.
8. Маслосыродельная.
Ответ учащихся: продукция растениеводства используется как сырьё в таких отраслях пищевой промышленности: мукомольно-крупяная, макаронная, чайная, масложировая, а продукция животноводства – в мясной, молочной, рыбной, маслосыродельной.
4. Межотраслевые связи пищевой промышленности.
В системе агропромышленного комплекса пищевая промышленность тесно связана не только с сельским хозяйством, но и с торговлей. Всё шире используются химические добавки: пищевые красители и консерванты, ароматизаторы, которые производит химическая промышленность. Пищевая промышленность связана и с другими отраслями и субъектами хозяйства.
Задание. Составьте схему «Межотраслевые связи пищевой промышленности», используя данные слова для определения отраслей и субъектов хозяйства, взаимодействующих с ней:
1. Электро- и теплоэнергия.
2. Оборудование, машины.
3. Зерно, мясо, молоко, яйца, корма.
4. Услуги по доставке сырья и продукции.
5. Жиры, масло, химические добавки.
6. Здания, производственные сооружения.
7. Кадры, технологии, продукты питания. (Слайд 5).
Учащиеся рисуют схему в тетради и подчёркивают продукцию, которую дает пищевая промышленность другим отраслям и субъектам хозяйства. Затем проводится проверка выполненного задания.
1. Электроэнергетика (электро- и теплоэнергия).
2. Машиностроение (оборудование, машины).
3. Сельское хозяйство (зерно, мясо, молоко, яйца, корма).
4. Транспорт (услуги по доставке сырья и продукции).
5. Химическая промышленность (жиры, масло, химические добавки).
6. Строительство (здания, производственные сооружения).
7. Население (кадры, технологии, продукты питания).
5. Факторы размещения отраслей пищевой промышленности.
Учитель. Проанализируйте следующие факты:
Для производства 1 т сахара необходимо использовать 7 т сахарной свеклы.
Для производства 40 т макарон требуется 60 т муки.
Срок хранения тортов составляет от 24 часов до 30 суток (вафельные торты).
Срок реализации некоторых молочных продуктов составляет всего 7 дней.
Работа с учебником (рис. 108, с.209). Определите факторы производства, играющие решающую роль при размещении предприятий пищевой промышленности.
Ответ учащихся. Сырьевой и потребительский факторы размещения отраслей пищевой промышленности.
Учитель. Отрасли пищевой промышленности можно разделить, в зависимости от факторов размещения, на три основные группы (Слайд 6):
Отрасли, ориентированные на источники сырья: сахарная, маслосыродельная, масложировая, плодоовощная, рыбоконсервная, спиртовая, крупяная и другие. При размещении этих отраслей учитывают затраты сырья на единицу готовой продукции. Как правило, на предприятиях этих отраслей идет высокий его расход сырья (например, при производстве сахара отходы сахарной свеклы составляют 85 %). К тому же многие виды сырья не подлежат длительной транспортировке и хранению.
Отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции: хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная и другие. Предприятия этих отраслей, как правило, используют сырье, уже прошедшее первичную переработку или производят скоропортящиеся продукты, поэтому их размещают вблизи населенных пунктов.
Третья группа – отрасли, ориентирующиеся как на сырье, так и на потребителя. Это мясная, молочная и мукомольная, табачная, чайная отрасли.
Работа в парах, проведение взаимоконтроля. Учащиеся называют друг другу по три отрасли пищевой промышленности и заполняют таблицу:
Отрасль |
Сырье |
Продукция |
Факторы размещения |
Приём «Картографический практикум».
Проанализируйте карты «Плотность населения» и «Экономика» в атласе Донецкой области. Где наблюдается скопление предприятий пищевой промышленности? Назовите причины размещения этих предприятий. Обозначьте на контурной карте центры пищевой промышленности Донецкого края и покажите их на настенной административной карте.
Географическая физкультминутка.
Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
Проверка знания географического положения центров пищевой промышленности Донецкого края.
Учитель называет центр пищевой промышленности, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположен он на востоке или западе Донецкого края, делают наклоны вперед и назад, если объект находится на севере или юге Донецкого края соответственно: Шахтерск, Краматорск, Мариуполь, Снежное, Артемовск, Новоазовск.
Затем учитель называет отрасли хозяйства, если отрасль относится к пищевой промышленности – учащиеся поднимают руки:
Сахарная, химическая, молочная, мясная, газовая, макаронная, рыболовство, рыбоконсервная, садоводство, плодоконсервная.
Учитель. Молодцы! Чему мы сейчас научились? (Правильно, отличать отрасли пищевой промышленности и находить её центры на карте).
География пищевой промышленности России и Донецкого края.
Учитель. Пищевая промышленность России включает в себя около 30 различных отраслей и подотраслей. (Слайд 7). Основными являются: пищевкусовая, мясо-молочная, мукомольно-крупяная и рыбная отрасли. В структуру пищевой промышленности также входят предприятия табачной отрасли.
(Слайд 8). Все крупнейшие центры рыбной промышленности – Мурманск, Калининград, Владивосток располагаются на побережье морей и океанов, т.к. рыба – продукт скоропортящийся, требующий немедленной переработки. 70 % от всего улова рыбы в России даёт Тихий океан.
Производство сахара сосредоточено на юге Европейской части России, т.к. есть сырьё (сахарная свекла), которая хорошо растёт в данных агроклиматических условиях.
Мясоконсервная – в основном в степных районах России, где выращивают скот именно мясной направленности.
Молочная промышленность развита в Вологодской, Псковской областях, Зауралье – на территории, где более влажный климат, сочная трава – условия для выращивания молочного скота.
Центры отраслей, ориентирующихся на потребителя размещены практически везде, где наблюдается значительная концентрация населения.
Лидеры по производству продуктов питания: Центральный, Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский районы. Учитель показывает районы в России на политической карте мира. Учащиеся работают с картосхемой в учебнике, с. 243.
Учитель. Важнейшей отраслью пищевой промышленности Донецкого края является мукомольно-крупяное производство. Ее предприятия размещаются как в районах выращивания зерновых культур, так и вблизи потребителя. Крупнейшие из них работают в городах Еленовке и Ясиноватой. Продукция отрасли используется в хлебопекарной, макаронной и кондитерской промышленности.
Макаронная промышленность ориентирована на потребителя и представлена Донецкой макаронной фабрикой.
Значительного развития достигла маслобойно-жировая отрасль, включающая предприятия по производству растительного масла, маргарина. Производство масла обычно размещается вблизи сырья. Производственными центрами отрасли являются Славянский и Донецкий маслобойно-жировые комбинаты. Подсолнечное масло входит в состав многих продуктов: маргарина, майонеза и др. Эта продукция производится в Донецке, Мариуполе, Красноармейске.
Молочное производство представлено предприятиями Донецка, Константиновки, Артемовска, Марьинки и Володарского.
Регион является значительным производителем мяса, переработку которого осуществляют предприятия мясной промышленности. География этой отрасли представлена предприятиями Донецка, Макеевки «Колбико», Енакиево, Горловки и Мариуполя.
Широкое распространение получило и кондитерское производство, представленное брендами «Конти», «Донко» и «Лаконд». Компании на современном передовом оборудовании выпускает широкий ассортимент конфет, печенья и другой продукции в Донецке, Константиновке, Горловке.
Учитель. Какие продукты питания чаще всего присутствуют на вашем столе? Какие из них производят в Донецком крае, городе? Почему? Какие продукты питания идут на экспорт, а какие импортируются?
Сообщения учащихся по темам: «Пищевая промышленность Донецкого края», «Предприятия пищевой промышленности Макеевки» (Слайд 9).
Проблемы и перспективы развития пищевой промышленности.
Приём «Корзина идей».
Обсуждение проблем пищевой промышленности:
а) нехватка сырья (спад производства в сельском хозяйстве);
б) устаревшее оборудование;
в) снижение качества продукции;
г) повышение себестоимости продукции.
Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. Основные проблемы пищевой промышленности учащиеся записывают в тетрадь.
Приём «Мозговой штурм».
Для обсуждения выносится предложение о решении вопроса обеспечения продуктами питания за счет импортных продуктов. Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу.
Учитель. Перспективы развития пищевой промышленности связаны с
дальнейшей модернизацией производства. Приоритетными задачами отрасли являются:
– расширение ассортимента пищевых продуктов;
– улучшение их питательных и вкусовых свойств;
– производство лечебно-профилактических продуктов;
– уменьшение использования консервантов и вредных для здоровья добавок.
V. Закрепление изученного материала.
Тестирование. (Слайд 10).
1. Решающее значение при размещении предприятий сахарной промышленности имеет фактор:
А) сырьевой;
Б) водный;
В) потребительский.
2. Размещение, каких отраслей пищевой промышленности ориентировано на сырьё и потребителя?
А) хлебопекарной;
Б) сахарной;
В) мясоперерабатывающей.
3. Размещение, каких отраслей пищевой промышленности ориентировано на потребителя?
А) рыбной;
Б) макаронной;
В) крупяной.
4. Ведущей отраслью пищевой промышленности Донецкого края является:
А) мукомольно-крупяная;
Б) рыбная;
В) сахарная.
5. Лидером по производству продуктов питания в России является:
А) Западно-Сибирский;
Б) Центральный;
В) Волго-Вятский.
Ответы: 1. А, 2. В, 3. Б, 4. А, 5. Б.
VІ. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
На уроке мы познакомились с особенностями отраслей пищевой промышленности. Отметили два наиболее важных фактора в размещении отраслей – потребительский и сырьевой. Не все отрасли достаточно развиты и удовлетворяют потребности населения России и Донецкого края, поэтому следует совершенствовать технологии различных производств пищевой промышленности и ее территориальную организацию, чтобы обеспечить потребителя не только разнообразными, но и свежими продуктами.
Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Оценивание учащихся.
VІІ. Домашнее задание. (Слайд 11).
1. Проработать текст учебника: § 21 (Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география Донецкого края / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. - Донецк, 2016. – 186 с.). Письменно ответить на вопросы № 1,2, с. 132.
2. Составить список пищевых продуктов, которые есть у вас дома. Распределить их по отраслям пищевой промышленности, указать производителя. Изучить географию пищевой промышленности по этикеткам. Сделать вывод.
Домашнее задание по выбору:
1. Предложить пути решения основных проблем пищевой промышленности и записать их в тетрадь.
2. Составить по теме «Пищевая промышленность» на выбор:
а) вопросы к тексту учебника § 21; б) тестовые задания, в) тексты с ошибками; г) незаконченные предложения.
VІІІ. Рефлексия. (Слайд 12).
Мы переходим к этапу, который называется самооценка и взаимооценка. На парте у вас лежат листочки. Вам необходимо подчеркнуть или записать правильный, на ваш взгляд, ответ.
На уроке я работал (активно, пассивно)
Своей работой на уроке я (доволен, не доволен)
Мое настроение (стало лучше, стало хуже)
Материал урока мне был (полезен, бесполезен)
Какой материал показался более интересным?
Какие задания, вопросы вызвали наибольшие затруднения? Почему?
За работу на уроке я ставлю себе оценку: «5», «4», «3».
Назовите не менее двух учащихся, которые заслуживают оценку «5».