Урок «Лесная промышленность» (География, 9 класс)
Лесная промышленность.
Ф.И.О. учителя: Анферова Галина Викторовна. Предмет: География 9 класс
Цели и задачи: Познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями их размещения. Сформировать представление об ЛПК и необходимости комплексной переработки древесины. Выполнить практическую работу в контурной карте.
Оборудование: административная карта РФ, электронная карта «Лесная промышленность РФ», учебник, атлас, контурная карта, компьютер, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание целостности природы и хозяйства страны воспитывать настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.
Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, контурной картой, составлять «тонкие» и «толстые» вопросы и анализировать, развивать умение работать в группе и в парах, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки
Предметные: приводить примеры закономерностей размещения отраслей лесной промышленности, центров производства, оценивать особенности развития данной отрасли в нашей стране.
Деятельностный компонент: практическая работа в контурной карте «Оценка лесистости различных регионов РФ. Крупнейшие центры целлюлозно-бумажной промышленности».
Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний.
Ход урока.
1. Работа у карты «Географическая разминка». (Один из учеников показывает на политико-административной карте РФ территории субъектов и их столицы, которые задают ему одноклассники. Приём используется на каждом уроке в течение 5 минут, поэтому отработана очерёдность и система оценивания).
2. Актуализация знаний. Определение темы. (На доске тема закрыта четырьмя пронумерованными карточками. Ребята выбирают карточку, отвечают на вопрос, открывая название темы).
- химико-лесной комплекс состоит из двух отраслей - ….
- к особенностям химической промышленности относится создание материалов, которых нет в природе, неограниченная сырьевая база и …..
- крупнейшие заводы по производству калийных удобрений находятся в городах … и ….
- перечислите химические базы России. Поочерёдно снимает карточки с названия темы на доске.
Итак, что мы будем изучать?
- Какова цель нашего урока?
- Какой план мы используем для изучения отраслей? Вывешивает план на доску.
3. Приём «Удивляй» - проекция слайда на экран, факты из «Занимательной географии Пармы» с.81
4. Изучение нового материала.
- Сегодня в классе присутствуют мои помощники, которые каждый в своей группе, объяснят вам новую тему.
Ваша задача, слушая своего тьютора, составить по одному «тонкому» и «толстому» вопросу. После объяснения нового параграфа, вы в группе обсуждаете составленные вопросы и выбираете одну пару. Затем транслируете его на класс и даёте объяснение, почему это вопрос «тонкий», а этот «толстый».
Работа в группах.
Трансляция вопросов.
Физкультминутка.
- Все встали. Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ.
Встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись.
Садитесь, продолжаем работать.
Тьюторы выставляют оценки в открытый журнал членам своей группы.
5. Закрепление знаний.
- Откройте учебник на стр.112. Поработайте с карточками по тексту параграфа. Выполняем задание «Вставь пропущенное слово».
Тьюторы получают лист с ответами и критериями оценивания. Проверяют и выставляют оценки в Открытый журнал.
6. Практическая часть.
- Все, кто закончил работу с карточкой, открывают атлас стр.21 и к/карту на стр. 15 карта 3. выполняем практическую работу.
Анализ карты «Лесная промышленность» (карта выведена на экран):
-Назовите территории, имеющую площадь лесистости 30% и более.
- Назовите центры целлюлозно-бумажной промышленности России.
-Закончив работать с к/картой, передайте ее друг другу и поставьте оценку товарища. Каждый свою оценку товарища выставляет в Открытый журнал и подводит итог работы на уроке.
7. Рефлексия.
- Пожалуйста, встаньте у кого сегодня «5»… «4»…. «3». Поздравляю с хорошими оценками.
- Что на уроке было главным? А что – интересным?
- Что нового узнали и чему научились?
8. Домашнее задание.
- Запишите на дом параграф 26 прочитать, стр.116 «Вопросы и задания для самоконтроля»: вопросы 1 и 2 – на «3», вопросы 1-4 – на «4», на «5» + «Моя география».