Конспект урока на тему «Живая и неживая природа»
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Санникова Юлия Олеговна Должность: Учитель начальных классов
Полное название ОО : Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа №47 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предмет: окружающий мир Класс: 1 «А» Учебник (УМК, программа): «Школа России»
Тема урока: Живая природа зимой.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: телевизор, ноутбук, видеоматериал к уроку, сигнальные карточки «смайлики», кормушка, карточки с изображениями объектов живой и неживой природы, картинки с животными и птицами, рисунки-раскраски с животными и птицами, картинка с изображением муравья, картинка с изображением зимней природы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
В классе 12 учеников (6 девочек, 6 мальчиков). Из них 5 детей с инвалидностью (двое из них с расстройством аутистического спектра), двое не посещали детский сад, 2 опекаемых. Возраст обучающихся 7-8 лет. Большинство обучающихся не готовы к школе. Уровень развития ВПФ ниже возрастных норм. Дети неусидчивые, невнимательные, не проявляют на уроках познавательную активность, характерно преобладание игровых мотивов и слабость учебной мотивации, недостаточный уровень развития памяти (особенно опосредованной), внимания, восприятия, абстрактно-логических форм мышления, слабость произвольной деятельности. У всех обучающихся выявлено нарушение звукопроизношения. Речь бедна, невнятная, малопонятна для окружающих, интонационно маловыразительна, ограничена бытовым уровнем, допускают «проглатывания», не проговаривания, повторения лишних звуков. Недостаточно развиты фонематические и лексико-грамматические средства языка; для учащихся характерны специфические отклонения в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер. У одного обучающегося с расстройством аутистического спектра речь состоит из нескольких заученных слов и повторением за взрослыми. На уроках дети часто отвечают, не задумываясь, не выслушав до конца, некоторые с трудом дожидаются своей очереди, выкрикивают.
6 детей обучаются в нашей школе с дифференциально-диагностической целью.
На данный момент у обучающихся проходит период адаптации. Кроме этого один опекаемый ребёнок привыкает к жизни в семье.
Коллектив класса ещё не сформирован. Коллективно-общественные отношения в классе сильно подвержены влиянию взрослых.
Цель: Создать условия для уточнения и углубления знаний детей о сезонных изменениях природы зимой, через ознакомление с объектами живой природы - зимующими птицами.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные УУД | Формирование различать объекты живой и неживой природы. Расширение и углубление знаний о некоторых объектах живой природы (зимующих птицах родного края). Усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, сезонными изменениям и природы, между природой и человеком. |
Метапредметные УУД | Формирование умения использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника. |
Личностные УУД | Развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалам социального взаимодействия. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Организационно-мотивационный. 2 мин | Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Словесный – рассказ, Наглядный – показ. | Фронтальная, индивидуальная. | -Ребята, посмотрите какое у нас красивое солнышко на доске. Давайте все подойдем к нему, возьмем лучик и подарим своему соседу, а вместе с ним подарим и хорошее настроение. -Я хочу, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда. -Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку, на столах должны лежать пенал, цветные карандаши и клей. -Молодцы! | -Настраиваются на урок -Проверяют готовность к уроку (показывают предметы руками) | Личностные УУД: владение принятыми ритуалами социального взаимодействиях. |
2.Актуализация знаний. 5 мин | Проверить знания о предметах неживой природы зимой. | Словесный – беседа, объяснение. Практический – работа с картинками. | Фронтальная, индивидуальная, в парах | -Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? -Как вы поняли, что наступила зима? -Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах, у вас на столах есть картинки. Разложите перед собой те картинки, которые относятся к неживой природе зимой. -Что изображено на картинках, которые вы выбрали? (снег, лед) -Почему вы их выбрали? (потому что они не живые) -Оцените свою работу смайликом, если у вас все получилось, поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный. | -Слушают учителя -Отвечают на вопросы, основываясь на знания по изученным ранее темам и личный опыт -Выполняют задание в парах -Отвечают на вопросы -Оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек | Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы, усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между сезонными изменениями природы; Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для расширения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
3.Самоопределение к деятельности. 5 мин | Подвести к теме. Замотивировать на изучение новой темы. | Словесный -беседа, объяснение, рассказ. Практический – работа с картинками. | Фронтальная, индивидуальная. | -Ребята посмотрите, у вас на столах еще остались картинки, кто на них нарисован? (Птицы) Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это -... (ПТИЦЫ) -Птицы относятся к живой или неживой природе? (живой) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали о неживой природе зимой. А хотите узнать о живой природе зимой? -Сегодня я вам расскажу, как зимуют птицы. | -Отвечают на вопросы учителя | Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы. Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям. |
3.Постановка цели и задач урока. 3 мин | Обозначить учебные задачи на урок. | Словесный- беседа, объяснение | Фронтальная, индивидуальная. | -Вы заметили, что зимой птиц меньше, чем летом. -Почему? (потому что некоторые улетели в теплые края) -А есть птицы, которые зимуют с нами. Хотели бы вы о них узнать? -Сегодня на уроке мы с вами постараемся узнать, какие птицы не улетают в теплые края и зимуют с нами. | -Высказывают свои предположения. | Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для расширения познавательных задач, овладевать логическими действиями на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям. |
4.Открытие новых знаний. 11 мин | Уточнение и расширение знаний о птицах зимой. | Словесный- беседа, объяснение, рассказ Наглядный – показ видеоролика, картинки птиц, кормушки, корм птиц. | Фронтальная, индивидуальная | -Сейчас мы посмотрим небольшой фильм, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, какие птицы остаются у нас зимовать. -Каких птиц вы запомнили? (на доске появляются картинки птиц). -Молодцы! -Птицы приготовили для вас веселую физкультминутку, давайте встанем и отдохнем. - Наступили холода. Зима - самое трудное для птиц время года. Оно приносит холод, бураны, метели, но самое страшное для птиц не холод. Самое страшное – голод. Труднее всего птицам приходится в середине зимы. Снега много, а ягод рябины и калины уже нет. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают, что человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много. Воробьи, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из –под коры деревьев. Синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Для снегирей и свиристелей лучшее лакомство – ягоды, рябины (показ) -А как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (сделать кормушки). -Да, можно сделать кормушку, повесить на дереве и приносить туда корм. Саша и Полина вместе с родителями уже смастерили чудесные кормушки. -Где их можно разместить, чтобы птицы из них могли покушать? (на улице) -На продленке мы повесим наши кормушки, будем наблюдать и подкармливать. -Как вы думаете, каких птиц мы можем увидеть на наших кормушках? -Правильно, эти птицы, остаются у нас зимовать. | -Смотрят видео о птицах -Отвечают на вопросы учителя -Выполняют физкультминутку -Слушают учителя -Рассматривают, чем питаются птицы зимой, слушают учителя -Отвечают на вопросы учителя -Рассматривают сделанные детьми кормушки. -Отвечают на вопросы учителя | Предметные УУД: расширение и углубление знаний о некоторых объектах живой природы (зимующих птицах); усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между природой и человеком. Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства, средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями на уровне соответствующей индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника. Личностные УУД: развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других; владение навыками коммуникации; |
5.Закрепление. 7 мин | Закрепить полученные знания | Словестный-беседа, объяснение; Наглядный –показ; Практический | Фронтальная, индивидуальная. | -Чтобы их запомнить лучше, каждый из вас раскрасит птицу (раздаю). -Узнали свою птицу? -Давайте поможем узнать. -Кого вы раскрасили? -Оцените свою работу смайликом, если у вас получилось раскрасить, поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный. -Птицы живая или неживая природа? -Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? -Но чего-то в ней еще не хватает, как вы думаете чего? -Правильно, давайте оживим нашу зимнюю природу и добавим туда птиц, которых вы раскрасили. -Посмотрите ребята, теперь у нас получилась картина, на которой мы видим птиц, которые зимуют у нас. | -Раскрашивают изображения птиц -Помогают друг другу узнать птицу на рисунке, отвечают на вопросы учителя -Приклеивают изображения птиц | Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы; усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы. Метапредметные УУД: формирование умения овладевать логическими действиями, на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника; Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
6. Итог урока. Рефлексия. 2 мин | Провести рефлексию и подвести итог урока. | Словестный-беседа, объяснение. | Фронтальная индивидуальная. | -Что нового мы сегодня узнали на уроке? -Молодцы! -Оцените свою работу на уроке смайликом, если у вас все получилось поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный. -Птички сегодня говорят вам спасибо и в знак благодарности они вам дарят конфетки добра, чтобы вы и в дальнейшем оставались такими же добрыми ребятками и помогали птицам. -Спасибо за урок! | -Отвечают на вопрос -Оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек -Получают благодарность «от птиц» | Метапредметные УУД: формирование умения овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям, готовность слушать собеседника; Личностные УУД: развитие доброжелательности; |
Дата: 09.12.2020г. Подпись педагога:
Пермякова Ольга Анатольевна