Конспект урока на тему «Живая и неживая природа»

1
1
Материал опубликован 28 December 2022


Технологическая карта урока


Ф.И.О педагога: Санникова Юлия Олеговна Должность: Учитель начальных классов

Полное название ОО : Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа №47 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предмет: окружающий мир Класс: 1 «А» Учебник (УМК, программа): «Школа России»

Тема урока: Живая природа зимой.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: телевизор, ноутбук, видеоматериал к уроку, сигнальные карточки «смайлики», кормушка, карточки с изображениями объектов живой и неживой природы, картинки с животными и птицами, рисунки-раскраски с животными и птицами, картинка с изображением муравья, картинка с изображением зимней природы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

В классе 12 учеников (6 девочек, 6 мальчиков). Из них 5 детей с инвалидностью (двое из них с расстройством аутистического спектра), двое не посещали детский сад, 2 опекаемых. Возраст обучающихся 7-8 лет. Большинство обучающихся не готовы к школе. Уровень развития ВПФ ниже возрастных норм. Дети неусидчивые, невнимательные, не проявляют на уроках познавательную активность, характерно преобладание игровых мотивов и слабость учебной мотивации, недостаточный уровень развития памяти (особенно опосредованной), внимания, восприятия, абстрактно-логических форм мышления, слабость произвольной деятельности. У всех обучающихся выявлено нарушение звукопроизношения. Речь бедна, невнятная, малопонятна для окружающих, интонационно маловыразительна, ограничена бытовым уровнем, допускают «проглатывания», не проговаривания, повторения лишних звуков. Недостаточно развиты фонематические и лексико-грамматические средства языка; для учащихся характерны специфические отклонения в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер. У одного обучающегося с расстройством аутистического спектра речь состоит из нескольких заученных слов и повторением за взрослыми. На уроках дети часто отвечают, не задумываясь, не выслушав до конца, некоторые с трудом дожидаются своей очереди, выкрикивают.

6 детей обучаются в нашей школе с дифференциально-диагностической целью.

На данный момент у обучающихся проходит период адаптации. Кроме этого один опекаемый ребёнок привыкает к жизни в семье.

Коллектив класса ещё не сформирован. Коллективно-общественные отношения в классе сильно подвержены влиянию взрослых.






Цель: Создать условия для уточнения и углубления знаний детей о сезонных изменениях природы зимой, через ознакомление с объектами живой природы - зимующими птицами.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные УУД

Формирование различать объекты живой и неживой природы. Расширение и углубление знаний о некоторых объектах живой природы (зимующих птицах родного края).

Усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, сезонными изменениям и природы, между природой и человеком.

Метапредметные УУД

Формирование умения использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалам социального взаимодействия.


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационно-мотивационный.

2 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.


Словесный – рассказ,

Наглядный – показ.


Фронтальная, индивидуальная.

-Ребята, посмотрите какое у нас красивое солнышко на доске.

Давайте все подойдем к нему, возьмем лучик и подарим своему соседу, а вместе с ним подарим и хорошее настроение.

-Я хочу, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда.

-Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку, на столах должны лежать пенал, цветные карандаши и клей.

-Молодцы!

-Настраиваются на урок







-Проверяют готовность к уроку (показывают предметы руками)


Личностные УУД: владение принятыми ритуалами социального взаимодействиях.

2.Актуализация знаний.

5 мин

Проверить знания о предметах неживой природы зимой.

Словесный – беседа, объяснение.

Практический – работа с картинками.

Фронтальная, индивидуальная, в парах

-Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

-Как вы поняли, что наступила зима?

-Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах, у вас на столах есть картинки. Разложите перед собой те картинки, которые относятся к неживой природе зимой.

-Что изображено на картинках, которые вы выбрали? (снег, лед)

-Почему вы их выбрали? (потому что они не живые)

-Оцените свою работу смайликом, если у вас все получилось, поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный.

-Слушают учителя


-Отвечают на вопросы, основываясь на знания по изученным ранее темам и личный опыт

-Выполняют задание в парах


-Отвечают на вопросы


-Оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек




Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы, усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между сезонными изменениями природы;

Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для расширения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника.

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3.Самоопределение к деятельности.

5 мин

Подвести к теме. Замотивировать на изучение новой темы.

Словесный -беседа, объяснение, рассказ.

Практический – работа с картинками.

Фронтальная, индивидуальная.

-Ребята посмотрите, у вас на столах еще остались картинки, кто на них нарисован? (Птицы)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это -... (ПТИЦЫ)

-Птицы относятся к живой или неживой природе? (живой)

-На прошлом уроке мы с вами разговаривали о неживой природе зимой. А хотите узнать о живой природе зимой?

-Сегодня я вам расскажу, как зимуют птицы.

-Отвечают на вопросы учителя















Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы.

Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.

3.Постановка цели и задач урока.

3 мин

Обозначить учебные задачи на урок.

Словесный- беседа, объяснение


Фронтальная, индивидуальная.

-Вы заметили, что зимой птиц меньше, чем летом.

-Почему? (потому что некоторые улетели в теплые края)

-А есть птицы, которые зимуют с нами. Хотели бы вы о них узнать?

-Сегодня на уроке мы с вами постараемся узнать, какие птицы не улетают в теплые края и зимуют с нами.

-Высказывают свои предположения.










Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства для расширения познавательных задач, овладевать логическими действиями на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.

4.Открытие новых знаний.

11 мин

Уточнение и расширение знаний о птицах зимой.

Словесный- беседа, объяснение, рассказ

Наглядный – показ видеоролика, картинки птиц, кормушки, корм птиц.


Фронтальная, индивидуальная

-Сейчас мы посмотрим небольшой фильм, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, какие птицы остаются у нас зимовать.

-Каких птиц вы запомнили? (на доске появляются картинки птиц).

-Молодцы!

-Птицы приготовили для вас веселую физкультминутку, давайте встанем и отдохнем.

- Наступили холода. Зима - самое трудное для птиц время года. Оно приносит холод, бураны, метели, но самое страшное для птиц не холод. Самое страшное – голод. Труднее всего птицам приходится в середине зимы. Снега много, а ягод рябины и калины уже нет.

В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают, что человек не оставит их в беде,

накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много. Воробьи, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из –под коры деревьев. Синицы собирают оставшиеся плоды

и семена растений. Для снегирей и свиристелей лучшее лакомство – ягоды, рябины (показ)

-А как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (сделать кормушки).

-Да, можно сделать кормушку, повесить на дереве и приносить туда корм.

Саша и Полина вместе с родителями уже смастерили чудесные кормушки.

-Где их можно разместить, чтобы птицы из них могли покушать? (на улице)

-На продленке мы повесим наши кормушки, будем наблюдать и подкармливать.

-Как вы думаете, каких птиц мы можем увидеть на наших кормушках?

-Правильно, эти птицы, остаются у нас зимовать.

-Смотрят видео о птицах



-Отвечают на вопросы учителя


-Выполняют физкультминутку



-Слушают учителя















-Рассматривают, чем питаются птицы зимой, слушают учителя









-Отвечают на вопросы учителя






-Рассматривают сделанные детьми кормушки.

-Отвечают на вопросы учителя

Предметные УУД: расширение и углубление знаний о некоторых объектах живой природы (зимующих птицах); усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между природой и человеком.

Метапредметные УУД: формирование умения использовать речевые средства, средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач, овладевать логическими действиями на уровне соответствующей индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника.

Личностные УУД: развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других; владение навыками коммуникации;

5.Закрепление.

7 мин

Закрепить полученные знания

Словестный-беседа, объяснение; Наглядный –показ;

Практический

Фронтальная, индивидуальная.

-Чтобы их запомнить лучше, каждый из вас раскрасит птицу (раздаю).

-Узнали свою птицу?

-Давайте поможем узнать.

-Кого вы раскрасили?

-Оцените свою работу смайликом, если у вас получилось раскрасить, поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный.

-Птицы живая или неживая природа?

-Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?

-Но чего-то в ней еще не хватает, как вы думаете чего?

-Правильно, давайте оживим нашу зимнюю природу и добавим туда птиц, которых вы раскрасили.

-Посмотрите ребята, теперь у нас получилась картина, на которой мы видим птиц, которые зимуют у нас.

-Раскрашивают изображения птиц


-Помогают друг другу узнать птицу на рисунке, отвечают на вопросы учителя






-Приклеивают изображения птиц

Предметные УУД: формирование умения различать объекты живой и неживой природы; усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы.

Метапредметные УУД: формирование умения овладевать логическими действиями, на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

6. Итог урока. Рефлексия.

2 мин

Провести рефлексию и подвести итог урока.



Словестный-беседа, объяснение.

Фронтальная индивидуальная.

-Что нового мы сегодня узнали на уроке?

-Молодцы!

-Оцените свою работу на уроке смайликом, если у вас все получилось поднимите зеленый смайлик, если возникли сложности – красный.

-Птички сегодня говорят вам спасибо и в знак благодарности они вам дарят конфетки добра, чтобы вы и в дальнейшем оставались такими же добрыми ребятками и помогали птицам.

-Спасибо за урок!

-Отвечают на вопрос


-Оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек



-Получают благодарность «от птиц»

Метапредметные УУД: формирование умения овладевать логическими действиями обобщения на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям, готовность слушать собеседника;

Личностные УУД: развитие доброжелательности;


Дата: 09.12.2020г. Подпись педагога:


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии